22.07.2024г. "КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ И ХОРОВОДНЫХ ИГР"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Васильевна Прохорова

    КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ 

И

ХОРОВОДНЫХ ИГР

 

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них

не обходился ни один праздник. Несмотря на

внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют

совершенствованию двигательных навыков,

облегчают процесс адаптации: располагают детей

друг к другу, раскрепощают их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ

 И

ХОРОВОДНЫХ ИГР

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них

не обходился ни один праздник. Несмотря на

внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют

совершенствованию двигательных навыков,

облегчают процесс адаптации: располагают детей

друг к другу, раскрепощают их.

Русская народная игра «Ручеёк» 

Цель:  Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. 

Описание:  Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. 

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками

игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку,

уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном.

На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся

 игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

 Русская народная игра

«Лягушки на болоте» 

Цель:  Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках

на двух ногах. 

Описание:  С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: 

Вот с намокнувшей гнилушки 

В воду прыгают лягушки. 

Стали квакать из воды: 

Ква-ке-ке, ква-ке-ке 

Будет дождик на реке. 

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля.

После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового

журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. 

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. 

Описание:  Дети по считалке выбирают Дедушку. 

По божьей росе, 

По поповой полосе 

Там шишки, орешки, 

Медок, сахарок 

Поди вон, дедушка Рожок! 

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого  - у них свой «дом». 

Дети: Ах ты, дедушка Рожок, 

На плече дыру прожёг! 

Дедушка: Кто меня боится?

Дети: Никто! 

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих.  Только играющие перебегут из дома в дом,  водящий вместе с помощником, займут свое место, игра возобновляется. 

Правила игры:  игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. 

Русская народная игра «Бабка Ё-жка» 

Цель:  Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. 

Описание:  Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ё-жка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: 

Бабка Ё-жка  - Костяная Ножка 

С печки упала, Ногу сломала,

 А потом и говорит: 

— У меня нога болит. 

Пошла она на улицу  - Раздавила курицу.

 Пошла на базар – Раздавила самовар. 

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом».

К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. 

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много. 

Русская народная игра «Бубенцы» 

Цель:  Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. 

Описание:  Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. 

Все дети говорят: 

Трынцы-брынцы, бубенцы, 

Раззвонились удальцы: 

Диги-диги-диги-дон, 

Отгадай, откуда звон! 

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока. 

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не

 должен выбегать за пределы круга. 

Варианты:  Дети, образующие круг, могут водить хоровод

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!» 

Цель:  Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. 

Описание:  Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы,

 плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей исполняют роль лошадок,

которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего: 

«Хлоп, хлоп, убегай, 

Тебя кони стопчут» 

несколько игроков 

произносят: 

«А я коней не боюсь, 

По дороге прокачусь!» 

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу. 

Правила игры:  Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок,

которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры. 

Русская народная игра «В ногу» 

Цель:  Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании. 

Описание:  Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков

одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. 

Правила:  Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли. 

Русская народная игра «Цепи кованные» 

Цель:  Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении

 в две шеренги, беге. 

Описание:  Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против

друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: 

- Цепи, цепи, кованные разбейте нас! 

Кем из нас? – отвечает другая 

- Стёпой!  -  отвечает первая 

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков. 

Русская народная игра

«Малечина-Калечина» 

Цель:  Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство

 спортивного соперничества. 

Описание:  Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и

произносят: 

Малечина-калечина, 

Сколько часов 

Осталось до вечера, 

До летнего? 

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. 

Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует

подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется

только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот,

кто дольше продержит палочку. 

Варианты:  Палку можно держать по-разному: 

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове. 

2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии. 

3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове. 

Правила игры:  Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину 

поддерживать нельзя. 

Русская народная игра «Ткачиха» 

Цель:  Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. 

Описание:  Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив: 

Я весёлая ткачиха, 

Ткать умею лихо, лихо. 

Ай, лю-ли, ай, лю-ли, 

Ткать умею лихо, лихо! 

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку» (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу. 

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

Русская народная игра «Горелочки с платочком» 

Цель:  Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. 

Описание:  Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит

 в руке над головой платочек. 

Все хором: 

Гори, гори ясно, 

Чтобы не погасло. 

Посмотри на небо, 

Птички летят, 

Колокольчики звенят! 

Раз, два, три! 

Последняя пара беги! 

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева).

Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним

 впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. 

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Кукушка

Дети стоят в кругу.
В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород
Прилетела и поет
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.
Ребенок пропевает 
«Ку-ку».
Водящий должен угадать по голосу.

«Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг

Останавливаются, считают загибая пальцы
Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать.
Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал

«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.

С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал,

 тот выполняет роль барашка

Игра «с колокольчиком»

Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.

Заря – Заряница.
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: яркая лента. 

Описание: Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: 
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

«Яша»

Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша,в ракитовом кусту
Грызи, грызи, Яша,спелые орехи.
Лови себе Яша, кого тебе надо.»

Яша бросается за кем-либо.

Пойманный становится Яшей.

«Паучок»

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его

 на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!

Поцелуйная игра «Сахаринка»

Все встают в круг, один - в центре. Его спрашивают:

«Что ты, молодец, не весел,

 что головушку повесил?»

 Тот, кто в центре, отвечает:

 «Сердце болит».

 Круг участников снова задает вопрос:

«По ком сердце болит?».

 Водящий отвечает:

«По Сахаринке».

Остальные игроки советуют:

 «Ну так выбирай Сахаринку».

Все идут по кругу, проговаривая текст, а тот, кто в центре выбирает

 себе «Сахаринку».
Все в кругу произносят текст, двигаясь:
Сахаринка на полу, да на полу,
Не ленива, Сахаринку подними.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.

На последних словах водящий и выбранная «Сахаринка» встают спиной друг к другу.

Все считают хором: «Раз, два, три!» На счет «три» двое в центре должны повернуть голову в любую сторону. Если повернулись в одну сторону, троектратно целуются. Если не в одну, а в разные  стороны, расстаются без поцелуя. В центре остается «Сахаринка», теперь уже ей задают вопрос: «Что ты, девица, не весела. Что головушку повесила?» И игра продолжается дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

26.02.2024г. "Картотека русских народных игр 5-7 лет"

Картотека русских народных игрдля детей 5-7 лет...

2024г . Картотека "Гимнастика для глаз"

Гимнастика для глаз по темам недели в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушения зрения)...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

25.08.2024г. "Картотека культурно-гигиенических навыков"

Картотека культурно-гигиенических навыков для групп раннего возраста Карточка №1 «Я сам». Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры...