«Рекомендации по укреплению психологического здоровья педагога»
консультация

     Работа педагога – одна из сложнейших на земле. Она требует физической закалки, воли, твердости, решительности, настойчивости, физического и психологического здоровья. Как сохранить свое здоровье? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

 

Здание по фактическому адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Консультация на тему:

«Рекомендации по укреплению психологического здоровья педагога»

 

                                     Подготовила и провела

                                                 педагог-психолог высшей категории Лебедева С.Б.

г. Видное,

2024 г.

Цель: повышение уровня компетентности педагога в области психологического здоровья.

Задачи:

  1. Информирование педагогов о способах сохранения и укрепления психологического здоровья.
  2. Формирование навыков здорового образа жизни и действий по сохранению собственного здоровья.
  3. Мотивирование к дальнейшему поиску реабилитационных упражнений и использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни.

     Работа педагога – одна из сложнейших на земле. Она требует физической закалки, воли, твердости, решительности, настойчивости, физического и психологического здоровья.

Как сохранить свое здоровье? В наших современных российских условиях, по статистике Росстата, когда средняя продолжительность жизни женщин опустилась до 73 лет, а мужчин и того меньше – до 58–60, надеяться на помощь со стороны не приходится. О своем здоровье нужно думать самому. На наш взгляд, главное, на что необходимо обратить внимание, – это на сохранение нервной системы. Необходимо уберечь ее от стрессов. (Слайд 2) Психологическое здоровье- педагога- это совокупность профессиональных характеристик личности специалиста, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

     Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью. Большая часть рабочего дня педагога протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

     (Слайд 3). Исследователи выделяют две основные причины, разрушающие психологическое здоровье педагога: их подразделяют на внешние и внутренние.

     К внешним относят – неумение принимать жизнь без критики и протеста, присутствие высоких жизненных притязаний, которые не соответствуют возможностям. конфликтность в системе «руководитель-подчинённый» и «коллега-коллега»; нечёткая организация и планирования труда.

     Внутренние причины: отсутствие умения противостоять стрессам, управлять своими эмоциями, не принимать близко к сердцу жизненные неудачи.

     Все выше перечисленное может привести к эмоциональному выгоранию педагога, а постоянное пребывание в состоянии стресса снижает иммунитет и пагубно сказывается на здоровье. (Экспресс-оценка профессионального «выгорания»).

     Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем. Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

     Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, уважаемые педагоги, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье.

(Слайд 4) Естественные способы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном; вдыхание свежего воздуха;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • чтение стихов; афоризмов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

      Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

     Успокаивающего действия редкого дыхания, можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами. Крупный специалист по профилактическому и лечебному действию волевого ограничения глубокого дыхания К.П.Бутейко считает, что каждая секунда задержки дыхания увеличивает продолжительность жизни на полгода за счет повышения резервов организма.

(Слайд 5) Способ 1. «Передышка»

     Высвобождение дыхания - один из способов выбрасывания из головы проблем и одновременно релаксации.

    Забудьте обо всех неприятностях, просто позвольте себе это. Вы сможете к ним вернуться, когда пожелаете, но нет беды в том, чтобы дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко, можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким, неторопливым дыханием, все ваши неприятности и беспокойство улетучиваются.

Способ 2: «Дыхание на счет 7-11», который помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации.

     Учиться нужно, отстукивая пальцем ритм и считая про себя:

  • Вдох: втягиваем воздух считая «1-2-3-4-5-6-7»
  • Выдох: медленно выдыхаем, считая про себя «1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11» и по новой))) (сначала может не получиться, но при тренировке все получится).

     Как и любой навык, правильное дыхание требует усилий и повторений. Если вы найдёте всего 5 минут в день и будете выполнять упражнения регулярно, то ваша нервная система станет значительно крепче, а вы – увереннее и спокойнее.

      В буклете к практикуму, вы можете ознакомиться с дыхательными упражнениями «вечернего» и «утреннего» типов. «Вечернее»- успокаивающее дыхание. «Утреннее»-  мобилизующее дыхание.

(Слайд №6) Способы саморегуляции при помощи слов

     Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. С помощью слова мы непосредственно воздействуем на психофизиологические функции организма.

Способ 1. «Простые утверждения»

     Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением и снимает беспокойство.

     Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

     Вот несколько примеров:

- «Именно сегодня у меня все получится»;

- «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

- «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом. Я образец выдержки и самообладания».

      Мысленно повторите фразу несколько раз. Для лучшего усвоения этого способа первое время занимайтесь в тихом месте и менее десяти минут. Постепенно ваш разум научится ассоциировать (соединять) этот способ с релаксацией. В конце концов, он начнет срабатывать за 2 - 3 минуты.

      Кроме того, часто люди не получают положительной оценки своего поведения со стороны. А в ситуациях нервно-психических нагрузок, —  это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

     В общении с другими людьми не следует забывать, что человека от животного отличает стремление к собственной значимости. Поэтому надо поощрять людей говорить о себе и научиться слушать. Кроме того, имя человека, самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому следует стремиться запомнить, как можно больше имен и использовать их в общении.

Способы саморегуляции при помощи мысленных образов, и управление мышечным тонусом

     Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 1«Убежище». (Визуализация ресурсного состояния)

     Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться тогда, кода пожелаете. Место не обязательно должно существовать в реальности, его можно придумать. Это может быть остров в океане, космический корабль или просто корабль, берег реки и т.д. Мысленно опишите это безопасное и удобное место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. Можно фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и пойдите в свое личное убежище.

     Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, человек может включать это состояние в трудные минуты.

     Если вы не можете вообразить картину четко, не беспокойтесь, просто работайте с тем, что вам удалось добиться. И ГЛАВНОЕ ПОМНИТЕ: ваше воображение будет совершенствоваться с практикой.

     Кроме того, есть еще более простой способ отвлечения внимания от неприятных или стрессовых мыслей. Это способ позитивного отвлечения, который блокирует эти отрицательные мысли и чувства. В течение нескольких минут нужно сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Можно:

1. Записать 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые вам доставят удовольствие.

2. Можно медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.

3. Потренировать свою память и вспомните 20 осуществленных вами вчера дел.

4. Или в течение 2 минут заняться перечислением качеств, которые вам в себе нравятся.

    Так же позитивному отвлечению, формированию оптимизма и психологической устойчивости способствует и развитие смеховой культуры. Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, как к чему-то второстепенному - это защита человека от самого себя, от своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: «Веселье от всех бед спасенье», «Шутка-минутка заряжает на час», «Веселого болезнь боится», «Улыбка дарит нам продление века, злоба старит человека».

     Английский врач 19 в. Сиденхэм отметил, что прибытие в город паяца значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки муллов, нагруженных лекарствами. Известный врач XIX в. Х.В. Гуфеланд считал, что смех благоприятно воздействует на кровообращение и пищеварение, а авторы книги «Психология здоровья» В.Н. Сергеев и В.Р. Николаев говорят о благотворном действии искреннего смеха на дыхательные пути и легкие, мускулатуру грудной клетки и живота, обмен веществ и работу почек. Особенно благотворна для психологического климата в коллективе шутка руководителя и смех по ее поводу подчиненныx.

     Сотрудники нескольких университетов США, изучавшие эмоциональные реакции женщин на видеофильмы, отметили, что смех повышает, а печаль угнетает иммунитет.

     Поэтому вносите здоровый смех и юмор в свою жизнь. Соберите домашнюю коллекцию видео с записями выступлений сатириков, с комедийными фильмами. Подберите юмористические и смешные книг, сборники забавных рассказов и анекдотов и перечитывайте их время от времени. 3доровые люди должны смеяться и улыбаться. Помните об этом.

     Продолжая дальше, так же хочется сделать акцент на том, что при возникновении усталости, напряжения, переутомления или стресса, особенно большой продолжительности, эффективно и такое средство, как музыка.

     Известно, что около 14 % всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту. Пациенты с неизлечимыми болезнями просят и регулярно слушают его произведения. А в городе Хальмстазе (Швеция) во время родов, женщины слушают концерт В. Моцарта. В этом городе необычайно низка детская смертность.

     Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная тонизирует. Восприятие музыки, ее исполнение и музыкальное творчество наполняют человека смелостью и мужеством, чего так не хватает в жизни. Вокальное же исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и, за счет бессловесного контакта с внешним миром, ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.

     Цветовая культура также является фактором, способным повлиять на его настроение человека и помочь преодолеть психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый - успокаивает, черный - «давит», страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный цвет возбуждает, воодушевляет, но при этом учащает дыхание и пульс, а на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый цвет - большом количестве может вызвать апатию. Зеленый и синий цвета успокаивают и усыпляют, снижают АД и частоту дыхания, желтый - дает надежду, помогает мечтать и фантазировать. Голубой цвет делает человека более миролюбивым и безмятежным, фиолетовый вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.

     Используя эти особенности восприятия цвета, можно подбирать комнатные растения, одежду, декор интерьера и многое другое.

Способ саморегуляции при помощи управления мышечным тонусом

     В приложении к практикуму вы можете увидеть подробное описание тибетского массажа. Это облегченный и адаптированный для европейцев вариант гимнастики, которой подбадривают себя по утрам тибетские монахи. Особенно приятно, что данная система упражнений выполняется прямо в кровати, лучше всего сразу после пробуждения с закрытыми глазами. Ее очень легко освоить, она станет для вас настоящим открытием, так как несет прилив бодрости и заряд энергии на целый день.

 И в конце хотелось бы ещё раз напомнить следующие рекомендации для профилактики и сохранения психологического здоровья специалистов в образовательной сфере:

- делать дыхательную гимнастику, вести здоровый образ жизни;

- тренировать свои эмоции, не драматизировать события;

- не позволять себе расстраиваться из-за пустяков, не придавать значения мелким неприятностям, оплошностям;

- овладевать методами самовнушения, учиться управлять своими мыслями, поведением;

- необходимо научиться отключаться от беспокойных мыслей, переключая свое внимание с помощью следующих факторов: музыки, игры на музыкальных инструментах, физических нагрузок (бег, ходьба, плавание, специальные упражнения);

- взаимодействовать с людьми, понимающими вас, умеющими выслушать, посоветовать, успокоить, посочувствовать.

   (Слайд 7) Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой.

                                                                 Литература

  1. Селукова Н.С. Сохранение психологического здоровья педагога как важный фактор осуществления эффективного профессионального общения. // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. - 2022 г.- №3

                                                        Интернет-источники

  1. Психологическое здоровье педагога: возможности его сохранения и укрепления.  [Электронный ресурс]. URL: https://aumt.ru/UserFiles/rekomendacii-psih_zdorove_ped-ga.pdf (Дата обращения: 25.02.2024)
  2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.med-obr.info/med-organisation/publikatsii_prepodavateley/didenko_zh_a_gurskaya_n_a_.php?clear_cache=Y (Дата обращения: 25.02.2024)
  3. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/680912 (Дата обращения: 25.02.2024)

Приложения

ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

Инструкция:

На следующие предложения ответьте «да» или «нет». Подсчитайте

количество положительных ответов.

1.Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти

на работу, то остаток выходных уже испорчен.

2.Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет,

инвалидности), я сделала бы это без промедления.

3.Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4.То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем,

как выводят меня из равновесия дети.

5.На протяжении последних трех месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

6.Коллегам я придумала обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

7.С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что

могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8.О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9.Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко

всем чертям.

10.За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная

книга, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов

0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше,

переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится

огонек; нужно, чтобы он не погас.

C:\Users\Светлана\Desktop\здоровье педагогов\Документ Microsoft Publisher.jpg

C:\Users\Светлана\Desktop\здоровье педагогов\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

мастер-класс "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"

Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»...

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...