Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»
методическая разработка

Герман Оксана Александровна

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_kineziologicheskaya_samokorrektsiya.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»

Цель: демонстрация применения кинезиологических упражнений для снятия стресса и нервного напряжения у участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО и распространение опыта работы в данном направлении.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с эффективной технологией снятия стресса и нервного напряжения - кинезиологией;
  2. Практически раскрыть преимущества, основные способы применения и правила использования данной технологии в психолого-педагогической практике.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук для демонстрации презентации (теоретическая часть семинара); презентация; бумага формата А4, по два карандаша на каждого участника.

Участники: педагоги МБДОУ

Время проведения: 60 минут.

Ход семинара

- Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада вас приветствовать на семинаре-практикуме, посвященном психологическому здоровью.

1. Разминка (10 мин).  Упражнение  «Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника»

Цель: создание легкой атмосферы, развитие ассоциативного творческого мышления.

Ведущий: - Каждый из участников по очереди придумывает для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

        Далее первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.

        Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».

Примечание:  Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором (примерный перечень характеристик для каждой буквы алфавита представлен в приложении 1).

2. Теоретическая часть (10-15 мин).

Слайдовая презентация «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция».

Цель: введение в тему семинара, знакомство педагогов с кинезиологией.

        В наш век информационных технологий, мы постоянно подвергаемся стрессам и огромному напряжению. Они, в свою очередь, порождают психосоматические заболевания, гипернапряжение, бессонницу, гипертонию, различные проблемы с сердцем.

        Вся наша жизнь состоит из ежедневного стресса. Погода, окружающие люди, близкие и коллеги постоянно проверяют нас на прочность. Останавливают, мешают достичь желаемого, не понимают, нарушают границы и так далее.

        Стресс сковывает нас, вытягивает жизненные силы, не дает почувствовать себя счастливым, а главное накладывает вето на проявление себя творческим, гибким в принятии решений и успешным в движении к своим целям. Так что же такое стресс?

В 50-70-х гг. ХХ в. слово «стресс» стало очень популярным. Р. Лазарус одним из первых обратил внимание на тот факт, что «неспецифическими» реакциями на воздействие среды отвечает не только тело, но и психика. Так впервые были произнесены слова «психический стресс», который чаще называют психоэмоциональным. К середине 80-х гг. ХХ в. большинство ученых согласились с таким определением:

«Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях».

        Стресс – это сумма различных стрессовых факторов. Под ними понимаются всевозможные внешние влияния, оказывающие на нас свое воздействие, а также «влияния внутренние», такие как наши чувства и мысли или процессы обмена веществ.

        Наши мысли и чувства относятся к сильным стрессорам. Нельзя недооценивать влияние того, что происходит «всего лишь» у нас в голове.

        От внешней негативной информации еще абстрагироваться можно, а как от той негативной энергии, которая связана непосредственно с нами? Для этого есть целая наука и имя ей «Кинезиология».

        Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» (имеется в виду мышечное движение) и «logos» - «наука, слово». Получается, что «кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц. Есть и упрощенное определение кинезиологии: кинезиология - это наука о снятии напряжения.

        Кинезиология расположена на стыке психологии, психотерапии, нейрофизиологии и телесных практик. Это метод, посредством которого вы можете значительно улучшить свое самочувствие. Он помогает справиться с повседневным стрессом и его негативными последствиями для здоровья.

        Кинезиология прекрасно решает такие вопросы, как снятие острого стресса при потере, разводе, несчастном случае, вопросы взаимоотношений, любовь - ненависть, гнев и чувство вины, ревность и зависть, неуверенность, проблемы в общении, быстрая утомляемость, отсутствие энергии и сил, депрессии и страхи, панические атаки, восстановление организма после болезней, операций, после перенесенных стрессов - вот далеко не полный перечень того, с чем работает кинезиология. 

Цель кинезиологии

  • Физическое и психическое оздоровление;
  • Гармонизация личности;
  • Творческая реализация;
  • Расширение жизненных возможностей;
  • Возвращение состояния выбора в тех областях жизни, где, как кажется, никакого выбора уже нет и быть не может.

        С помощью методов кинезиологии, в зависимости от своего текущего состояния, можно достигнуть снижения эмоционального напряжения, повышения энергетического уровня и работоспособности, улучшения зрения, слуха, уменьшения хронических болей. Можно проработать актуальные (и возможно, давно похороненные в подсознании) темы, чтобы убрать подсознательный стресс, в результате чего у человека появится понимание для разрешения ситуации и добавится энергия для улучшения своей жизни. С помощью кинезиологии можно достигнуть интеграции работы мозга и тела, которая поможет вам в любых ваших начинаниях в обучении, в работе, в спорте, в творчестве, и просто поможет наслаждаться жизнью.

3. Практическая часть

3.1. Психологический тест «Подвержены ли Вы стрессу?».

Педагогам предлагается определить стадии стресса и степень профессионального выгорания.

3.2. Практическое задание

        Для снятия стрессовых и невротических ситуаций необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга, для этого можно использовать следующий комплекс упражнений, направленных на снятие стресса и эмоционального напряжения.

        Педагогам предлагается на практике потренироваться и выполнить кинезиологические упражнения:

3.2.1. Упражнение «Кочерга»

        Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.

3.2.2. Упражнение «Кнопки мозга»

        Это мини-серия из трех упражнений, как бы включающих «электрическую систему» организма. В результате активизируется кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.

Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).

Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20—30 секунд.

  • Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.
  • Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук
  • Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20—30 секунд положение рук поменять.

3.2.3. Упражнение «Святоша»

        Это упражнение — идеальный способ расслабиться после работы. В положении сидя (можно и стоя, и лежа) расположи ноги параллельно, не скрещивайте их. Расположите кисти у груди и соедините кончики пальцев попарно, словно пытаетесь обхватить шар ладонями.

        Глаза смотрят вниз, язык зажат между зубами. Находитесь в таком положении несколько минут, пока не наступит чувство достаточности или же до появления зевоты. Это упражнение снимает мышечное и психическое напряжение, успокаивает и улучшает раздельную работу правого и левого полушарий мозга.

3.2.4. Упражнение «Энергетизатор»

        Такое упражнение поможет расслабить мышцы плечевого пояса и шеи, увеличить уровень кислорода в крови и активизировать вестибулярный аппарат. Положите скрещенные руки перед собой на стол. Подбородок прижмите к груди.

        Почувствуйте, как расслабляются плечи и растягивается спина. Глубоко вдохните и запрокиньте голову назад, прогибая спину и раскрывая грудную клетку. На выдохе вернитесь в исходное положение. Если выполнять это упражнение регулярно, вскоре вы почувствуете, что усталость как рукой сняло.

3.2.5. Упражнение «Лобно-затылочная коррекция»

        Это упражнение спасет во время тревоги, волнения, неуверенности или даже стресса! Одну ладонь положите на затылок, а вторую — на лоб. Дышите ровно, глубоко, сконцентрируйтесь. Теперь спокойно озвучьте свою проблему. Можете проговорить ее, а можете подумать. Если хочется зевать, значит, тело избавляется от негативного напряжения.

        Когда рука касается лба, кровь циркулирует лучше в лобных долях. Именно там происходит осознание, анализ и поиск решений той или иной проблемы. А на затылке расположена зрительная зона, воспринимающая образы, которые хранит наша память. Упражнение всегда дает положительный результат.

3.2.6. Упражнение «Слон»

        Оно активизирует всю целостную систему организма и улучшает концентрацию внимания. 

Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.

3.2.7. Упражнение «Ухо-нос»

        Такое упражнение особенно нравится детям. Выполнение обычного действия непривычной рукой активизирует новые контакты между клетками мозга. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за левое ухо. Одновременно опустите руки, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук на противоположное. Повторите такое действие несколько раз.

3.2.8. Упражнение «Зеркальное рисование»

        Для выполнения этого упражнения Вам понадобится лист бумаги и два карандаша. Начинайте рисовать обеими руками зеркальные симметричные фигуры, цифры или буквы. Это упражнение позволяет прекрасно расслабить глаза и руки. А синхронная деятельность левого и правого полушарий заметно увеличивает эффективность работы всего мозга.

3.2.9. Упражнение «Крюки»

        «Крюки» — лучшее упражнение для снятия нервного напряжения, оно помогает успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие. Сядьте на стул, скрестив ноги и уложив лодыжку левой ноги на правую. Скрестите руки. Запястье правой руки находится на запястье левой. Соедините пальцы в замок так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

        Выверните руки «наизнанку» перед грудью, пальцы направлены кверху. Голова прямая, взгляд направлен вверх, язык прижат к нёбу. Находитесь в таком положении 3 – 5 минут до появления зевка или чувства достаточности.

        Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров, как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

        Эта простая гимнастика для мозга действительно эффективна. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела.

Регулярное применение кинезиологических упражнений позволяет решать ряд задач и способствует достижению следующих результатов:

В работе с педагогами

• активизации ресурсных возможностей организма;

• снятию стресса, нервного напряжения, усталости;

• профилактике профессионального выгорания педагогов.

В работе с детьми

• повышению работоспособности в деятельности;

• улучшению вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания;

• развитию интеллектуальных и творческих способностей;

• развитию способностей к обучению и усвоению информации;

• восстановлению работоспособности и продуктивности;

• нормализация эмоционального состояния.

  1. Заключительная часть. (5–7 мин). Подведение итогов. Рефлексия.

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы:

  • Как чувствовали себя во время работы?
  • Какой опыт вы приобрели на этом занятии?
  • С какими чувствами вы заканчиваете нашу встречу?

        Этот мир полон стрессов и разочарований. В нем много событий, пробуждающих негативные эмоции. Но он прекрасен! Этот мир великолепен — и каждый день мы проходим мимо чудес.

        И только от нас зависит, что мы выберем – стресс, который будет уродовать наш организм, наше тело и нашу психику, или жизнь в осознанности и радости, полную творческих свершений, реализации своего потенциала и веры в себя.

Литература:

  1. Авидон Ирина, Гончукова Ольга. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. – г. СПб, ООО «Издательство Речь», 2010
  2. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс (Введение в психо-ориентированную кинезиологию) [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]. http://kineziolog.su/content/kineziologiya-snimayushchaya-stress
  3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.

Приложение 1

Примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита

А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.

Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.

В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.

Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.

Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.

Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.

Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.

3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.

И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.

К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.

Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.

М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.

Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.

О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.

П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.

Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.

С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.

Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.

У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.

Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.

X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.

Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.

Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.

Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.

Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.

Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.

Ю — юморист, юный, юркий, юла.

Я — язвительный, яркий, яростный.

                                                                                                                          Приложение 2

Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»

Инструкция: - Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Вопрос

Варианты ответа

почти всегда

часто

иногда

почти никогда

никогда

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

1

Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2

Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3

Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4

В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

5

Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6

Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7

За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8

Ваш вес соответствует Вашему росту.

9

Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

10

Вас поддерживает Ваша вера.

11

Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

12

У Вас много друзей и знакомых.

13

У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

14

Вы здоровы.

15

Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16

Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете. Ваши домашние проблемы.

17

Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18

Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19

За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20

У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

  • почти всегда - 1;
  • часто - 2;
  • иногда- 3;
  • почти никогда- 4;
  • никогда- 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

Семинар-практикум для воспитателей "«Психологическое здоровье воспитанников и педагогов в ДОУ»

Цель семинара - практикума:  повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов ДОУ.Задачи:- Знакомство с понятиям...

мастер-класс "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"

Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...