"Развитие коммуникативных умений в игровой деятельности"
консультация (подготовительная группа)

Мы живём в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьёзное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение – обязательный атрибут развития любой человеческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_umeniy_v_igre.pptx687.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативных умений в игровой деятельности Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… Л. С. Выготский

Слайд 2

Актуальность Мы живём в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьёзное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение – обязательный атрибут развития любой человеческой личности.

Слайд 3

Общение представляет собой «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга». Коммуникация – это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств».

Слайд 4

Коммуникативные: *способность; *навыки; *компетенция; *умения. Как в думаете, в какой последовательности формируются коммуникативные понятия?

Слайд 5

Коммуникативные умения – осознанные коммуникативные действия субъектов и их способность правильно строить своё поведение и управлять им в соответствии с задачами общения. Коммуникативные навыки – доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Коммуникативная способность – индивидуально - психологическая особенность личности, обеспечивающая эффективность общения и совместимость с другими людьми в ходе совместной деятельности. Коммуникативная компетенция – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные знания, умения и навыки, способности, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Слайд 6

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

Слайд 7

Коммуникативные умения дошкольников: выражать свои чувства и эмоции; понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого; взаимодействовать со взрослыми и сверстникам (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать своё эмоциональное состояние в зависимости от ситуации; умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать собеседника, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы; поддерживать разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса.

Слайд 8

Проблемы общения дошкольников с нарушением интеллекта: непонимание обращённой речи; отсутствие или слабое развитие средств общения: речи, мимики, жестов; несформированность дифференциации эмоциональных состояний; непонимание чувств и смысла поведения других детей; неумение найти выход из конфликтной ситуации; неуверенность в себе; несформированность умения выражения своей симпатии, участия, расположения завязать контакт.

Слайд 9

Возможности игры Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Игра создаёт условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей. Игра помогает детям разрешать конфликты и адекватно взаимодействовать с окружающими. Общение является важным элементом любой игры.

Слайд 10

Словесные игры Дают богатый материал для развития диалогической речи. В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Она воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное.

Слайд 11

Подвижные игры Полезно использовать игры, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения: адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, формулировать правильно вопросы.

Слайд 13

Сюжетно-ролевая игра дает возможность: Легко входить в контакт; Активно вступать в диалог; Задавать вопросы и отвечать на них; Строить общение с учетом ситуации; Слушать и понимать речь; Ясно и последовательно выражать свои мысли; Регулировать свое поведение.

Слайд 14

Игры-драматизации Являются эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения; имеют коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Слайд 15

Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, И через воплощение в образ героя сказки ребёнок получает и запоминает все эти приёмы взаимодействия с окружением.

Слайд 16

Настольные и строительные игры Для налаживания диалогического общения хорошо подходят настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры- бродилки , игры с правилами. Игры с правилами ориентированы на соблюдение правил, заданных взрослым, обговорённых со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребёнок действует в соответствии с правилами, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.

Слайд 17

Коммуникативные игры Игры на умение вступать в контакт; Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику; Игры на развитие невербальных умений общения; Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие.  Включает в себя: уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; умение устанавливать причин...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается, как с помощью игровой деятельности развивается и обогащается словарный запас ребенка....

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается о том, как в процессе игровой деятельности происходит развитие и обогащение словаря детей....

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...