ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Выявить особенности речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте
- Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
- Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;
- Улучшить качество всех компонентов устной речи через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»
Сведения о педагоге
1.Ф.И.О.- Кострюкова Ирина Викторовна
2.Дата рождения – 14.11.1987 г.
3. Педагогический стаж работы -5 лет
4. Образование - высшее; МГПИ им. М.Е. Евсевьева; учитель-логопед
5. Квалификационная категория - нет
6. Дата начала работы над темой – сентябрь 2021 года
7. Предполагаемая дата окончания работы – май 2022
Тема: «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС».
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Выявить особенности речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте
- Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
- Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;
- Улучшить качество всех компонентов устной речи через игровую деятельность.
Актуальность
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, поскольку речь имеет большое значение для воспитания и обучения ребенка, формирование его как личности.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты для детей:
Дети должны уметь:
- Согласовывать слова в словосочетаниях
- Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около.
- Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.
- Образовывать существительные во множественном числе.
- Реализовывать новые слова и понятия в речи;
- пользоваться словарем обобщений;
- использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т. д.);
- отвечать на вопросы взрослого;
- рассказывать по картине совместно с воспитателем.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи у детей старшего дошкольного;
- пополнение собственного мини-сайта, распространение публикаций в сетевом педагогическом сообществе;
- пополнение предметно-развивающей среды.
Список использованной литературы
- Детство: Примерная основная общеобразовательгная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб: Детство – ПРЕСС, 2014.
- ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Роменская Л., 2014.
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2014 г.
- Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду / А. К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 2014.
- Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2014.
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. - № 3. – С.14-15.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - М. ,2014.
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Максакова А. И. Учите, играя / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2014.
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2014.
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4-7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.
- Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Ювента, 2014.
- Швайко, Г. С. Игры и упражнения для развития речи /Г. С. Швайко / под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2014.
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Месяц | Формы работы | Практический выход | |||
Методическая работа по теме самообразования | с детьми | с педагогами | с родителями | ||
Сентябрь | Изучить литературу и опыты работ по данной теме. Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы; провести диагностические исследования. | Выявление у детей уровней развития речи. | Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь». | Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» Анкета для родителей по развитию речи ребенка | Оформить в группе мини-центр по речевому развитию «Речевичок» |
Октябрь | Изучение методической литературы Г. Н. Сергиенко «Учимся, говорим, играем»; подборка материалов, методической литературы, на тему: «Картотека игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста»; Пополнение картотеки по развитию речи. | 1.Проведение гимнастики для мимических мышц лица; 2.Игры по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». | Консультация «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | Консультация «Дидактические игры, которые можно провести дома» | Консультация «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» |
Ноябрь | Изучение методической литературы И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие игры и развлечения со словами»; Обзор и изучение интернет-ресурсов по теме самообразоывания; Изготовление пособий для мини-центра «Речевичок» | 1.Игры по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» 2.Паличиковые игры «Десять внучат», «Готовим обед», «Ежики». | Беседа «Влияние развития речи на общее развитие ребенка» | 1.Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» 2.Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях. | Консультация-практикум «Культура речи педагога ДОУ» |
Декабрь | Изучение методической литературы Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Составление комплекса артикуляционной гимнастики; Подбор дидактических пособий на развитие речи; Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. | 1.Проведение речевых дидактических игр «На что это похоже?» Подумай и скажи» 2.Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка». | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». | Оформить в группе уголок для родителей с кратким изложением новейших методик по развитию речи. | Памятка «Как научить ребенка красиво говорить» |
Январь | Изучение методической литературы Н. В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори»; пополнение картотеки подвижных игр на развитие речи согласно возрасту; Картотека презентаций по развитию речи. | Развлечение «Путешествие в страну Загадок | Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры». | Папка передвижка «Развитие речи: игры в кругу семьи» | Консультация «Центр речевого развития в ДОУ» |
Февраль | Изучение методической литературы О. Новиковская «Ум на кончиках пальцев» (веселые пальчиковые игры); пополнение театрального уголка в группе; индивидуальная работа с детьми на закрепление полученных знаний. | Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»; развивающие упражнения: «Назови как можно больше слов, которые начинаются на залданныйзвук А», «Назови, какой звук первый / последний в слове» «Путаница» «Длиннее - короче» «Слова в предложении перепутались» | Беседа «Особенности развития речи у ребенка с двуязычием» | Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» | Доклад «Роль детского сада в активизации речи детей». |
Март | Изучение методической литературы Т. В. Лобанова «Музыкально-ритмические игры – как средство развития моторики детей»; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; попонение сборника консультаций для родителей. Тема: «Как научить ребенка красиво и правильно говорить». | Проведение развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». | Обмен педагогическим опытом | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Мастер-класс «Су-джок терапия» |
Апрель | Изучение методической литературы Дошкольная педагогика №1 – 2005 «Игры в формировании лексико-грамматического строя речи детей»; Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок | Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей». |
Май | Изучение методической литературы В. М. Акименко «Новые логопедические технологии»; Подготовка отчета по самообразованию с презентацией. | 1.Развлечение «Путешествие в страну умных игр» | Взаимное посещение | Презентация «Отдыхая, развивайтесь!» (рекомендации по развитию речи в летний период) | Фотовыставка «Как мы играем» |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Развите математических способностей у детей через игровую деятельность ....
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» средняя группа
Самообразование...
План по самообразованию педагога на тему «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкол...