ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Выявить особенности речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
  • Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;
  • Улучшить качество всех компонентов устной речи через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

                                                                                                                                                                           

Сведения о педагоге

1.Ф.И.О.- Кострюкова Ирина Викторовна

2.Дата рождения – 14.11.1987 г.

3. Педагогический стаж работы -5 лет

4. Образование - высшее; МГПИ им. М.Е. Евсевьева; учитель-логопед

5. Квалификационная категория - нет

6. Дата начала работы над темой – сентябрь 2021 года

7. Предполагаемая дата окончания работы – май 2022

Тема: «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС».

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Выявить особенности речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
  • Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;
  • Улучшить качество всех компонентов устной речи через игровую деятельность.

Актуальность

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, поскольку речь имеет большое значение для воспитания и обучения ребенка, формирование его как личности.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты для детей:

Дети должны уметь:

  • Согласовывать слова в словосочетаниях
  • Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около.
  • Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.
  • Образовывать существительные во множественном числе.
  • Реализовывать новые слова и понятия в речи;
  • пользоваться словарем обобщений;
  • использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т. д.);
  • отвечать на вопросы взрослого;
  • рассказывать по картине совместно с воспитателем.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии речи у детей старшего дошкольного;
  • пополнение собственного мини-сайта, распространение публикаций в сетевом педагогическом сообществе;
  • пополнение предметно-развивающей среды.

Список использованной литературы

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательгная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб: Детство – ПРЕСС, 2014.
  2. ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Роменская Л., 2014.
  3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2014 г.
  4. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду /  А. К.Бондаренко. -  М.: Просвещение, 2014.
  5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко,            А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. - № 3. – С.14-15.
  7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - М. ,2014.
  8. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  9. Максакова А. И. Учите, играя / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Развитие речи в детском саду. Программа и методические  рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  11. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2014.
  12. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4-7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.
  13. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Ювента, 2014.
  14. Швайко, Г. С. Игры и упражнения для развития речи  /Г. С. Швайко / под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2014.

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Месяц

Формы работы

Практический выход

Методическая работа по теме самообразования

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы; провести диагностические исследования.

Выявление у детей уровней развития речи.

Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь».

Консультация для родителей:

«Роль игры в развитии речи детей»

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

Оформить в группе мини-центр по речевому развитию «Речевичок» 

Октябрь

Изучение методической литературы Г. Н. Сергиенко «Учимся, говорим, играем»;

подборка материалов, методической литературы, на тему:

«Картотека игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста»;

Пополнение картотеки по развитию речи.

1.Проведение гимнастики для мимических мышц лица;

2.Игры по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук».

Консультация «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Консультация «Дидактические игры, которые можно провести дома»

Консультация «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Ноябрь

Изучение методической литературы

И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие игры и развлечения со словами»;

Обзор и изучение  интернет-ресурсов по теме самообразоывания;

Изготовление пособий для мини-центра «Речевичок»

1.Игры по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?»

2.Паличиковые игры «Десять внучат», «Готовим обед», «Ежики».

Беседа «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»

1.Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

2.Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Консультация-практикум «Культура речи педагога ДОУ»

Декабрь

Изучение методической литературы Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;

Составление комплекса артикуляционной гимнастики;

Подбор дидактических пособий на развитие речи;

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

1.Проведение речевых дидактических игр «На что это похоже?» Подумай и скажи»

2.Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка».

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Оформить в группе уголок для родителей с кратким изложением новейших методик по развитию речи.

Памятка «Как научить ребенка красиво говорить»

Январь

Изучение методической литературы

Н. В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори»;

пополнение картотеки подвижных игр на развитие речи согласно возрасту;

Картотека презентаций по развитию речи.

Развлечение «Путешествие в страну Загадок

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

Папка передвижка «Развитие речи: игры в кругу семьи»

Консультация «Центр речевого развития в ДОУ»

Февраль

Изучение методической литературы

О. Новиковская «Ум на кончиках пальцев» (веселые пальчиковые игры);

пополнение театрального уголка в группе;

индивидуальная работа с детьми на закрепление полученных знаний.

Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»;

развивающие упражнения: «Назови как можно больше слов, которые начинаются на залданныйзвук А»,

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

«Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались» 

Беседа «Особенности развития речи у ребенка с двуязычием»

Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

Доклад «Роль детского сада в активизации речи детей».

Март

Изучение методической литературы

Т. В. Лобанова «Музыкально-ритмические игры – как средство развития моторики детей»;

изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

попонение сборника консультаций для родителей. Тема: «Как научить ребенка красиво и правильно говорить».

Проведение развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Обмен педагогическим опытом

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Мастер-класс «Су-джок терапия»

Апрель

Изучение методической литературы

Дошкольная педагогика №1 – 2005 «Игры в формировании лексико-грамматического строя речи детей»;

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей».

Май

Изучение методической литературы

В. М. Акименко «Новые логопедические технологии»;

Подготовка отчета по самообразованию с презентацией.

1.Развлечение «Путешествие в страну умных игр»

Взаимное посещение

Презентация «Отдыхая, развивайтесь!» (рекомендации по развитию речи в летний период)

Фотовыставка «Как мы играем»

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...

План по самообразованию педагога на тему «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкол...