"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»
презентация
Интенсив "Психологическая безопасность ребенка в семье и образовательной среде"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_intensiv.docx | 20.29 КБ |
intensiv.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, меня зовут М.Ю.Н., я являюсь педагогом-психологом детского сада № 3
"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»
Дошкольное образовательное учреждение является одним из самых востребованных в социуме институтов. Детский сад является частью жизненной среды маленького человека. Именно поэтому дошкольное образовательное учреждение, непосредственно участвуя в образовательных отношениях, остро ощущает необходимость создания психологически безопасной среды.
Образовательная среда—это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое ее состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников.
В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности дети отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций, познавательной и социальной активностью, адекватной самооценкой. Для педагогов психологически безопасная среда обеспечивает замедление процесса профессионального выгорания, снижение уровня стресса и обеспечивает стрессоустойчивость к различным ситуациям. Поэтому работа педагога психолога ДОУ в этом направлении особенно актуальна.
-Психологическая безопасность образовательной среды направлена на сохранение здоровой психики человека
-Сохранение целостности личности, адаптивного функционирования человека, социальной группы, общества
-Безопасное взаимодействие с социумом (умение создавать психологически безопасные отношения)
-Возможности среды и личности по предотвращению угроз психологическому комфорту участников образовательного процесса
Среда без психологического насилия и угроз психологическому здоровью.
Также выделяются факторы, повышающие психологическую безопасность образовательной среды
-Доброжелательное отношение
-Отсутствие предвзятости (без стереотипов восприятия)
-Высший уровень вовлеченности в среду и образование (в образовательном учреждении)
-Вовлеченность родителей
-Обучение всех участников образовательного процесса навыкам безопасного общения
Сознательная дисциплина, формируемая через вовлеченность, ответственность, развитие социальных навыков)
Принципы создания психологически безопасной среды
-Принцип опоры на развивающее обучение
-Принцип психологической защиты каждого субъекта образования
-Помощь в формировании социально – психологической умелости конструктивного общения в повседневной жизни, в конфликтной ситуации, в построении отношений, посредством развития умения партнерского диалогического общения
Использование таких инструментов как тренинги, проведение коллективных мероприятий, участие в совместной деятельности, формирование коллектива, как воспитывающей среды.
Среди основных факторов создания психологической безопасности выделяются следующие:
1. Статусно-возрастной.
Начиная с середины 90-х годов 20 века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребёнком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
2. Этнический.
В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности-длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.
3. Инклюзивный.
Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.
Согласно положению стандарта (ФГОС), развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Угрозы психологической безопасности в ДОУ и методы их диагностики педагогом-психологом:
Внешние –
∙ Цветовое оформление пространства, несоблюдение режима двигательной активности (псевдозабота о безопасности ребенка); наличие игрушек не соответствующих возрасту детей или ограничение доступа к ним.
∙ Карта наблюдения за взаимодействием детей со сверстниками.
∙ Межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме (методы исследования: методика социометрии Дж. Морено (для детей 5-7 лет)).
∙ Интеллектуально-физическое и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней (медикопедагогический контроль соблюдения режима дня).
∙ Карта наблюдения за взаимодействием педагогов с детьми (определение уровня удовлетворённости в психологической безопасности и комфортности в общении с педагогами).
∙ Риск тяжелой адаптации (методы исследования - адаптационные листы).
Внутренние –
∙ привычки негативного поведения (методика «Домики» О. А. Ореховой) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности; (методы исследования - изучение самооценки методика В. Г. Щур «Лесенка»);
∙ отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого (методы исследования: тест-опросник А. Я. Варга - В. В. Столина, проективные методики «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек»);
∙ индивидуально-личностные особенности ребенка - боязливость или привычка быть в центре внимания (методы исследования: «Тест тревожности» Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки);
∙ профессиональное выгорание педагогов (методы исследования: «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Опросник профессионального выгорания» Н.Е. Водопьяновой). Создание психологически безопасной среды в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении включает:
∙ комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания, прогулки и т.п.;
∙ систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные, оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т.п.;
∙ арттерапию путем подбора специального цветового решения интерьера, способствующего снятию напряжения;
∙ работу с природными материалами: глина, песком, водой - обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоции;
∙ контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция;
∙ развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:
1. Проведение тренингов с педагогами ДОУ, направленных на профилактику эмоционального выгорания.
2. Проведение систематических консультаций с родителями и педагогами по их запросам.
3. С целью создания благоприятного эмоционального фона в ДОУ -проведение ежегодно «Недели психологии в ДОУ». (проводится она в начале учебного года)
4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
5. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.
6. Правильно организованный режим труда и отдыха – залог психического здоровья человека
Психологическая безопасность в ДОУ, как состояние защищенности всех участников образовательных отношений, является пусковым механизмом запуска позитивных возможностей психического и профессионального развития и воспитанников, и педагогов, и родителей.
Рекомендации:
- увидев любое сопротивление воспитанника поищите конкретные причины случившегося.
- позиция воспитателя укрепляется при уважении к ребенку, признании ценности его неповторимой личности, с которым нужно вместе работать.
- воспитателю, планирующему занятие, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий в процессе может дать сбой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «образовательная среда» и «психологическая безопасность образовательной среды» Образовательная среда — это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование . Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей.
Факторы повышающие психологическую безопасность образовательной среды
Принципы создания психологически безопасной среды
Факторы создания психологически безопасной среды
Угрозы психологической безопасности в ДОУ и методы их диагностики
Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
Современные технологии создания психологически безопасной среды в ОУ.Мониторинг психологической безопасности образовательной среды.
Создание психологической безопасной среды...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...
Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов
В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности
данная статья вошла в сборник статей региональной научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...