"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»
презентация

Интенсив "Психологическая безопасность ребенка в семье и образовательной среде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_intensiv.docx20.29 КБ
Файл intensiv.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зовут М.Ю.Н., я являюсь педагогом-психологом детского сада № 3

"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»

Дошкольное образовательное учреждение является одним из самых востребованных в социуме институтов. Детский сад является частью жизненной среды маленького человека. Именно поэтому дошкольное образовательное учреждение, непосредственно участвуя в образовательных отношениях, остро ощущает необходимость создания психологически безопасной среды.

Образовательная среда—это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое ее состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников.

В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности дети отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций, познавательной и социальной активностью, адекватной самооценкой. Для педагогов психологически безопасная среда обеспечивает замедление процесса профессионального выгорания, снижение уровня стресса и обеспечивает стрессоустойчивость к различным ситуациям. Поэтому работа педагога психолога ДОУ в этом направлении особенно актуальна.

-Психологическая безопасность образовательной среды направлена на сохранение здоровой психики человека

-Сохранение целостности личности, адаптивного функционирования человека, социальной группы, общества

-Безопасное взаимодействие с социумом (умение создавать психологически безопасные отношения)

-Возможности среды и личности по предотвращению угроз психологическому комфорту участников образовательного процесса

Среда без психологического насилия и угроз психологическому здоровью.

Также выделяются факторы, повышающие психологическую безопасность образовательной среды

-Доброжелательное отношение

-Отсутствие предвзятости (без стереотипов восприятия)

-Высший уровень вовлеченности в среду и образование (в образовательном учреждении)

-Вовлеченность родителей

-Обучение всех участников образовательного процесса навыкам безопасного общения

Сознательная дисциплина, формируемая через вовлеченность, ответственность, развитие социальных навыков)

Принципы создания психологически безопасной среды

-Принцип опоры на развивающее обучение

-Принцип психологической защиты каждого субъекта образования

-Помощь в формировании социально – психологической умелости конструктивного общения в повседневной жизни, в конфликтной ситуации, в построении отношений, посредством развития умения партнерского диалогического общения

     Использование таких инструментов как тренинги, проведение коллективных мероприятий, участие в совместной деятельности, формирование коллектива, как воспитывающей среды.

Среди основных факторов создания психологической безопасности выделяются следующие:

1. Статусно-возрастной.

Начиная с середины 90-х годов 20 века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребёнком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

2. Этнический.

В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности-длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

3. Инклюзивный.

Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.

Согласно положению стандарта (ФГОС), развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

 Угрозы психологической безопасности в ДОУ и методы их диагностики педагогом-психологом: 

Внешние –

 Цветовое оформление пространства, несоблюдение режима двигательной активности (псевдозабота о безопасности ребенка); наличие игрушек не соответствующих возрасту детей или ограничение доступа к ним.

 Карта наблюдения за взаимодействием детей со сверстниками.

 Межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме (методы исследования: методика социометрии Дж. Морено (для детей 5-7 лет)).

 Интеллектуально-физическое и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней (медикопедагогический контроль соблюдения режима дня).

 Карта наблюдения за взаимодействием педагогов с детьми (определение уровня удовлетворённости в психологической безопасности и комфортности в общении с педагогами).

 Риск тяжелой адаптации (методы исследования - адаптационные листы).

Внутренние –

 привычки негативного поведения (методика «Домики» О. А. Ореховой) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности; (методы исследования - изучение самооценки методика В. Г. Щур «Лесенка»);

 отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого (методы исследования: тест-опросник А. Я. Варга - В. В. Столина, проективные методики «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек»);

 индивидуально-личностные особенности ребенка - боязливость или привычка быть в центре внимания (методы исследования: «Тест тревожности» Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки);

 профессиональное выгорание педагогов (методы исследования: «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Опросник профессионального выгорания» Н.Е. Водопьяновой). Создание психологически безопасной среды в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении включает:

 комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания, прогулки и т.п.;

 систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные, оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т.п.;

 арттерапию путем подбора специального цветового решения интерьера, способствующего снятию напряжения;

 работу с природными материалами: глина, песком, водой - обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоции;

 контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция;

 развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:

1. Проведение тренингов с педагогами ДОУ, направленных на профилактику эмоционального выгорания.

2. Проведение систематических консультаций с родителями и педагогами по их запросам.

3. С целью создания благоприятного эмоционального фона в ДОУ -проведение ежегодно «Недели психологии в ДОУ». (проводится она в начале учебного года)

4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

5. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.

6. Правильно организованный режим труда и отдыха – залог психического здоровья человека

Психологическая безопасность в ДОУ, как состояние защищенности всех участников образовательных отношений, является пусковым механизмом запуска позитивных возможностей психического и профессионального развития и воспитанников, и педагогов, и родителей.

Рекомендации:

- увидев любое сопротивление воспитанника поищите конкретные причины случившегося.

- позиция воспитателя укрепляется при уважении к ребенку, признании ценности его неповторимой личности, с которым нужно вместе работать.

- воспитателю, планирующему занятие, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий в процессе может дать сбой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ» Подготовила: педагог-психолог МАДОУ ЦРР-ДС №3 Носкова М. Ю.

Слайд 2

Понятие «образовательная среда» и «психологическая безопасность образовательной среды» Образовательная среда — это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование . Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей.

Слайд 3

Факторы повышающие психологическую безопасность образовательной среды

Слайд 4

Принципы создания психологически безопасной среды

Слайд 5

Факторы создания психологически безопасной среды

Слайд 6

Угрозы психологической безопасности в ДОУ и методы их диагностики

Слайд 7

Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в дошкольной образовательной организации...

Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в  дошкольной образовательной организации...

Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности

данная статья вошла в сборник статей региональной  научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...