Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
статья по теме
В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факторы риска, внешние и внутренние угрозы образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_zdorove.docx | 49.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
Педагог-психолог МБДОУ №85 «Радуга»
г. Симферополь РК
Хохоля Александра Николаевна
Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания образовательного процесса на основе идей признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей. Ни для кого не секрет, что для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности.
Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу, известным американским психологом.
Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты:
- безопасности физического здоровья детей (санитарно-гигиенические условия, медицинское сопровождение, двигательная активность и т. д.,
- психологической безопасности.
Остановимся на психологическом здоровье детей, так как оно является показателем психологической безопасности образовательной среды.
В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.
Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
Могут быть в образовательной среде следующие факторы риска: низкая активность педагогов и учащихся, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы, а также кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность профилактики физического и психического нездоровья. Объединяя все это, можно выделить такие факторы риска.
1. Фактор учебной нагрузки (он представляет собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков. распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня);
2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. - все, что подлежит нормированию в аспекте гигиены);
3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений учащегося и педагога, включая оценку результатов педагогом учебной деятельности ученика, а также взаимоотношения школьника с родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии учеников.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.
На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики, психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии со средой.
К психологическим характеристикам образовательной среды образовательного учреждения, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
- уважительное отношение и др.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды образовательного учреждения должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде образовательного учреждения возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся.
Педагог может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся
- возможность выслушать с уважением друг друга,
- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,
- узнать различные точки зрения,
- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,
- умение справляться с чувствами.
Как уже говорилось, Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления.
Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей? Конечно же положительное эмоциональное состояние, наличие настроения.
К критериям благоприятного состояния психики относится положительное эмоциональное состояние, наличие настроения, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств, соответственно возрасту; управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д.); свободное естественное проявление чувств и эмоций.
Соответственно неблагоприятное состояние психики – деструктивные эмоциональные состояния (тревога, страх, злость, отсутствие настроения.
Таким образом, можно сказать, что существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:
Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
Современные технологии создания психологически безопасной среды в ОУ.Мониторинг психологической безопасности образовательной среды.
Создание психологической безопасной среды...
Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»
Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»...
Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов
В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...
презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...
Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности
данная статья вошла в сборник статей региональной научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...
Выступление-презентация "Психологические аспекты создания психологически безопасной образовательной среды"
В даной презентации рассматриваются основные угрозы психической безопасности среды, направления и приёмы работы по формированию ПБС в ДОУ....