Проект: «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуре»
проект (старшая группа)
Паспорт проекта.
Тема: «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители (законные представители).
Вид проекта: среднесрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: 09.01.24-16.02.24 г.г.
Разработчик: Вергель Ирина Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Введение
Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов.
Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей страны - Родины. Знание истории родного края, страны, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины» и всей страны в целом.
Одним из направлений развития ребенка в МБДОУ Детский сад «Земляничка», является «Нравственно- патриотическое воспитание».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми и родителями по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа. Все мероприятия педагогического проекта апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Формы организации деятельности:
Непосредственно организованная образовательная деятельность.
Игровая деятельность.
Совместная деятельность с детьми.
Беседы.
Праздники, развлечения.
Чтение познавательной, художественной литературы.
Наблюдения в быту, природе.
Экскурсия в музей «Русская изба».
Организация конкурсов рисунков и поделок.
Посещение тематических выставок.
Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.
Цель: создание условий для сплочения коллектива родителей и педагогов в воспитании и развитии гражданских и патриотических чувств дошкольников.
Задачи:
выстроить систему работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;
создать предметно-развивающую среду, способствующую приобщению детей к народной культуре;
познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, орудиями труда, предметами быта, одеждой;
познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество;
воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину;
привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея.
расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Предполагаемый результат:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического опыта в условиях сетевого взаимодействия с ДОУ и семьёй.
3. Внедрение современных форм работы педагогов с семьёй в ДОУ.
4. Установление доверительно-делового контакта между родителями и детским садом.
5. Объединение усилий педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Актуальность проекта.
Многие люди стали забывать о своих «корнях», русских традициях и ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им порой некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети впитывают образы иностранной культуры: мультфильмы, компьютерные игры.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества становится приоритетной задачей ДОУ. Развивать познавательный интерес, любовь к Родине, к её историко-культурному наследию задача педагога.
Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Вот почему так важно в педагогическом процессе детского сада активно привлекать к этому родителей.
Проблема:
В рамках двух тематических недель «Знакомство с народной культурой и традициями» в старшей группе было проведено анкетирование родителей с целью определения уровня знаний, выявления заинтересованности и запросов по данной теме. Всего обработано 28 анкет. Часть родителей не дифференцирует праздники на государственные и народные; многие испытывают затруднения в правильном наименовании праздников, часто называют один праздник, как два разных (Масленица – проводы зимы); родители испытывают дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа; не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим теряется связь между поколениями. Это ведет к ослаблению патриотизма, любви к Родине, русскому народу.
I Этап. Подготовительный
- Выявление проблемы, интересов, запросов родителей.
- Проведение анкетирования.
- Мониторинг знания детей традиций и культуры русского народа.
- Консультирование семей воспитанников по проведению проекта.
- Составление плана совместной деятельности.
- Подбор методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Отобраны приемлемые методы и приемы работы.
- Подбор оборудования и пособия для практического обогащения проекта.
II Этап. Основной
Мероприятия с детьми | Цель |
Сюжетно-ролевая игра: «В русской избе».
| Формирование умение «разворачивать» сюжет игры, объединяться в игре, развивать умения пользоваться предметами русского быта, посудой, одеждой. |
Рассматривание альбомов: «Русская изба», «Предметы быта», «Народные промыслы», «Традиции чаепития», «Богатыри земли русской». | Расширение и закрепление знаний детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Расширение и закрепление представлений детей о русских народных промыслах. |
Дидактические игры: «Чего не хватает», «Найди отличие», «Найди пару». | Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Развитие логического мышление, воображение, внимание, память.
|
Экскурсия в музей ДОУ «Путешествие по русской избе».
| Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре. |
Просмотр презентации «Изба на Руси», ОД «Устройство русской избы». | Создание условия для формирования знаний детей о предметах быта русской избы |
Художественная мастерская «Роспись ложки»
| Развитие творческое воображение; умений у детей изображать элементы узора.
|
НОД по рисованию «В гостях у хозяйки Русской избы». | Развитие творческих способностей, познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русским народным творчеством, традициями, обычаями, бытом. |
Чтение: потешки, загадки о предметах крестьянского труда и быта, поговорки, пословицы, заклички, сказки. | Ознакомление детей с малыми фольклорными формами. Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства. |
Беседы: «Как строили дом на Руси», «Русские народные игрушки», «Русская матрешка», «Народные промыслы», «Святки Колядки». | Ознакомление детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Воспитание чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. |
Рассматривание альбомов и иллюстраций «Гжель», «Хохлома», «Традиции русской семьи». | Приобщение детей к русским народным промыслам. |
Слушание народных песен (аудиозапись).
| Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции. |
Взаимодействие с родителями
Мероприятия с родителями | Цель |
Консультации: «Традиции русского чаепития», «Народные традиции», «Игры наших бабушек и дедушек» | Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка к традициям русского народа. |
Совместный праздник «Коляда, коляда!» | Приобщение детей и родителей к традициям празднования зимних праздников на Руси и обрядам русского народа. |
Мастер-класс «Поделись своим опытом» (изготовление обрядовой куклы) | Формирование практического навыка у детей по изготовлению народной куклы |
Совместная деятельность родителей и детей дома. | Создание положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми. |
Онлайн-конкурс «С пылу, с жару» | Формирование знаний детей с традиционной русской кухней, ее характерными особенностями. Закрепление знаний детей о продуктах питания, используемых в русской кухне, о способах приготовления традиционных блюд. |
Праздник «Русские посиделки в горнице» | Приобщение детей и родителей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре. |
Пополнение мини-музея «Русская изба» предметами быта того времени.
| Активизация работы мини-музея «Русская изба», и как следствие формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. |
Тематическая библиотека для родителей | Формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения литературы. |
Домашнее задание «Семейное сокровище» (подготовить рассказ вместе с ребёнком о реликвии). | Создание доброжелательной атмосферы в семье. |
III Этап
Итоговый
- Создание плоскостного макета «Русская изба» (передвижное нетрадиционное оборудование с мешочками интересных заданий для детей);
- Размещение информации на сайте ДОУ.
Результаты проекта:
- Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов.
- В ходе проекта, ребята и родители стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией.
- В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта.
- Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели.
- Получили массу положительного заряда от знакомства с традициями русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...
Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...
Презентация "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуре"
Презентация к защите проекта по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуре....
Выступление по социокультурным истокам «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».
Актуальность выбранной темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традиция...
Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры
Выступление на пед.часу....
Презентация "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры"
Презентация: "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры"...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...