Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу.
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »
МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга» г. Мичуринска
Воспитатель: Смыкова Светлана Владимировна.
2016 г.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу.
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
«Русские народные промыслы»-знакомят нас с различными видами художественного прикладного творчества и русских промыслов.
О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.
К народным промыслам Центральной России относятся:
1. Дымковская игрушка.
2. Хохломская роспись.
3. Гжельская роспись.
4. Жостовские подносы.
5. Палехская миниатюра.
6. Городецкая роспись.
«Дымковская игрушка».
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником СВИСТУНЬЯ, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Элементы дымковской росписи
Дымковская игрушка – свистулька. Раскрась свистульку.
«Хохлома»
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Раскраска матрешки. Хохломская роспись.
Раскраска посуды. Хохлома.
«Гжель»
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды.
Детям для художественного творчества можно предложить раскрасить кувшинчик по образцу, вылепить из пластилина или сделать аппликацию «Гжельский кувшинчик» Так же можно использовать прием – пластилинография, рисуем пластилином.
«Жостовские подносы»
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.
Пластилинография - рисуем пластилином.
Раскраска подноса.
«Городецкая роспись»
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Раскраска «Городецкая роспись»
Задачами такой работы является
- знакомство с историей народных промыслов декоративно – прикладного искусства;
- изучить характерные особенности каждого промысла;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;
- формировать у детей и духовный патриотизм.
Ожидаемый результат:
- дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;
- у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
- гордость за свой народ, свою культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...
Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»
Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенками, закличками, загадками, сказками)...
Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »
Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»...
Выступление по социокультурным истокам «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».
Актуальность выбранной темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традиция...
Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...
- Мне нравится (1)