план по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
рабочая программа (младшая группа)
Развитие речи вовторой младшей группе с использованием пальчиковых игр, устного народного творчества и нетрадиционных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию Зайцевой С.А.
Вторая младшая группа на 2022/2023 учебный год.
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Воспитатель Зайцева С.А.
Город Тейково 2022г
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путѐм изучения необходимой литературы, самообразования; 2. Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования; 3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного 2021-2022 учебного года; 4. Создать рабочую учебную программу; 5. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха; 6. Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом; 7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приѐмы работы:
Традиционные: 1. Пальчиковый игротренинг; 2. Массаж кистей рук; 3. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки; 4. Заучивание потешек, прибауток, закличек; 5. Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев; 6. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок (включая в работу родителей группы); 7. Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии: 1. Лепка из пластилина и солѐного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.);
2. Конструирование из бумаги, работа с конструктом;
3. Различные виды аппликаций;
4. Шнуровки;
5. Пазлы, мозаика;
6. Работа со счѐтными палочками;
7. Самомассаж кистей и пальцев рук;
8. Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щѐткой, свечкой и пр.;
9. Ручной труд: нанизывание бус;
10. Рисование по трафаретам, штриховка.
Актуальность: Мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Для развития речи детей в своей работе я использую пальчиковые игры, устное народное творчество, театрализацию и нетрадиционные технологии. Данная тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни детей. Только работа по развитию речи должна базироваться на комплексном подходе – сочетании музыки и физической культуры, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, конструирования, театрализации. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. От степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи, они взаимовлияют друг
на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные,личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты у детей
-Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха; -Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом; -Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей (законных представителей) воспитанников
− повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию речи детей − повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросе формирования речи детей -будет составлена картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
-Буклет для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь». -Папка – передвижка: «Сказка и образ в жизни ребенка». -Развлечение с родителями (законными представителями): «Посидим рядком да поговорим ладком − Презентация на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослее» − Презентация педагога по теме самообразования.
План работы на 2022/2023 учебный год.
месяц | Формы работы с детьми, с педагогами, с родителями (законными представителями) |
Сентябрь | Изучение воспитателем литературы по данной теме. Оформление картотеки пальчиковых игр для детей 3-4 лет 1 Игра «Я катаю мой орех» 2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – 6 шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». 3.Настольная игра «Найди фигуре место». 4. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). |
октябрь | Организация подвижных игр (ежедневно); проведение динамических пауз во время занятий, пальчиковая гимнастика, проведение оздоровительной работы (ежедневно). Организация краткосрочного проекта «Осень, осень, в гости просим» (конкурс поделок осенних дарований). Мониторинг родителей (законных представителей): «Развитие речи детей 3-4 лет». Внедрение в работу с детьми массаж кистей; 1. Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3. Обучение детей игре «Шнуровка». 4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Настольная игра «Мозаика». |
ноябрь | Буклет для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь». – передвижка: «Сказка и образ в жизни ребенка». Развлечение с родителями (законными представителями): «Посидим рядком да поговорим ладком». 1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
декабрь | Консультация для родителей (законных представителей): «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»; папка – передвижка «Развивающие игры для ребѐнка, чему они способствуют Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. Проведение праздника к новому году. 1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2. Учить детей одевать и раздевать кукол. 3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок). |
январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности (нетрадиционным способом Пазлы, мозаика, введение работы со счѐтными палочками. Создание игр-драматизаций с элементами пальчиковых игр. 1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». |
февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Организация краткосрочного проекта «Театрализация» (с включением родителей). Консультация для родителей (законных представителей): «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций. 1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста». 2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» |
март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.
|
апрель | Сбор и обработка данных. Оформление индивидуальных карт развития детей. 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ. 3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы). 5. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет). |
май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей Мониторинг. Обобщение результатов работы по теме на педсовете Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - результаты мониторинга. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. 1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». 2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. . Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 4. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 5. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. |
Список используемых источников
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
7. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с
9. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
10. Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
11. Маханѐва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трѐх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
12. Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Риполклассик» Москва 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятель...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ"
План по самообразованию составлен по актуальной теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ", будет интересен учителям-логопедам, которые следят за инновационными технол...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Обучение детей дошкольного возраста английскому языку ...
План по самообразованию на 2022 -2023 учебный год музыкального руководителя Прошиной Нины Петровны. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников в музыкальной деятельности»
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативномразвитии. Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности дете...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
laquo;Подвижная игра как средство формирования основных видов движения у детей дошкольного возраста»....

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Цель: Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи : Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...