Конспект занятия в средней группе на тему: «Знакомство с кожлянской игрушкой, раскрашивание силуэта петушка».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Никулина Анна Васильевна

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_zanyatiya_kozhlyanskaya_igrushka.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Детское Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок».

Конспект

занятия в средней группе на тему:

«Знакомство с кожлянской игрушкой, раскрашивание силуэта петушка».

Воспитатель: Никулина

Анна Васильевна

г. Курчатов - 2020

Тема: «Знакомство с кожлянской игрушкой, раскрашивание силуэта петушка».

Программные задачи: расширять представления детей о народно – прикладном искусстве, рассказать о мастерах – умельцах родного края, познакомить детей с кожлянской игрушкой, учить украшать силуэт петушка, используя элементы росписи – полоски, звездочки. Воспитывать у детей интерес к народной игрушке, гордость за свой народ, уважение к народным мастерам.

Материал: кожлянские игрушки, образцы элементов росписи, силуэты петушка, гуашь (красная, желтая, зеленая).

Ход занятия.

Вводная беседа, рассказ накануне занятия. Воспитатель предлагает рассмотреть выставку глиняных игрушек. Он обращает внимание детей на эти игрушки. Воспитатель берет игрушки и показывает как они свистят.

- Сегодня, дети, я познакомлю вас с новой глиняной игрушкой. Вот у меня петушок, котенок и т.д. Нравятся? Какие они? (Яркие, расписные). Правильно, а еще эти игрушки умеют свистеть. Послушайте!

Ребята, а как вы думаете из чего эти игрушки? (Из глины). А как вы думаете, где я их взяла? Можно такие игрушки купить в магазине? Вы видели такие в магазине? Правильно, таких игрушек нет в магазине, так как их не делают на фабрике. Их нам слепила и подарила одна бабушка. А зовут её Ульяна Ивановна Ковкина – бабушка Уля. Правда, ведь какая хорошая мастерица, какие замечательные и умелые у нее руки. А еще я вам скажу по секрету, что живет это бабушка не в сказке и не в далеком городе, а не далеко от нас в селе Кожля, это село рядом с нашим город Курчатовом.

А село это ребята необычное, знаете почему? Потому что там такие игрушки лепили давным – давно и лепили все жители села. Игрушки не много похожи были одна на другую, а чем похожи мы с вами увидим на занятии. Так вот если эти игрушки родились в селе Кожля, то как они называются? (Кожлянские). Вы родились в Курчатове, значит вы Курчатовские ребята, а эти игрушки …? (Кожлянские). Молодцы. Учились этому мастерству и дети. Каждое воскресенье в селе Кожля был базар, но в селе их мало покупали друг у друга. И мастера возили свои игрушки на лошадке в Курск, Льгов, Железногорск, меняли игрушку на одно куриное яйцо. Покупателей она привлекала.

- Как вы думаете, чем она нравилась покупателям? Кожлянские игрушки обращают на себя внимание.

- И еще вы заметили, что кожлянские игрушки свистят? Их называют свистульки.

Воспитатель предлагает поиграть детям в игру «Кто быстрей». Водящий посвистывает на свистульке «петушке» все остальные пляшут, потом он замолкает, дети собирают предметы, лежащие на полу (грибочки, листочки, ягодки). Кто больше соберет, тот выигрывает.

- Дети, вам понравился кожлянский петушок? Вот как можно поиграть с кожлянской игрушкой.

Занятие по рисованию.

- Дети, мы с вами познакомились с новой глиняной игрушкой.

- Как она называется? (Кожлянская игрушка).

- Как и все глиняные игрушки они очень нарядны, красивы, праздничны. Мы с вами сказали, что все они чем-то похожи, а чем?

- Все они из глины.

- Прямо по глине расписывают их красками.

- А какими красками они расписаны, назовите? Малиновый, зеленый, фиолетовый.

- Обратите внимание, что головные уборы фигурок, гребни птиц закрашивают сплошным цветом (малиновым, зеленым, фиолетовым). Всю остальную поверхность украшают орнаментом из следующих элементов: полоски, узоры елочек, пятна неправильной формы размером от горошины до маленькой монеты, сеточки, ромбики, звездочки (скрещивающиеся в одной точки линии). Показ воспитателя образцов элемента.

- Сегодня, ребята, и мы с вами поучимся раскрашивать кожлянского петушка. Воспитатель показывает силуэт петушка, обращает внимание на элементы росписи: первый – звездочка, второй – полоски.

- Дети, какие краски использованы в росписи? (Красная, желтая, зеленая).

Воспитатель показывает, как раскрашивать, как пользоваться краской, кистью.

- Дети, я предлагаю вам тоже поучиться расписывать петушка. У нас ведь сегодня выставка игрушек, мы поместим расписанных петушков на выставку. Самостоятельная работа детей, индивидуально воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется.

Анализ работ, одобрить всех детей за их старание, аккуратность при использовании краски, выделить тех детей у кого особенно удачно получились отдельные элементы, при этом еще раз обращая внимание и называя элементы росписи – полоски, звездочки.

Тема: «Выставка народно – прикладного искусства».

Программные задачи: закрепить, уточнить и обобщить у детей знания о видах народно – прикладного искусства, характерных особенностях каждого вида. Учить сравнивать, находить общее и различное. Закрепить умение подбирать элементы для росписи образца в зависимости от фона и формы. Развивать чувство прекрасного.

Материал: 1. экспонаты выставки – образцы дымковской, филимоновской, кожлянской игрушек; жостовские подносы; изделия из дерева хохломских и городецких мастеров. 2. Краски, кисти, силуэты игрушек, посуда белого, черного, желтого цвета.

Подготовительная работа: система занятий по народно – прикладному искусству (лепка, рисование, аппликация).

Ход занятия.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. А кто из вас знает, что такое выставка? (Ответы детей). Верно. На выставке обычно собирают то, что создает человек новое и интересное, чтобы другие люди могли это увидеть, чему-то научиться. Может быть выставка картин, выставка цветов, машин, игрушек. А я приглашаю вас на выставку народно – прикладного искусства. Мы увидим различные изделия русских мастеров – умельцев.

Ребята, экскурсия по выставке всегда проводит экскурсовод. Он рассказывает об экспонатах. Сегодня экскурсоводом буду я. И я приглашаю вас в первый «зал». Здесь собраны предметы, изготовленные из дерева.

На этом столе – расписные чудо – миски и ложки, кружки, солонки и стаканы. Изделия легкие, яркие, веселые.

- Ребята, какие краски использованы для росписи этих изделий? (Красная, коричневая, зеленая, золотисто – желтая).

- Из каких элементов состоят узоры? (Цветы, ягоды, листья, травка, завитки).

Верно, на черном или золотистом фоне под кистью художников возникали радующие глаз узоры из лесной травки, алых ягод рябины, цветов. Они напоминали людям о молодости, богатстве и силе.

- Вы узнали эту роспись? (Хохломская). А название свое она получила от крупного селения Хохлома на берегу Волги, где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень.

А эти изделия родились тоже на берегах Волги, в городе Городце.

- Посмотрите, на каком фоне делается роспись? (Фон охристо – желтый, цвет дерева).

- Какие краски использованы мастерами? (Голубая, синяя, красная, розовая, зеленая, коричневая). Верно, а для оживки – белая и черная.

-Какие элементы характерны для городецкой росписи? (Розан, бутон, купавка, листья, яблочки, а еще чаще – птицы и лошадки).

Ребята, раньше городецкие мастера расписывали такими узорами прялки, ставни домов, посуду и даже ворота в богатых домах. А теперь городецкие мастера игрушки делают, расписывают тарелки, подарки, детские столы и стулья.

А теперь мы переходим во второй «зал».

- Посмотрите внимательно и скажите, почему все эти поделки собраны в одном «зале»? Правильно, все эти игрушки – из глины. Родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек слобода Дымково, что стоит на низком берегу реки Вятки. Посмотрите, какие разнообразные здесь игрушки! И барышни, индюк, гусь, олень, лошадки.

- Кто хочет рассказать о них? (Примерный рассказ ребенка: фон игрушек – снежно – белый, краски яркие: красная, синяя, желтая, черная. Элементы росписи самые простые – кружочки, колечки, точечки, волнистые линии. Но, какие красивые узоры они составляют!)

Ребята, а еще у этих игрушек много украшений: оборки на платьях барышень, налепы на кокошниках и т.д.

А вот игрушки на этом столе совсем другие. Вы узнали их?

Правильно, эти изделия филимоновских мастеров. Форма игрушек более простая, строгая. У лошадок длинные шеи, почти нет налепов – украшений.

- Расскажите, пожалуйста, об этих игрушках.

(Примерный рассказ ребенка: фон игрушек – ярко – желтый. Художники используют зеленую, красную, черную краски. Основные элементы росписи – горизонтальные и вертикальные полоски.

- Ребята, а вот эти игрушки – особенные. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Верно, эти игрушки изготовлены нашими земляками – мастерицами из с. Кожля, что недалеко от Курчатова. Это кожлянские игрушки. Есть у этих игрушек еще одна особенность – это игрушки – свистульки.

- Кто хочет рассказать об этих игрушках?

(Примерный рассказ ребенка: эти игрушки расписываются прямо по глине, краски используются фиолетовая, красная, зеленая, черная. Основные элементы росписи – полоски, пятнышки, звездочки).

А теперь я вас приглашаю в последний «зал» нашей выставки. Здесь вы видите различных размеров и форм подносы, расписные всевозможными цветами. А родина этих красивых вещей – подмосковное село Жостово, где много зелени, воды и лугового простора. На металлическом листе пишут мастера масляными красками цветы, потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне.

Раньше жостовские подносы продавались на ярмарках и их охотно покупали крестьяне и горожане. Подносы в ходу и теперь. Ведь каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу. Мы осмотрели выставку. Все экспонаты на ней изготовлены руками людей. Вся земля наша – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками. Все может человек – превратить дерево в жилье, лодку, игрушку; металл в самовар, поднос; глину – в посуду. Хорошо иметь умелые ручки.

А сейчас я предлагаю стать мастерами – умельцами вам, хотите? Выбирайте вещь, которую вам бы хотелось украсить и дома постарайтесь сами разукрасить силуэты. Дети выбирают силуэты игрушек, посуду белого, желтого, черного цвета.

Самостоятельная работа детей дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию детей второй младшей группы. Рисование. Тема "Знакомство с воронежской игрушкой"

Знакомство с традициями родного края возможно начинать с самых ранних лет.  Данный материал помогает познакомить детей второй младшей группы с традиционной воронежской игрушкой - барыней, ее особ...

КОНСПЕКТ по познавательному развитию в младшей группе на тему «Знакомство с народными игрушками».

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); ...

Конспект ООД по рисованию в младшей группе на тему «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»

Конспект занятия по рисованию в младшей группе на тему "Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров"...

Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»

Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...