Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.
материал (старшая группа)
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенерадля старшей группы.
СЕНТЯБРЬ
| ||
1 неделя | Занятие 1. Тема: «Магазин игрушек» (Блоки Дьенеша) | Задачи: осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов; Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство) |
| Занятие 2. Тема: «Игровое упражнение: Строим дорожку» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и так далее; развивать зрительный глазомер. |
2 неделя | Занятие 3 Тема: Волшебный клубочек. Д/И: «Разложи пыльцу по банкам» (Блок Дьенеша) | Задачи: формировать пространственные отношения «слева», «справа», «над», «под». Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (свойство одно-размер) Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. |
| Занятие 4 Тема: «Игра: Ленточки в подарок» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по длине и тд. Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 5 Тема: Игры «Поезд», «Дождик» (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойств и словами, которые они обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет, потом размер) |
| Занятие 6 Тема: Игровое упражнение «Подбираем ленточки и фартучки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
4 неделя | Занятие 7 Тема: Игровое упражнение «Моделируем квадрат» (Палочки Кюизенера) | Задачи: закреплять умение различать палочки по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать представления о квадрате; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 8 Тема: Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т д. развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; |
ОКТЯБРЬ | ||
1 неделя | Занятие 9 Тема: Колобок. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет) предметов; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма); Развивать умение следовать правилам при выполнении цепочки действий ( схемы «Выращиваем волшебный цветок). |
| Занятие 10 Тема: Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу» (Палочки Кюизенера) | Задачи: и детей различать полоски по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 11 Тема: Путешествие в волшебный лес. (Блоки Дьенеша) |
Задачи: развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойство (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства); Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство-форма); Познакомить детей с новыми карточками символами свойств (тонкий, толстый); Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – толщина); Развивать умение сравнивать предметы по высоте. |
| Занятие 12 Тема: Игра-конструирование: «Дом и мебель для матрешки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей выбирать палочки (полоски) по словесному указанию взрослого; Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 13 Тема: Гномики (Блоки Дьенеша) |
Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство); Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). |
| Занятие 14 Тема: Игра-конструирование «Собачка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета, числового значения по словесному указанию взрослого; Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; Развивать воображение; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
4 неделя | Занятие 15 Тема: Игра-конструирование «Кошечка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
| Занятие 16 Тема: Рисуем цветными палочками (полосками) (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства, необходимые для этого); Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», ), воображения, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
НОЯБРЬ | ||
1 неделя | Занятие 17 Тема: Цирк (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойство в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение подбирать предметы (воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-размер); Осваивать идею видоизменения, трансформации; Развивать внимание детей. |
| Занятие 18 Тема: Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей 1представление о цвете 2представление о длине (длинный-короткий и тд) 3умени сравнивать полоски по длине (длиннее-короче и т д) 4зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 19 Тема: Помощь фигурам на соревнованиях (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства; Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение классифицировать; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма-отрицание формы); Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»0 отсутствие у предметов какого либо конкретного свойства (форма-не квадратный…) |
| Занятие 20 Тема: Игровое упражнение «Белочка и Ежик идут на день рождения» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей выбирать палочки указанного цвета; Учить детей составлять из палочек изображения предметов простой формы; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 21 Тема: Золушка (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства); Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-толщина) у предметов по из знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины); Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства («толщина»-ни толстый, не тонкий). |
| Занятие 22 Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 23 Тема: Игровое упражнение «Коврик для котенка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: Учить детей сопоставлять два квадрата по размеру; Помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 24 Тема: Игровое упражнение «Коврик для собачки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки |
ДЕКАБРЬ | ||
1 неделя | Занятие 25 Тема: Город геометрических фигур. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать классификационные умения; Развивать умения подбирать предметы (цветы) по самостоятельно-выделенным свойствам |
| Занятие 26 Тема: Игра-конструирование «Разноцветные заборы» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета; представление о высоте («высокий», «низкий» и т д); представление о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 27 Тема: Красная шапочка (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам, следовать определенны правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-размер) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера); Развивать умение словом (с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер- не большой, не маленький); Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (форма, размер, толщина) предметов (2 свойства). |
| Занятие 28 Тема: Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»), количественные представление; Учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: путем наложения и путем приложения. |
3 неделя | Занятие 29 Тема: Авиационный праздник «Все выше, выше и выше» (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам; Развивать умение классифицировать; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-толщина и размер); Развивать умение разбивать множества по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «Не». |
| Занятие 30 Тема: Игра-конструирование «Поезд» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о длине («длиннее-короче»), зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 31 Тема: Игра-конструирование «Заборы низкие и высокие» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), представление о длине, умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 32 Тема: Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
ЯНВАРЬ
| ||
1 неделя | Занятие 33 Тема: Гирлянда (Блоки Дьенеша) | Задачи: Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать; Развивать внимание; Развивать классификационные умения; Развивать умение разбивать множества по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». |
| Занятие 34 Тема: Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о ширине («широкая», «узкая»), представление о толщине («толстый», «худой», «тонкий»), зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 35 Тема: Поможем Диме. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение классифицировать; Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам игры при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческое мышление, воображение; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-форма и толщина). |
| Занятие 36 Тема: Игра-конструирование «Мосты через реку» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), длине, умение сравнивать предметы по ширине и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 37 Тема: Домик для друзей (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-цвет и толщина); Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер); Развивать умение разбивать множество (цветы) по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не». |
| Занятие 38 Тема: Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать плоты по размеру; зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 39 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число; Развивать у детей: представление о ширине («широкий», «Узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 40 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число; Развивать у детей: представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 неделя | Занятие 41 Тема: Кондитерская фабрика (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение классифицировать; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (2 свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т д); Развивать умение рассуждать логически; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства). |
| Занятие 42 Тема: Игровое упражнение «Число и цвет» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет. |
2 неделя | Занятие 43 Тема: Поездка фигур в лес. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-цвет, размер); Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не»; Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам (первый вариант занятия); Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек-символов свойств (2 вариант занятия). |
| Занятие 44 Тема: Игра «Путешествие на поезде» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; Закреплять у детей понятие «который по счету»; Учить детей ориентироваться в пространстве. |
3 неделя | Занятие 45 Тема: По щучьему веленью (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств о предметах по их знаково-символическим обозначениям (2 свойства); Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств-толщина; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать классификационные умения; Развивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение. |
| Занятие 46 Тема: Игровое упражнение «Как разговаривают числа» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок; На практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»; Познакомить детей со знаками «>», «<», учить записывать и читать записи типа: «3<4», «4>3». |
4 неделя | Занятие 47 Тема: игровое упражнение «О чем говорят числа?» (Палочки Кюизенера) | Учить детей определять числовое значение цветных палочек; На практике познакомить с понятиями «больше», «меньше» |
| Занятие 48 Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4 Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); Развивать зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
МАРТ | ||
1 неделя | Занятие 49 Тема: Игровое упражнение «Состав чисел из единиц» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из единиц; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
|
| Занятие 50 Тема: игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел) (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык контроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 51 Тема: Пятачок в городе Геометрических фигур (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства- форма и размер); Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (2 свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не толстый и т д). |
| Занятие 52 Тема: игровое упражнение «Кто в домике живет?» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 53 Тема: Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 54 Тема: Игровое упражнение «Покажи, как растут числа» (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 55 Тема: Красная Шапочка. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство); Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет); Познакомить с карточками-символами – отрицание свойств ( цвет, форма, размер, толщина); Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»)
|
| Занятие 56 Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
АПРЕЛЬ | ||
1 неделя | Занятие 57 Тема: Игровое упражнение «Сломанная лесенка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 58 Тема: Игровое упражнение «Чет-нечет» (четные и нечетные числа) (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 59 Тема: Роботы с далекой планеты Раби-Руби (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение; Познакомить детей с карточками-символами видоизменение свойств- цвет, форма, размер. |
| Занятие 60 Тема: Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами» (палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 61 Тема: Игровое упражнение «Узнай длину ленты» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей понимать количественные отношения между числами первого десятка; Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 62 Тема: Игровое упражнение «Измеряем разными мерками» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей с помощью 2 условных мерок измерять длину предмета; Учить детей находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом; Устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 63 Тема: Карнавал (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам; Развивать способность к анализу, абстрагированию; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-цвет) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета); Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет - не желтый, не красный, не синий); Осваивать идею видоизменения, трансформация. |
| Занятие 64 Тема: Игровое упражнение «Палочки можно складывать» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия 2налево», «направо»); Развивать количественные представления детей; Учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным. |
МАЙ
| ||
1 неделя | Занятие 65 Тема: Игровое упражнение «Палочки можно вычитать» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); Развивать количественные представления детей; Учить детей находить разность чисел. |
| Занятие 66 Тема: Игровое упражнение «Число и цвет» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет. |
2 неделя | Занятие 67 Тема: Поездка на швейную фабрику (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение решать логические задачи; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основание классификации с помощью карточек-символов свойств; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства) |
| Занятие 68 Тема: Как растут числа7 (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 68 Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки» (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 70 Тема: Занятие 48 Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Буратино» (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4 Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); Развивать зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
4 неделя | Занятие 71 Тема: День рождения Топтыжки (Блоки Дьенеша) | Задачи: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма) Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет). |
| Занятие 72 Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенерадля старшей группы.
СЕНТЯБРЬ
| ||
1 неделя | Занятие 1. Тема: «Магазин игрушек» (Блоки Дьенеша) | Задачи: осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов; Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство) |
| Занятие 2. Тема: «Игровое упражнение: Строим дорожку» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и так далее; развивать зрительный глазомер. |
2 неделя | Занятие 3 Тема: Волшебный клубочек. Д/И: «Разложи пыльцу по банкам» (Блок Дьенеша) | Задачи: формировать пространственные отношения «слева», «справа», «над», «под». Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (свойство одно-размер) Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. |
| Занятие 4 Тема: «Игра: Ленточки в подарок» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по длине и тд. Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 5 Тема: Игры «Поезд», «Дождик» (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойств и словами, которые они обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет, потом размер) |
| Занятие 6 Тема: Игровое упражнение «Подбираем ленточки и фартучки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
4 неделя | Занятие 7 Тема: Игровое упражнение «Моделируем квадрат» (Палочки Кюизенера) | Задачи: закреплять умение различать палочки по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать представления о квадрате; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 8 Тема: Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т д. развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; |
ОКТЯБРЬ | ||
1 неделя | Занятие 9 Тема: Колобок. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет) предметов; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма); Развивать умение следовать правилам при выполнении цепочки действий ( схемы «Выращиваем волшебный цветок). |
| Занятие 10 Тема: Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу» (Палочки Кюизенера) | Задачи: и детей различать полоски по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 11 Тема: Путешествие в волшебный лес. (Блоки Дьенеша) |
Задачи: развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойство (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства); Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство-форма); Познакомить детей с новыми карточками символами свойств (тонкий, толстый); Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – толщина); Развивать умение сравнивать предметы по высоте. |
| Занятие 12 Тема: Игра-конструирование: «Дом и мебель для матрешки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей выбирать палочки (полоски) по словесному указанию взрослого; Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 13 Тема: Гномики (Блоки Дьенеша) |
Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство); Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). |
| Занятие 14 Тема: Игра-конструирование «Собачка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета, числового значения по словесному указанию взрослого; Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; Развивать воображение; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
4 неделя | Занятие 15 Тема: Игра-конструирование «Кошечка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
| Занятие 16 Тема: Рисуем цветными палочками (полосками) (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства, необходимые для этого); Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», ), воображения, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
НОЯБРЬ | ||
1 неделя | Занятие 17 Тема: Цирк (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойство в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение подбирать предметы (воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-размер); Осваивать идею видоизменения, трансформации; Развивать внимание детей. |
| Занятие 18 Тема: Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей 1представление о цвете 2представление о длине (длинный-короткий и тд) 3умени сравнивать полоски по длине (длиннее-короче и т д) 4зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 19 Тема: Помощь фигурам на соревнованиях (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства; Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение классифицировать; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма-отрицание формы); Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»0 отсутствие у предметов какого либо конкретного свойства (форма-не квадратный…) |
| Занятие 20 Тема: Игровое упражнение «Белочка и Ежик идут на день рождения» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей выбирать палочки указанного цвета; Учить детей составлять из палочек изображения предметов простой формы; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 21 Тема: Золушка (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства); Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-толщина) у предметов по из знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины); Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства («толщина»-ни толстый, не тонкий). |
| Занятие 22 Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 23 Тема: Игровое упражнение «Коврик для котенка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: Учить детей сопоставлять два квадрата по размеру; Помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 24 Тема: Игровое упражнение «Коврик для собачки» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки |
ДЕКАБРЬ | ||
1 неделя | Занятие 25 Тема: Город геометрических фигур. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать классификационные умения; Развивать умения подбирать предметы (цветы) по самостоятельно-выделенным свойствам |
| Занятие 26 Тема: Игра-конструирование «Разноцветные заборы» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета; представление о высоте («высокий», «низкий» и т д); представление о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 27 Тема: Красная шапочка (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам, следовать определенны правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-размер) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера); Развивать умение словом (с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер- не большой, не маленький); Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (форма, размер, толщина) предметов (2 свойства). |
| Занятие 28 Тема: Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»), количественные представление; Учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: путем наложения и путем приложения. |
3 неделя | Занятие 29 Тема: Авиационный праздник «Все выше, выше и выше» (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам; Развивать умение классифицировать; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-толщина и размер); Развивать умение разбивать множества по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «Не». |
| Занятие 30 Тема: Игра-конструирование «Поезд» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о длине («длиннее-короче»), зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 31 Тема: Игра-конструирование «Заборы низкие и высокие» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), представление о длине, умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 32 Тема: Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
ЯНВАРЬ
| ||
1 неделя | Занятие 33 Тема: Гирлянда (Блоки Дьенеша) | Задачи: Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать; Развивать внимание; Развивать классификационные умения; Развивать умение разбивать множества по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». |
| Занятие 34 Тема: Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о ширине («широкая», «узкая»), представление о толщине («толстый», «худой», «тонкий»), зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 35 Тема: Поможем Диме. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение классифицировать; Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам игры при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческое мышление, воображение; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-форма и толщина). |
| Занятие 36 Тема: Игра-конструирование «Мосты через реку» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), длине, умение сравнивать предметы по ширине и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 37 Тема: Домик для друзей (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-цвет и толщина); Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер); Развивать умение разбивать множество (цветы) по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не». |
| Занятие 38 Тема: Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке» (Палочки Кюизенера) | Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать плоты по размеру; зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 39 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число; Развивать у детей: представление о ширине («широкий», «Узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 40 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число; Развивать у детей: представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 неделя | Занятие 41 Тема: Кондитерская фабрика (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение классифицировать; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (2 свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т д); Развивать умение рассуждать логически; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства). |
| Занятие 42 Тема: Игровое упражнение «Число и цвет» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет. |
2 неделя | Занятие 43 Тема: Поездка фигур в лес. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-цвет, размер); Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не»; Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам (первый вариант занятия); Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек-символов свойств (2 вариант занятия). |
| Занятие 44 Тема: Игра «Путешествие на поезде» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; Закреплять у детей понятие «который по счету»; Учить детей ориентироваться в пространстве. |
3 неделя | Занятие 45 Тема: По щучьему веленью (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств о предметах по их знаково-символическим обозначениям (2 свойства); Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств-толщина; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать классификационные умения; Развивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение. |
| Занятие 46 Тема: Игровое упражнение «Как разговаривают числа» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок; На практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»; Познакомить детей со знаками «>», «<», учить записывать и читать записи типа: «3<4», «4>3». |
4 неделя | Занятие 47 Тема: игровое упражнение «О чем говорят числа?» (Палочки Кюизенера) | Учить детей определять числовое значение цветных палочек; На практике познакомить с понятиями «больше», «меньше» |
| Занятие 48 Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4 Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); Развивать зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
МАРТ | ||
1 неделя | Занятие 49 Тема: Игровое упражнение «Состав чисел из единиц» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из единиц; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
|
| Занятие 50 Тема: игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел) (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык контроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 51 Тема: Пятачок в городе Геометрических фигур (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства- форма и размер); Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (2 свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не толстый и т д). |
| Занятие 52 Тема: игровое упражнение «Кто в домике живет?» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 53 Тема: Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 54 Тема: Игровое упражнение «Покажи, как растут числа» (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 55 Тема: Красная Шапочка. (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство); Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет); Познакомить с карточками-символами – отрицание свойств ( цвет, форма, размер, толщина); Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»)
|
| Занятие 56 Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
АПРЕЛЬ | ||
1 неделя | Занятие 57 Тема: Игровое упражнение «Сломанная лесенка» (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 58 Тема: Игровое упражнение «Чет-нечет» (четные и нечетные числа) (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
2 неделя | Занятие 59 Тема: Роботы с далекой планеты Раби-Руби (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение; Познакомить детей с карточками-символами видоизменение свойств- цвет, форма, размер. |
| Занятие 60 Тема: Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами» (палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 61 Тема: Игровое упражнение «Узнай длину ленты» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей понимать количественные отношения между числами первого десятка; Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 62 Тема: Игровое упражнение «Измеряем разными мерками» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей с помощью 2 условных мерок измерять длину предмета; Учить детей находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом; Устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
4 неделя | Занятие 63 Тема: Карнавал (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам; Развивать способность к анализу, абстрагированию; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-цвет) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета); Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет - не желтый, не красный, не синий); Осваивать идею видоизменения, трансформация. |
| Занятие 64 Тема: Игровое упражнение «Палочки можно складывать» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия 2налево», «направо»); Развивать количественные представления детей; Учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным. |
МАЙ
| ||
1 неделя | Занятие 65 Тема: Игровое упражнение «Палочки можно вычитать» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); Развивать количественные представления детей; Учить детей находить разность чисел. |
| Занятие 66 Тема: Игровое упражнение «Число и цвет» (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет. |
2 неделя | Занятие 67 Тема: Поездка на швейную фабрику (Блоки Дьенеша) | Задачи: развивать умение решать логические задачи; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основание классификации с помощью карточек-символов свойств; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства) |
| Занятие 68 Тема: Как растут числа7 (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
3 неделя | Занятие 68 Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки» (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
| Занятие 70 Тема: Занятие 48 Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Буратино» (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4 Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); Развивать зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. |
4 неделя | Занятие 71 Тема: День рождения Топтыжки (Блоки Дьенеша) | Задачи: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма) Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет). |
| Занятие 72 Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (повторение) (Палочки Кюизенера) | Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Раскрыть возможности эффективности работы с «Логическими блоками «Дьенеша» и «Палочками Кюизенера». (14.03.2018год)
Родительское собрание(14.03.2018год)...
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша
Тематический планМесяцНазвание дидактической игрыЦель игрысентябрь1 неделяЗнакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без по...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе
Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в старшей группеТип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Цель: формирование элементарных математических представлений и ин...
Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в средней группе «Путешествие на остров»
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в наибольшей степени способст...
Картотека наглядно – дидактических пособий для игр с логическими блоками Дьенеша, и палочками Кюизенера.
Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются:• логические блоки Дьенеша;• цве...
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы....