Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.
материал (старшая группа)

Большакова Валентина Владимировна

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенерадля старшей группы.

 

СЕНТЯБРЬ

 

1 неделя

Занятие 1.

Тема: «Магазин игрушек»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: 

осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов;

Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство)

 

Занятие 2.

Тема: «Игровое упражнение: Строим дорожку»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей группировать палочки (полоски) по цвету;

осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и так далее;

развивать зрительный глазомер.

2 неделя

Занятие 3

Тема: Волшебный клубочек. Д/И: «Разложи пыльцу по банкам»

(Блок Дьенеша)

Задачи: формировать пространственные отношения «слева», «справа», «над», «под».

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (свойство одно-размер)

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.

 

Занятие 4

Тема: «Игра: Ленточки в подарок»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету;

осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по длине и тд.

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 5

Тема: Игры «Поезд», «Дождик»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойств и словами, которые они обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет, потом размер)

 

Занятие 6

Тема: Игровое упражнение «Подбираем ленточки и фартучки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия;

Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 7

Тема: Игровое упражнение «Моделируем квадрат»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: закреплять умение различать палочки по цвету;

Осваивать эталоны цвета и их названия;

Развивать представления о квадрате;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 8

Тема: Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т д.

развивать представления о прямоугольнике;

развивать зрительный глазомер;

учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Занятие 9

Тема: Колобок.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет) предметов;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма);

Развивать умение следовать правилам при выполнении цепочки действий ( схемы «Выращиваем волшебный цветок).

 

Занятие 10

Тема: Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: и детей различать полоски по цвету;

Осваивать эталоны цвета и их названия;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 11

Тема: Путешествие в волшебный лес.

(Блоки Дьенеша)

 

Задачи: развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойство (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства);

Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство-форма);

Познакомить детей с новыми карточками символами свойств (тонкий, толстый);

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – толщина);

Развивать умение сравнивать предметы по высоте.

 

Занятие 12

Тема: Игра-конструирование: «Дом и мебель для матрешки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей выбирать палочки (полоски) по словесному указанию взрослого;

Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом;

Развивать воображение, зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 13

Тема: Гномики

(Блоки Дьенеша)

 

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство);

Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

 

Занятие 14

Тема: Игра-конструирование «Собачка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета, числового значения по словесному указанию взрослого;

Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Развивать воображение;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 15

Тема: Игра-конструирование «Кошечка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Развивать воображение, зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

 

Занятие 16

Тема: Рисуем цветными палочками (полосками)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства, необходимые для этого);

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа;

Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», ), воображения, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

НОЯБРЬ

1 неделя

Занятие 17

Тема: Цирк

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойство в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение подбирать предметы (воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-размер);

Осваивать идею видоизменения, трансформации;

Развивать внимание детей.

 

Занятие 18

Тема: Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей

1представление о цвете

2представление о длине (длинный-короткий и тд)

3умени сравнивать полоски по длине (длиннее-короче и т д)

4зрительный глазомер.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 19

Тема: Помощь фигурам на соревнованиях

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства;

Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение классифицировать;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма-отрицание формы);

Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»0 отсутствие у предметов какого либо конкретного свойства (форма-не квадратный…)

 

Занятие 20

Тема: Игровое упражнение «Белочка и Ежик идут на день рождения»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей выбирать палочки указанного цвета;

Учить детей составлять из палочек изображения предметов простой формы;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 21

Тема: Золушка

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства);

Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-толщина) у предметов по из знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства («толщина»-ни толстый, не тонкий).

 

Занятие 22

Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине;

Учить детей составлять квадрат из палочек;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 23

Тема: Игровое упражнение «Коврик для котенка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: Учить детей сопоставлять два квадрата по размеру;

Помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 24

Тема: Игровое упражнение «Коврик для собачки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Занятие 25

Тема: Город геометрических фигур.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать классификационные умения;

Развивать умения подбирать предметы (цветы) по самостоятельно-выделенным свойствам

 

Занятие 26

Тема: Игра-конструирование «Разноцветные заборы»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета; представление о высоте («высокий», «низкий» и т д); представление о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 27

Тема: Красная шапочка

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам, следовать определенны правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-размер) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер- не большой, не маленький);

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (форма, размер, толщина) предметов (2 свойства).

 

Занятие 28

Тема: Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»), количественные представление;

Учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: путем наложения и путем приложения.

3 неделя

Занятие 29

Тема: Авиационный праздник «Все выше, выше и выше»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам;

Развивать умение классифицировать;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-толщина и размер);

Развивать умение разбивать множества по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «Не».

 

Занятие 30

Тема: Игра-конструирование «Поезд»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о длине («длиннее-короче»), зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 31

Тема: Игра-конструирование «Заборы низкие и высокие»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), представление о длине, умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 32

Тема: Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

ЯНВАРЬ

 

1 неделя

Занятие 33

Тема: Гирлянда

(Блоки Дьенеша)

Задачи: Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Развивать внимание;

Развивать классификационные умения;

Развивать умение разбивать множества по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

 

Занятие 34

Тема: Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о ширине («широкая», «узкая»), представление о толщине («толстый», «худой», «тонкий»), зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 35

Тема: Поможем Диме.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение классифицировать;

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам игры при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческое мышление, воображение;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-форма и толщина).

 

Занятие 36

Тема: Игра-конструирование «Мосты через реку»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), длине, умение сравнивать предметы по ширине и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 37

Тема: Домик для друзей

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-цвет и толщина);

Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер);

Развивать умение разбивать множество (цветы) по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».

 

Занятие 38

Тема: Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д),  умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать плоты по размеру; зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 39

Тема: Игровое упражнение «Цвет и число»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число;

Развивать у детей: представление о ширине («широкий», «Узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 40 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число;

Развивать у детей: представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Занятие 41

Тема: Кондитерская фабрика

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение классифицировать;

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (2 свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т д);

Развивать умение рассуждать логически;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства).

 

Занятие 42

Тема: Игровое упражнение «Число и цвет»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

2 неделя

Занятие 43

Тема: Поездка фигур в лес.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-цвет, размер);

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не»;

Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам (первый вариант занятия);

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек-символов свойств (2 вариант занятия).

 

Занятие 44

Тема: Игра «Путешествие на поезде»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки;

Закреплять у детей понятие «который по счету»;

Учить детей ориентироваться в пространстве.

3 неделя

Занятие 45

Тема: По щучьему веленью

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств о предметах по их знаково-символическим обозначениям (2 свойства);

Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств-толщина;

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать классификационные умения;

Развивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.

 

Занятие 46

Тема: Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок;

На практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»;

Познакомить детей со знаками «>», «<», учить записывать и читать записи типа: «3<4», «4>3».

4 неделя

Занятие 47

Тема: игровое упражнение «О чем говорят числа?»

(Палочки Кюизенера)

Учить детей определять числовое значение цветных палочек;

На практике познакомить с понятиями «больше», «меньше»

 

Занятие 48

Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4

Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5);

Развивать зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

 

МАРТ

1 неделя

Занятие 49

Тема: Игровое упражнение «Состав чисел из единиц»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из единиц;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

 

Занятие 50

Тема: игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык контроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 51

Тема: Пятачок в городе Геометрических фигур

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства- форма и размер);

Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги;

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (2 свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не толстый и т д).

 

Занятие 52

Тема: игровое упражнение «Кто в домике живет?»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 53

Тема: Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 54

Тема: Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 55

Тема: Красная Шапочка.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство);

Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет);

Познакомить с карточками-символами – отрицание свойств ( цвет, форма, размер, толщина);

Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»)

 

 

Занятие 56

Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

АПРЕЛЬ

1 неделя

Занятие 57

Тема: Игровое упражнение «Сломанная лесенка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 58

Тема: Игровое упражнение «Чет-нечет» (четные и нечетные числа)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 59

Тема: Роботы с далекой планеты Раби-Руби

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение;

Познакомить детей с карточками-символами видоизменение свойств- цвет, форма, размер.

 

Занятие 60

Тема: Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами»

(палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 61

Тема: Игровое упражнение «Узнай длину ленты»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей понимать количественные отношения между числами первого десятка;

Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 62

Тема: Игровое упражнение «Измеряем разными мерками»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей с помощью 2 условных мерок измерять длину предмета;

Учить детей находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом;

Устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 63

Тема: Карнавал

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам;

Развивать способность к анализу, абстрагированию;

Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-цвет) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет - не желтый, не красный, не синий);

Осваивать идею видоизменения, трансформация.

 

Занятие 64

Тема: Игровое упражнение «Палочки можно складывать»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия 2налево», «направо»);

Развивать количественные представления детей;

Учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным.

МАЙ

 

1 неделя

Занятие 65

Тема: Игровое упражнение «Палочки можно вычитать»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»);

Развивать количественные представления детей;

Учить детей находить разность чисел.

 

Занятие 66

Тема: Игровое упражнение «Число и цвет»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

2 неделя

Занятие 67

Тема: Поездка на швейную фабрику

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение решать логические задачи;

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основание классификации с помощью карточек-символов свойств;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства)

 

Занятие 68

Тема: Как растут числа7 (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 68

Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки» (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине;

Учить детей составлять квадрат из палочек;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 70

Тема: Занятие 48

Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Буратино» (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4

Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5);

Развивать зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 71

Тема: День рождения Топтыжки

(Блоки Дьенеша)

Задачи: 

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма)

Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет).

 

Занятие 72

Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенерадля старшей группы.

 

СЕНТЯБРЬ

 

1 неделя

Занятие 1.

Тема: «Магазин игрушек»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: 

осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов;

Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство)

 

Занятие 2.

Тема: «Игровое упражнение: Строим дорожку»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей группировать палочки (полоски) по цвету;

осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и так далее;

развивать зрительный глазомер.

2 неделя

Занятие 3

Тема: Волшебный клубочек. Д/И: «Разложи пыльцу по банкам»

(Блок Дьенеша)

Задачи: формировать пространственные отношения «слева», «справа», «над», «под».

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (свойство одно-размер)

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.

 

Занятие 4

Тема: «Игра: Ленточки в подарок»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету;

осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по длине и тд.

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 5

Тема: Игры «Поезд», «Дождик»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойств и словами, которые они обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет, потом размер)

 

Занятие 6

Тема: Игровое упражнение «Подбираем ленточки и фартучки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия;

Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 7

Тема: Игровое упражнение «Моделируем квадрат»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: закреплять умение различать палочки по цвету;

Осваивать эталоны цвета и их названия;

Развивать представления о квадрате;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 8

Тема: Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т д.

развивать представления о прямоугольнике;

развивать зрительный глазомер;

учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Занятие 9

Тема: Колобок.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет) предметов;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма);

Развивать умение следовать правилам при выполнении цепочки действий ( схемы «Выращиваем волшебный цветок).

 

Занятие 10

Тема: Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: и детей различать полоски по цвету;

Осваивать эталоны цвета и их названия;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 11

Тема: Путешествие в волшебный лес.

(Блоки Дьенеша)

 

Задачи: развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойство (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства);

Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство-форма);

Познакомить детей с новыми карточками символами свойств (тонкий, толстый);

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – толщина);

Развивать умение сравнивать предметы по высоте.

 

Занятие 12

Тема: Игра-конструирование: «Дом и мебель для матрешки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей выбирать палочки (полоски) по словесному указанию взрослого;

Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом;

Развивать воображение, зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 13

Тема: Гномики

(Блоки Дьенеша)

 

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство);

Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

 

Занятие 14

Тема: Игра-конструирование «Собачка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета, числового значения по словесному указанию взрослого;

Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Развивать воображение;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 15

Тема: Игра-конструирование «Кошечка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Развивать воображение, зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

 

Занятие 16

Тема: Рисуем цветными палочками (полосками)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства, необходимые для этого);

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа;

Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», ), воображения, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

НОЯБРЬ

1 неделя

Занятие 17

Тема: Цирк

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойство в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение подбирать предметы (воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-размер);

Осваивать идею видоизменения, трансформации;

Развивать внимание детей.

 

Занятие 18

Тема: Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей

1представление о цвете

2представление о длине (длинный-короткий и тд)

3умени сравнивать полоски по длине (длиннее-короче и т д)

4зрительный глазомер.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 19

Тема: Помощь фигурам на соревнованиях

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства;

Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение классифицировать;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма-отрицание формы);

Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»0 отсутствие у предметов какого либо конкретного свойства (форма-не квадратный…)

 

Занятие 20

Тема: Игровое упражнение «Белочка и Ежик идут на день рождения»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей выбирать палочки указанного цвета;

Учить детей составлять из палочек изображения предметов простой формы;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 21

Тема: Золушка

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства);

Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-толщина) у предметов по из знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства («толщина»-ни толстый, не тонкий).

 

Занятие 22

Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине;

Учить детей составлять квадрат из палочек;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 23

Тема: Игровое упражнение «Коврик для котенка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: Учить детей сопоставлять два квадрата по размеру;

Помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 24

Тема: Игровое упражнение «Коврик для собачки»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Занятие 25

Тема: Город геометрических фигур.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать классификационные умения;

Развивать умения подбирать предметы (цветы) по самостоятельно-выделенным свойствам

 

Занятие 26

Тема: Игра-конструирование «Разноцветные заборы»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета; представление о высоте («высокий», «низкий» и т д); представление о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 27

Тема: Красная шапочка

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам, следовать определенны правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-размер) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер- не большой, не маленький);

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (форма, размер, толщина) предметов (2 свойства).

 

Занятие 28

Тема: Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»), количественные представление;

Учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: путем наложения и путем приложения.

3 неделя

Занятие 29

Тема: Авиационный праздник «Все выше, выше и выше»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам;

Развивать умение классифицировать;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-толщина и размер);

Развивать умение разбивать множества по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «Не».

 

Занятие 30

Тема: Игра-конструирование «Поезд»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о длине («длиннее-короче»), зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 31

Тема: Игра-конструирование «Заборы низкие и высокие»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), представление о длине, умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 32

Тема: Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

ЯНВАРЬ

 

1 неделя

Занятие 33

Тема: Гирлянда

(Блоки Дьенеша)

Задачи: Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Развивать внимание;

Развивать классификационные умения;

Развивать умение разбивать множества по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

 

Занятие 34

Тема: Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о ширине («широкая», «узкая»), представление о толщине («толстый», «худой», «тонкий»), зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 35

Тема: Поможем Диме.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение классифицировать;

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам игры при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческое мышление, воображение;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-форма и толщина).

 

Занятие 36

Тема: Игра-конструирование «Мосты через реку»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), длине, умение сравнивать предметы по ширине и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 37

Тема: Домик для друзей

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-цвет и толщина);

Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер);

Развивать умение разбивать множество (цветы) по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».

 

Занятие 38

Тема: Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д),  умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать плоты по размеру; зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 39

Тема: Игровое упражнение «Цвет и число»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число;

Развивать у детей: представление о ширине («широкий», «Узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 40 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число;

Развивать у детей: представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Занятие 41

Тема: Кондитерская фабрика

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение классифицировать;

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (2 свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т д);

Развивать умение рассуждать логически;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства).

 

Занятие 42

Тема: Игровое упражнение «Число и цвет»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

2 неделя

Занятие 43

Тема: Поездка фигур в лес.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-цвет, размер);

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не»;

Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам (первый вариант занятия);

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек-символов свойств (2 вариант занятия).

 

Занятие 44

Тема: Игра «Путешествие на поезде»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки;

Закреплять у детей понятие «который по счету»;

Учить детей ориентироваться в пространстве.

3 неделя

Занятие 45

Тема: По щучьему веленью

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств о предметах по их знаково-символическим обозначениям (2 свойства);

Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств-толщина;

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать классификационные умения;

Развивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.

 

Занятие 46

Тема: Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок;

На практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»;

Познакомить детей со знаками «>», «<», учить записывать и читать записи типа: «3<4», «4>3».

4 неделя

Занятие 47

Тема: игровое упражнение «О чем говорят числа?»

(Палочки Кюизенера)

Учить детей определять числовое значение цветных палочек;

На практике познакомить с понятиями «больше», «меньше»

 

Занятие 48

Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4

Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5);

Развивать зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

 

МАРТ

1 неделя

Занятие 49

Тема: Игровое упражнение «Состав чисел из единиц»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из единиц;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

 

Занятие 50

Тема: игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык контроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 51

Тема: Пятачок в городе Геометрических фигур

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства- форма и размер);

Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги;

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (2 свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не толстый и т д).

 

Занятие 52

Тема: игровое упражнение «Кто в домике живет?»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 53

Тема: Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 54

Тема: Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 55

Тема: Красная Шапочка.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство);

Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет);

Познакомить с карточками-символами – отрицание свойств ( цвет, форма, размер, толщина);

Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»)

 

 

Занятие 56

Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

АПРЕЛЬ

1 неделя

Занятие 57

Тема: Игровое упражнение «Сломанная лесенка»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 58

Тема: Игровое упражнение «Чет-нечет» (четные и нечетные числа)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 59

Тема: Роботы с далекой планеты Раби-Руби

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение;

Познакомить детей с карточками-символами видоизменение свойств- цвет, форма, размер.

 

Занятие 60

Тема: Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами»

(палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 61

Тема: Игровое упражнение «Узнай длину ленты»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей понимать количественные отношения между числами первого десятка;

Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 62

Тема: Игровое упражнение «Измеряем разными мерками»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей с помощью 2 условных мерок измерять длину предмета;

Учить детей находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом;

Устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 63

Тема: Карнавал

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам;

Развивать способность к анализу, абстрагированию;

Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-цвет) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет - не желтый, не красный, не синий);

Осваивать идею видоизменения, трансформация.

 

Занятие 64

Тема: Игровое упражнение «Палочки можно складывать»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия 2налево», «направо»);

Развивать количественные представления детей;

Учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным.

МАЙ

 

1 неделя

Занятие 65

Тема: Игровое упражнение «Палочки можно вычитать»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»);

Развивать количественные представления детей;

Учить детей находить разность чисел.

 

Занятие 66

Тема: Игровое упражнение «Число и цвет»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

2 неделя

Занятие 67

Тема: Поездка на швейную фабрику

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение решать логические задачи;

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основание классификации с помощью карточек-символов свойств;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства)

 

Занятие 68

Тема: Как растут числа7 (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 68

Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки» (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине;

Учить детей составлять квадрат из палочек;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Занятие 70

Тема: Занятие 48

Тема: Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Буратино» (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4

Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5);

Развивать зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 71

Тема: День рождения Топтыжки

(Блоки Дьенеша)

Задачи: 

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма)

Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет).

 

Занятие 72

Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (повторение)

(Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша

Тематический планМесяцНазвание дидактической игрыЦель игрысентябрь1 неделяЗнакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без по...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе

Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера  в старшей группеТип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Цель: формирование элементарных математических представлений и ин...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в средней группе «Путешествие на остров»

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в наибольшей степени способст...

Картотека наглядно – дидактических пособий для игр с логическими блоками Дьенеша, и палочками Кюизенера.

Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются:•      логические блоки Дьенеша;•      цве...

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы....