Индивидуальный образовательный маршрут по социально-коммуникативному и речевому развитию ребёнка 2 мл. гр.
рабочая программа (младшая группа)

Ольга Александровна Зеленцова

Материал для педагогов ДОУ.

(младшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Рощинский ЦО» Победовский филиал Дошкольное отделение

                                                                                                                                                                                         

Индивидуальный образовательный маршрут

на воспитанника 2ой младшей группы по социально-коммуникативному и речевому развитию

на 2021 – 2022 учебный год

                                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                           

                                                                   

                                                         

                                                             Составила и провела воспитатель:

                                                         Зеленцова О.А.

п. Победа

                                                                   

 Фамилия Имя ребёнка: С.С.

Дата рождения: 12.04. 2018 г.

Возрастная группа: 2 мл. группа

1. Организационная часть ИОМ:

Причины составления индивидуального образовательного маршрута: трудности с коммуникацией, отставание в речевом развитии, затрудняется соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками.

Не может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, выражает своё отношение к окружающему в неадекватной форме (крик, плач и т.п.).

Отсутствует представление о себе как о члене коллектива, не участвует в совместной игровой и проектной деятельности.

Результаты диагностики на начало и конец учебного года:

Образовательные области

    Начало года

        сентябрь

         Конец года

                 май

«Познавательное развитие»

         Е

         Е       

«Речевое развитие»

         Е

         д

«Социально – коммуникативное»

         Е

         С

«Художественно – эстетическое»

         д

         д   

«Физическое развитие»

        д

          С

Критерии:

Уровень Е - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

Уровень Д - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки

Уровень С -  ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого.

Уровень В - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценкиУровень

А - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Цель: вызвать желание разговаривать, способствовать формированию позитивного отношения к детям и сотрудникам детского сада.

.Задачи:

1.Развитие речи и личности ребёнка (с учётом его индивидуальных умственных и физических способностей);

2.Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

3.Развитие игровой деятельности (в т. ч. сюжетно-ролевой игры), участие в дидактических, театрализованных играх;

4. Осуществление полноценной социализации ребёнка со сверстниками;

5. Проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;

6. Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Предполагаемый результат: усовершенствование устной речи ребёнка, умение правильно произносить слова;

 развитие коммуникативных навыков: старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;

может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, адекватно выражает своё отношение к окружающему;

имеет представление о себе как о члене коллектива, участвует в совместной игровой и проектной деятельности.

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая

Участники сопровождения: воспитатель

Продолжительность индивидуальных занятий: 1 уч. год (сентябрь-май)

Работа с родителями: беседы, консультации, практикум.

2.Содержательная часть ИОМ

Сентябрь

4 неделя

Артикуляционная гимнастика: «Пыхтелка», «Лягушонок», «Вкусное варенье»;

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Игрушки»;

Игры для развития лексической стороны речи: «Кто как голос подаёт».

Развивать артикуляционный аппарат;

Развивать мелкую моторику и координацию пальцев рук;

Развивать интонационную культуру речи.

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Практикум: закреплять дома с ребёнком артикуляционную и пальчиковую гимнастику.

Сентябрь

5 неделя

Артикуляционная гимнастика: «Подуй на горячий чай», «Лошадка»

Пальчиковая гимнастика: «Овощи»

Игра «Один и много»

Продолжаем развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику; обогащаем словарный запас.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к чёткому произношению».

Октябрь

1 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Уложим куклу спать»;

Д/И «Разговор по телефону»;

Д/У «Назови ласково по имени своих друзей»

Развивать эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Беседа «О необходимости регулярного посещения детского сада».

Памятка:  «Сюжетно-ролевая игра – как средство формирования личности ребёнка»

Октябрь

2 неделя

Игры «Волшебные превращения», «Добрые слова»;

Сюжетно-ролевая игра «Больница»;

Трудовые поручения «Дружно уберём игрушки»

Развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Консультация «Как воспитывать дружеские отношения между детьми»

Октябрь

3 неделя

Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использованием мимики лица и тела;

Игра «Кубик эмоций»

Вызвать интерес и желание слушать стихотворение, побуждать желание повторять за взрослым, договаривать последние слова;

Учить узнавать эмоции, вспоминать и рассказывать, когда испытывал её.

Порекомендовать родителям несколько игр на развитие речи;

Повторить дома стихотворение выученное в детском саду.

Октябрь

4 неделя

Игровые упражнения: «Рассмотри и назови»;

«Кто, что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?»

Пальчиковая гимнастика: «Пирог», «Пальчиковый душ»

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей;

Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями;

Продолжать развивать мелкую моторику пальчиков.

Консультация: «Развитие правильной речи в семье»

Практикум: играем вместе с детьми.

Ноябрь

1 неделя

Рассматривание иллюстрации «Дети в детском саду», беседа по ней;

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Развивать представление о детском саде, как ближайшем социокультурном окружении, о правилах поведения в ДОУ; обучать рассказыванию, развивать связную речь.

 Беседа «О чём спросить ребенка после детского сада»

Ноябрь

2 неделя

Артикуляционная гимнастика: «Вой», «Рычание».

Пальчиковая гимнастика: «Одежда»;

Игра «Подбери слово»;

Разучивание чистоговорок.

Укреплять мышцы лица, языка, мягкого нёба, губ;

Продолжать развивать мелкую моторику;

Обогащать словарный запас.

Буклет «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Повторяем и учим чистоговорки дома.

Ноябрь

3 неделя

Артикуляционная гимнастика: «Ветерок», «Индюк».

«Сказка про весёлый язычок»

Чистоговорки на звуки – м, п, б

Продолжать поддерживать интерес к чистоговоркам и скороговоркам, побуждать повторять их и заучивать наизусть

Консультация «Развиваем речь с помощью чистоговорок»

Ноябрь

4 неделя

С/Р игра «Оденем куклу Дашу на прогулку»;

Д/И «Картинки-половинки», «Поделись с другом»;

Игры: «Червячок и яблочко», «Кулак, ребро, ладонь»

Развитие связного высказывания совместно с воспитателем, затем самостоятельно;

Продолжать обучать совместной деятельности со сверстниками;

Развивать межполушарные связи.

Консультация «Роль дидактической игры в семье и детском саду».

Практикум: игры двумя руками.

Декабрь

1 и 2 неделя

Проблемная ситуация «Расскажем медвежонку как вести себя в детском саду».

Игра «Мы поссоримся и помиримся»,

Чтение стихотворения Кузнецовой А. «Поссорились»

1. Формировать навыки организованного поведения, представления о том, что «хорошо», «плохо».

2. Формировать отрицательное отношение к грубости, жадности. Формировать умение играть не ссорясь, помогать друг другу.

Консультация «Учим ребёнка общаться со сверстниками».

Рекомендации: пригласить в гости одного, двух ребят из группы для совместной игры.

Декабрь

3 неделя

Чтение рус. нар. сказки «Теремок» с привлечением ребёнка;

Драматизация сказки с привлечением ребёнка к роли выбранной им самим, беседа по сказке.

Развивать связную речь; участвовать в совместной деятельности, проявлять инициативу.

Консультация «Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей»

Рекомендации: прочитать сказку по ролям с ребёнком.

Декабрь

4 неделя

Игра-имитация «Солнышко проснулось»;

Игра «Весёлый Старичок – Лесовичок».

Установление с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации;

Учить пользоваться разными интонациями.

Рекомендации родителям по подбору игр-импровизаций и игр-имитаций для развития речи ребёнка.

Декабрь

5 неделя

Игра «Кубик эмоций»:

а) изображаем выпавшую на кубике эмоцию. Остальные игроки отгадывают;

б) вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике.

Формируем представления об эмоциях; как правильно их выражать, как справляться с ними.

Консультация «Детские эмоции и почему они так важны».

Январь

3 неделя

Беседа «Подарки от Деда Мороза»,

Рассказ-описание об игрушке

Продолжать формировать связную диалогическую и монологическую речь.

Выучить с ребенком несколько стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Январь

4 неделя

Пальчиковые игры: «Пальчик, мальчик» «Маленькие ножки» Пальчиковый театр «Дружная семья»,

 «В гости к пальчику большому»

Продолжать развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.

Практикум для родителей: закреплять дома игры разученные в детском саду.

Январь

5 неделя

Чтение и беседа по сказке «Гуси –Лебеди»,

Игра «Вежливые слова», Пальчиковая игра «Пальчик – шалун»

Формировать навыки вежливого общения (здороваться, прощаться, обращаться с просьбой и т.д.)

Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребёнка».

Февраль

1 и 2 неделя

Артикуляционная гимнастика: «Шарик» «Качели» «Любопытный язычок»;

Настольные игры: игры-шнуровки, игры-вкладыши; игры с прищепками; игры с мелкими предметами в песке и воде, игры с бусами.

Продолжать развивать подвижность органов артикуляции, увеличивать объём и силу движений, вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука и мелкую моторику пальцев рук.

Практикум для родителей: осваиваем игры на практике;

Консультация «Мастерим развивающие игры своими руками в домашних условиях»

Февраль

3 неделя

С/Р игра «Семья»;

Трудовые поручения:

- помочь найти воспитателю книгу для чтения,

- помочь ребятам убрать игрушки,

Помощнику воспитателя поставить стаканчики с салфетками на столы

Учить принимать на

себя роль,

объединять

несколько игровых

действий в единую

сюжетную линию;

формировать трудовые навыки, желание помогать другим

Учить принимать на

себя роль,

объединять

несколько игровых

действий в единую

сюжетную линию;

формировать трудовые навыки, желание помогать другим

Февраль

4 неделя

Игры и упражнения:

«Вот, какой папа»,

«Кто кем будет»

«Да или нет»

Развивать уважение к папе, поощрять рассказывать о нём всем детям, обогащать словарный запас прилагательными и глаголами; продолжать закреплять ласковые слова.

Рекомендовать родителям помочь ребёнку запоминать имена и фамилии близких родственников, а также домашний адрес.

Март

1 и 2 неделя

Игры и упражнения:

«Вот какая мама»,

«Как я маме помогаю»,

Д/И «Помоги маме найти своего малыша»

Развивать любовь к маме, сочувствие, закреплять ласковые слова;

Закреплять названия животных и их детёнышей.

Выучить к празднику стихотворение о маме.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Март

3 неделя

Беседа по картинке «Правила поведения во время еды»;

Д/И «Можно-нельзя»,

«Исправь ошибку»

 Формировать понятия «можно-нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения.

Советы родителям «Учим детей рассказывать по картинке».

Март

4 неделя

Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Дудочка», артикуляционная гимнастика:

Д/И «Далеко – близко», «Эхо», «Громко –тихо»

Игра «Ку-ку», «Спой с лягушкой и петушком вместе»

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука к;

Учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта и использовать в речи соответствующие слова

Рекомендации и практикум для родителей: дыхательная и артикуляционная гимнастика; чистоговорки и скороговорки для детей младшего возраста.

Март

5 неделя

Рассматривание иллюстраций к сказке Сутеева В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка»

Приучать ребенка внимательно рассматривать рисунки в книжках; рассказывать о них сверстникам.

Беседа и консультация на темы «Книги и телевизор», «Что почитать ребёнку вечером»

Апрель

1 и 2 неделя

Подвижные и малоподвижные игры:

«Флажок», «Ласковое имя», «Ниточка», «Весёлые ладошки».

Повышать заинтересованность и активность в коллективной игре, укреплять уверенность в себе, учить взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки, внимание.

Консультация «Родители – активные участники детских игр».

Рекомендации по подбору коммуникативных игр.

Апрель

3 и 4 неделя

Чтение р. н. сказки «Зайкина избушка», беседа по сказке, игра – инсценировка «Зайкина избушка»

Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы; развивать способности принимать на себя роль животного; знакомить с понятием «дружба».

Консультация «Читаем детям. Ранний возраст».

Памятка «10 советов, как помочь ребёнку полюбить чтение».

Май 1 и 2 неделя

Беседа «Хорошо у нас в саду»;

Проблемная ситуация «В детском саду»

Д/И «Помоги Маше навести порядок»

Продолжать вызывать положительные эмоции ребёнка от совместного пребывания в детском саду; уточнять представления о правилах безопасного поведения в группе; формировать умение и желание раскладывать предметы на свои места.

Консультация «Как отвечать на детские вопросы»;

Порекомендовать родителям перечень логопедических игр и литературу;

Задание на дом: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

Результаты работы: К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». Мальчик стал лучше владеть разговорной речью, правильно произносить слова и строить предложения, отвечать на вопросы предложением; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения, декламировать короткие стихотворения. Речь стала более выразительной, внятной в звуковом отношении. Он также старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками. Достаточно хорошо понимает социальную оценку героев литературных произведений, а также сверстников и своих. Способен придерживаться игровых правил в различных видах игр. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка и социокультурного поведения.

Методическая литература: Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. – М.- Эксмо 2007г., Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка.- М: ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», 2008 Исханова С.В. Игротерапия и логопедия: учимся говорить вместе с Машей и Мишей: пособие для педагогов и родителей. – Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс 2016г. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо 2007г.; Л.М. Шипицина «Азбука общения (основы коммуникации)», В.Б. Флиминтейн «Давайте поиграем» (комплект игр); Л. В.Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников (младшая группа). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017, Артюхова И.С., Белькович В.Ю. Играем, дружим, растём: Сборник развивающих игр, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.

Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития

   Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие.

Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие....

Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по речевому развитию

учить  составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения (использовать карточки Проппа и мнемотаблицы)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА

Статья рассказывает о успешном применении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) как специфическом методе индивидуального обучения....