Индивидуальный образовательный маршрут по социально-коммуникативному и речевому развитию ребёнка 2 мл. гр.
рабочая программа (младшая группа)
Материал для педагогов ДОУ.
(младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "ИОМ по социально-коммуникативному и речевому развитию ребёнка 2 мл.гр." ю | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рощинский ЦО» Победовский филиал Дошкольное отделение
Индивидуальный образовательный маршрут
на воспитанника 2ой младшей группы по социально-коммуникативному и речевому развитию
на 2021 – 2022 учебный год
Составила и провела воспитатель:
Зеленцова О.А.
п. Победа
Фамилия Имя ребёнка: С.С.
Дата рождения: 12.04. 2018 г.
Возрастная группа: 2 мл. группа
1. Организационная часть ИОМ:
Причины составления индивидуального образовательного маршрута: трудности с коммуникацией, отставание в речевом развитии, затрудняется соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками.
Не может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, выражает своё отношение к окружающему в неадекватной форме (крик, плач и т.п.).
Отсутствует представление о себе как о члене коллектива, не участвует в совместной игровой и проектной деятельности.
Результаты диагностики на начало и конец учебного года:
Образовательные области | Начало года сентябрь | Конец года май |
«Познавательное развитие» | Е | Е |
«Речевое развитие» | Е | д |
«Социально – коммуникативное» | Е | С |
«Художественно – эстетическое» | д | д |
«Физическое развитие» | д | С |
Критерии:
Уровень Е - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.
Уровень Д - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки
Уровень С - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого.
Уровень В - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценкиУровень
А - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Цель: вызвать желание разговаривать, способствовать формированию позитивного отношения к детям и сотрудникам детского сада.
.Задачи:
1.Развитие речи и личности ребёнка (с учётом его индивидуальных умственных и физических способностей);
2.Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;
3.Развитие игровой деятельности (в т. ч. сюжетно-ролевой игры), участие в дидактических, театрализованных играх;
4. Осуществление полноценной социализации ребёнка со сверстниками;
5. Проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;
6. Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка.
Предполагаемый результат: усовершенствование устной речи ребёнка, умение правильно произносить слова;
развитие коммуникативных навыков: старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям, адекватно выражает своё отношение к окружающему;
имеет представление о себе как о члене коллектива, участвует в совместной игровой и проектной деятельности.
Реализация образовательного маршрута:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая
Участники сопровождения: воспитатель
Продолжительность индивидуальных занятий: 1 уч. год (сентябрь-май)
Работа с родителями: беседы, консультации, практикум.
2.Содержательная часть ИОМ
Сентябрь 4 неделя | Артикуляционная гимнастика: «Пыхтелка», «Лягушонок», «Вкусное варенье»; Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Игрушки»; Игры для развития лексической стороны речи: «Кто как голос подаёт». | Развивать артикуляционный аппарат; Развивать мелкую моторику и координацию пальцев рук; Развивать интонационную культуру речи. | Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Практикум: закреплять дома с ребёнком артикуляционную и пальчиковую гимнастику. |
Сентябрь 5 неделя | Артикуляционная гимнастика: «Подуй на горячий чай», «Лошадка» Пальчиковая гимнастика: «Овощи» Игра «Один и много» | Продолжаем развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику; обогащаем словарный запас. | Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к чёткому произношению». |
Октябрь 1 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Уложим куклу спать»; Д/И «Разговор по телефону»; Д/У «Назови ласково по имени своих друзей» | Развивать эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Беседа «О необходимости регулярного посещения детского сада». Памятка: «Сюжетно-ролевая игра – как средство формирования личности ребёнка» |
Октябрь 2 неделя | Игры «Волшебные превращения», «Добрые слова»; Сюжетно-ролевая игра «Больница»; Трудовые поручения «Дружно уберём игрушки» | Развивать умение употреблять в речи добрые слова. | Консультация «Как воспитывать дружеские отношения между детьми» |
Октябрь 3 неделя | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использованием мимики лица и тела; Игра «Кубик эмоций» | Вызвать интерес и желание слушать стихотворение, побуждать желание повторять за взрослым, договаривать последние слова; Учить узнавать эмоции, вспоминать и рассказывать, когда испытывал её. | Порекомендовать родителям несколько игр на развитие речи; Повторить дома стихотворение выученное в детском саду. |
Октябрь 4 неделя | Игровые упражнения: «Рассмотри и назови»; «Кто, что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?» Пальчиковая гимнастика: «Пирог», «Пальчиковый душ» | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей; Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; Продолжать развивать мелкую моторику пальчиков. | Консультация: «Развитие правильной речи в семье» Практикум: играем вместе с детьми. |
Ноябрь 1 неделя | Рассматривание иллюстрации «Дети в детском саду», беседа по ней; Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Развивать представление о детском саде, как ближайшем социокультурном окружении, о правилах поведения в ДОУ; обучать рассказыванию, развивать связную речь. | Беседа «О чём спросить ребенка после детского сада» |
Ноябрь 2 неделя | Артикуляционная гимнастика: «Вой», «Рычание». Пальчиковая гимнастика: «Одежда»; Игра «Подбери слово»; Разучивание чистоговорок. | Укреплять мышцы лица, языка, мягкого нёба, губ; Продолжать развивать мелкую моторику; Обогащать словарный запас. | Буклет «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Повторяем и учим чистоговорки дома. |
Ноябрь 3 неделя | Артикуляционная гимнастика: «Ветерок», «Индюк». «Сказка про весёлый язычок» Чистоговорки на звуки – м, п, б | Продолжать поддерживать интерес к чистоговоркам и скороговоркам, побуждать повторять их и заучивать наизусть | Консультация «Развиваем речь с помощью чистоговорок» |
Ноябрь 4 неделя | С/Р игра «Оденем куклу Дашу на прогулку»; Д/И «Картинки-половинки», «Поделись с другом»; Игры: «Червячок и яблочко», «Кулак, ребро, ладонь» | Развитие связного высказывания совместно с воспитателем, затем самостоятельно; Продолжать обучать совместной деятельности со сверстниками; Развивать межполушарные связи. | Консультация «Роль дидактической игры в семье и детском саду». Практикум: игры двумя руками. |
Декабрь 1 и 2 неделя | Проблемная ситуация «Расскажем медвежонку как вести себя в детском саду». Игра «Мы поссоримся и помиримся», Чтение стихотворения Кузнецовой А. «Поссорились» | 1. Формировать навыки организованного поведения, представления о том, что «хорошо», «плохо». 2. Формировать отрицательное отношение к грубости, жадности. Формировать умение играть не ссорясь, помогать друг другу. | Консультация «Учим ребёнка общаться со сверстниками». Рекомендации: пригласить в гости одного, двух ребят из группы для совместной игры. |
Декабрь 3 неделя | Чтение рус. нар. сказки «Теремок» с привлечением ребёнка; Драматизация сказки с привлечением ребёнка к роли выбранной им самим, беседа по сказке. | Развивать связную речь; участвовать в совместной деятельности, проявлять инициативу. | Консультация «Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей» Рекомендации: прочитать сказку по ролям с ребёнком. |
Декабрь 4 неделя | Игра-имитация «Солнышко проснулось»; Игра «Весёлый Старичок – Лесовичок». | Установление с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации; Учить пользоваться разными интонациями. | Рекомендации родителям по подбору игр-импровизаций и игр-имитаций для развития речи ребёнка. |
Декабрь 5 неделя | Игра «Кубик эмоций»: а) изображаем выпавшую на кубике эмоцию. Остальные игроки отгадывают; б) вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике. | Формируем представления об эмоциях; как правильно их выражать, как справляться с ними. | Консультация «Детские эмоции и почему они так важны». |
Январь 3 неделя | Беседа «Подарки от Деда Мороза», Рассказ-описание об игрушке | Продолжать формировать связную диалогическую и монологическую речь. | Выучить с ребенком несколько стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
Январь 4 неделя | Пальчиковые игры: «Пальчик, мальчик» «Маленькие ножки» Пальчиковый театр «Дружная семья», «В гости к пальчику большому» | Продолжать развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений. | Практикум для родителей: закреплять дома игры разученные в детском саду. |
Январь 5 неделя | Чтение и беседа по сказке «Гуси –Лебеди», Игра «Вежливые слова», Пальчиковая игра «Пальчик – шалун» | Формировать навыки вежливого общения (здороваться, прощаться, обращаться с просьбой и т.д.) | Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребёнка». |
Февраль 1 и 2 неделя | Артикуляционная гимнастика: «Шарик» «Качели» «Любопытный язычок»; Настольные игры: игры-шнуровки, игры-вкладыши; игры с прищепками; игры с мелкими предметами в песке и воде, игры с бусами. | Продолжать развивать подвижность органов артикуляции, увеличивать объём и силу движений, вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука и мелкую моторику пальцев рук. | Практикум для родителей: осваиваем игры на практике; Консультация «Мастерим развивающие игры своими руками в домашних условиях» |
Февраль 3 неделя | С/Р игра «Семья»; Трудовые поручения: - помочь найти воспитателю книгу для чтения, - помочь ребятам убрать игрушки, Помощнику воспитателя поставить стаканчики с салфетками на столы | Учить принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; формировать трудовые навыки, желание помогать другим | Учить принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; формировать трудовые навыки, желание помогать другим |
Февраль 4 неделя | Игры и упражнения: «Вот, какой папа», «Кто кем будет» «Да или нет» | Развивать уважение к папе, поощрять рассказывать о нём всем детям, обогащать словарный запас прилагательными и глаголами; продолжать закреплять ласковые слова. | Рекомендовать родителям помочь ребёнку запоминать имена и фамилии близких родственников, а также домашний адрес. |
Март 1 и 2 неделя | Игры и упражнения: «Вот какая мама», «Как я маме помогаю», Д/И «Помоги маме найти своего малыша» | Развивать любовь к маме, сочувствие, закреплять ласковые слова; Закреплять названия животных и их детёнышей. | Выучить к празднику стихотворение о маме. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
Март 3 неделя | Беседа по картинке «Правила поведения во время еды»; Д/И «Можно-нельзя», «Исправь ошибку» | Формировать понятия «можно-нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения. | Советы родителям «Учим детей рассказывать по картинке». |
Март 4 неделя | Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Дудочка», артикуляционная гимнастика: Д/И «Далеко – близко», «Эхо», «Громко –тихо» Игра «Ку-ку», «Спой с лягушкой и петушком вместе» | Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука к; Учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта и использовать в речи соответствующие слова | Рекомендации и практикум для родителей: дыхательная и артикуляционная гимнастика; чистоговорки и скороговорки для детей младшего возраста. |
Март 5 неделя | Рассматривание иллюстраций к сказке Сутеева В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка» | Приучать ребенка внимательно рассматривать рисунки в книжках; рассказывать о них сверстникам. | Беседа и консультация на темы «Книги и телевизор», «Что почитать ребёнку вечером» |
Апрель 1 и 2 неделя | Подвижные и малоподвижные игры: «Флажок», «Ласковое имя», «Ниточка», «Весёлые ладошки». | Повышать заинтересованность и активность в коллективной игре, укреплять уверенность в себе, учить взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки, внимание. | Консультация «Родители – активные участники детских игр». Рекомендации по подбору коммуникативных игр. |
Апрель 3 и 4 неделя | Чтение р. н. сказки «Зайкина избушка», беседа по сказке, игра – инсценировка «Зайкина избушка» | Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы; развивать способности принимать на себя роль животного; знакомить с понятием «дружба». | Консультация «Читаем детям. Ранний возраст». Памятка «10 советов, как помочь ребёнку полюбить чтение». |
Май 1 и 2 неделя | Беседа «Хорошо у нас в саду»; Проблемная ситуация «В детском саду» Д/И «Помоги Маше навести порядок» | Продолжать вызывать положительные эмоции ребёнка от совместного пребывания в детском саду; уточнять представления о правилах безопасного поведения в группе; формировать умение и желание раскладывать предметы на свои места. | Консультация «Как отвечать на детские вопросы»; Порекомендовать родителям перечень логопедических игр и литературу; Задание на дом: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
Результаты работы: К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». Мальчик стал лучше владеть разговорной речью, правильно произносить слова и строить предложения, отвечать на вопросы предложением; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения, декламировать короткие стихотворения. Речь стала более выразительной, внятной в звуковом отношении. Он также старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками. Достаточно хорошо понимает социальную оценку героев литературных произведений, а также сверстников и своих. Способен придерживаться игровых правил в различных видах игр. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка и социокультурного поведения.
Методическая литература: Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. – М.- Эксмо 2007г., Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка.- М: ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», 2008 Исханова С.В. Игротерапия и логопедия: учимся говорить вместе с Машей и Мишей: пособие для педагогов и родителей. – Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс 2016г. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо 2007г.; Л.М. Шипицина «Азбука общения (основы коммуникации)», В.Б. Флиминтейн «Давайте поиграем» (комплект игр); Л. В.Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников (младшая группа). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017, Артюхова И.С., Белькович В.Ю. Играем, дружим, растём: Сборник развивающих игр, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.
Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития
Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...
Конспект НОД в подготовительной группе Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие.
Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие....
Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по речевому развитию
учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения (использовать карточки Проппа и мнемотаблицы)...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА
Статья рассказывает о успешном применении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) как специфическом методе индивидуального обучения....
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с задержкой речевого развития
....................