Дополнительная программа технической направленности на 2023-2024 уч.г. «Мульт - кадрик»
материал (подготовительная группа)
Цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся, навыков создания короткометражных рисованных, пластилиновых, объемных мультфильмов.
Задачи программы:
Образовательные:
−познакомить детей с историей возникновения видами мультипликации, а также понятиями: анимация, съемка, сценарий, кадр, титры;
−познакомить с технологией создания мультипликационного фильма, расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор;
-познакомить детей с процессом фотосъемки.
-закреплять обучение основам изобразительной грамоты (лепки) и формировать художественные знания, умения и навыки;
-формировать определенные навыки и умения и закреплять их в анимационной деятельности;
-обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
-научить владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером;
-обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по созданию мультфильмов в детском саду | 69.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕЧЕУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»
Согласованно: Утверждено:
Педагогическим советом заведующим МБДОУ
МБДОУ «Чечеульский детский сад» «Чечеульский детский сад»
Протокол №______ __________Н.И. Сергиенко
«____»________20___г. «____»_______20___г.
Дополнительная программа технической направленности
на 2023-2024 уч.г. «Мульт - кадрик»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Юстишина Т.М.
п. Чечеул, 2023
Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка……………………………………………….3-4
1.2.Цель программы………………………………………………………4-5
1.3.Содержание программы……………………………………………...5-7
1.4. Содержание учебного плана…………………………………………5-7
1.5.Планируемые результаты………………………………………….....7-8
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график……………………………………….8
2.2.Условия реализации программы…………………………………….8-9
2.3.Методические материалы……………………………………………9-13
2.4. Рабочая программа воспитания…………………………………….13-14
2.5. Календарный план воспитательной работы…………………….....14
2.6.Список литературы…………………………………………………...14-15
Приложения……………………………………………………………….15-26
2
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».
1.1.Пояснительная записка
- Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир мультипликации» имеет техническую направленность.
- Актуальность программы:
Актуальность программы «Мир мультипликации», заключается в том, что современный дошкольник привык к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается им как чудо. Создавая вместе с детьми мультфильмы, взрослые могут вернуть им ощущение свежести восприятия самого факта движущегося изображения.
Помимо интереса мультфильм имеет прекрасные возможности для интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкально творчество, драматизация и пр.), способствующих созданию творческого продукта, который смог бы иметь большую социальную значимость в рамках ДОУ и за его пределами.
-Отличительные особенности программы, новизна:
Особенностью предоставленной образовательной программы считается то, что знания и умения, которые получают обучающиеся, о мультипликации (анимации), как одним из любимых жанров у детей.
Создание мультфильмов является своего рода искусством, поэтому аспект учебно-воспитательного процесса в данной программе выступает как открытие внутреннего мира автора мультфильма - ребенка сверстникам, родителям (широкому зрителю); оказание ему помощи в следовании за авторской мыслью; умению справится с переживаниями определенных эмоций при создании мультфильма. А он выступает как самый насыщенный возможностями вид деятельности, способный научить детей ясно, подробно и доходчиво самовыражаться.
- Адресат программы:
Данная программа рассчитана на учащихся 6-7лет, в группе 24 ребенка (подготовительная группа).
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Особенности набора обучающихся – особых условий нет.
Объём и срок освоения программы:
Объем программы – 37 недель
Программа рассчитана на один год обучения.
- Форма обучения: очная.
Уровень программы: базовый.
- Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель. 3
Организационные формы обучения: программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, состав группы постоянный.
- Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа: | Общее количество часов в неделю: | Занятие проводится один раз в неделю: |
30 минут | 1 час | 30 минут |
1.2.Цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся, навыков создания короткометражных рисованных, пластилиновых, объемных мультфильмов.
Задачи программы:
Образовательные:
−познакомить детей с историей возникновения видами мультипликации, а также понятиями: анимация, съемка, сценарий, кадр, титры;
−познакомить с технологией создания мультипликационного фильма, расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор;
-познакомить детей с процессом фотосъемки.
-закреплять обучение основам изобразительной грамоты (лепки) и формировать художественные знания, умения и навыки;
-формировать определенные навыки и умения и закреплять их в анимационной деятельности;
-обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
-научить владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером;
-обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
Развивающие:
-развивать художественно-творческие, индивидуально-выраженные способности ребенка;
-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, сообразительность, логическое мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально- эстетическое восприятие окружающего мира;
-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
-формировать этические нормы в межличностном общении.
4
Задачи работы воспитателя по реализации программы «Мир мультипликации» по взаимодействию с родителями:
-установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия воспитателя по реализации программы «Мир мультипликации» с родителями:
-доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
-индивидуальный подход;
-сотрудничество, а не настойчивость;
1.3.Содержание программы:
- Учебный план:
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практические занятия | |||
1. | Теоретические основы мультипликации | 2 | 1 | 1 |
2. | «Создание мультипликации на бумаге» | 14 | 4 | 10 |
3. | «Пластилиновая анимация» | 10 | 1 | 11 |
4. | «Создание мультипликации с мелкими игрушками» | 8 | 1 | 7 |
5. | «Участие в мероприятиях различного уровня с привлечением родителей» | 3 | ||
Итого: | 37 | 7 | 29 |
1.4 -Содержание учебного плана:
РАЗДЕЛ № 1 «Теоретические основы мультипликации» (2 занятия).
«Вводное занятие».
- Теория: «Немного из истории анимации». 5
Введение в образовательную программу. Диагностика уровня знаний детей. Условия безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности.
- Практика: Игровые технологии на сплочение коллектива.
«Теоретические основы мультипликации»
Теория: Знакомство с видами анимации и этапами создания мультфильмов.
РАЗДЕЛ № 2 «Создание мультипликации на бумаге» (14 занятия).
- «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма».
Теория: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций.
Обсуждение сценария, декораций и героев.
Практика: Написание сюжета.
- «Операции с предметами».
Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием.
Практика: Изготовление из бумаги декораций, героев сказки.
- «Проработка сценария с изготовленными персонажами».
Распределение ролей.
Практика: работа по сценарию с участием персонажей.
- «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге».
Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета
Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма.
- «Знакомство с Windows Movie Maker».
Теория: Знакомство с операциями фильма: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. (Создание целостного мультфильма (монтаж) самого фильма осуществляет руководитель кружка).
- «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Теория: Знакомство с микрофоном и правилами записи голоса. Практика: Операции со звуком и музыкой.
- «Выпуск анимационного фильма».
Теория: Презентация проекта (мультфильма).
Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте.
РАЗДЕЛ № 3 «Пластилиновая анимация» сказка «Колобок » (10 часов)
- «Обсуждение сценария. Распределение ролей».
Практика: Совместное обсуждение сценария. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой.
- «Изготовление героев и декорации».
Теория: Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций. 6
- «Покадровая съемка сюжета».
Теория: Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий.
- «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
- «Выпуск анимационного фильма».
Теория: Презентация проекта (мультфильма).
Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте.
РАЗДЕЛ № 4«Создание мультипликации с мелкими игрушками»
- «Обсуждение сценария. Распределение ролей».
Практика: Совместное обсуждение сценария. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой.
- «Изготовление героев и декорации».
Теория: Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа.
Практика: Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций.
- «Покадровая съемка сюжета».
Теория: Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий.
- «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Практика: Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
- «Выпуск анимационного фильма».
Теория: Презентация проекта (мультфильма).
Практика: Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте.
РАЗДЕЛ № 5 «Участие в мероприятиях различного уровня с привлечением родителей» (8 занятий).
- Практика: Индивидуальные задания детям. Привлечение к совместной работе родителей кружковцев.
1.5.Планируемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
-историю возникновения, виды мультипликации с технологией создания мультипликационного фильма;
-такие профессии, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор;
-процесс фотосъемки;
-способы экспериментирования и преобразования объектов;
-основы изобразительной грамоты (лепки), художественные знания, умения и навыки;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; 7
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
-передавать объем и движение через применении техники перекладывания;
-комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно – творческой задачи;
-применять различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности;
-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером;
-проявлять художественно – эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
-различные виды анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
У детей могут быть развиты следующие личностные качества:
-нравственные качества личности ребенка, эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира;
-аккуратность, целеустремленность;
-художественно-творческие, индивидуально-выраженные способности ребенка;
-этические нормы в межличностном общении;
-способность различать добро и зло;
отличить фантастическое от реального;
примерять на себя разные роли.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»:
2.1.Календарный учебный график:
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 01сентября 2023г. | 31мая 2024г. | 37 | 36 | 37 1 час в неделю | 1 раз в неделю, |
(Приложение №1).
2.2.Условия реализации программы
Учебное помещение: площадь м², соответствует требованиям санитарных норм и правил.
Материально-техническая база программы.
Оборудование учебного помещения:
- Стол детский – 2шт.
- Стул взрослый – 1шт.
- Стул детский – 8шт.
- Мольберт – 1шт.
8
Техническое оснащение
- Телефон -1шт.
- Ноутбук – 1шт.
- Музыкальные произведения на флеш – носителе – 1шт.
- Телевизор -1шт.
- Наушники с микрофоном -1шт.
- Колонки -1шт
- Лампа настольная регулируемая-1шт.
Учебный комплект на каждого обучающегося:
- Альбом – 1шт.
- Краски акварельные – 1шт.
- Пластилин – 1шт.
- Доска для лепки – 1шт.
- Карандаш простой – 1шт.
- Набор цветных карандашей – 1 шт.
- Цветная бумага – 1шт.
- Цветной картон – 1шт.
- Клей карандаш – 1шт.
Информационно-содержательное оснащение:
- создание информационного банка данных по работе с детьми (Приложение 2).
- организация работы с родителями (Приложение 3).
- организация работы с педагогами (Приложение 4).
- Специальные компьютерные программы:
Stop Motion Studio | Программа для создания и редактирования видео. |
Формы подведения итогов:
Осуществляется путем показа готового мультфильма, который, выполняется обучающимися самостоятельно.
2.3.Методические материалы:
- Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Наглядный
- Демонстрация - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала
- Наблюдение - ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
- Показ способов действий, последовательности выполнения.
Словесный
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок, потешек.
- Беседы на представление, на проблемные ситуации, сравнение, обобщение.
- Исследование ситуаций, предметов, материалов, способов обыгрывания.
Практический 9
- Экспериментирование - направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога, ребенка и родителей.
- Метод проектов - направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях.
- Игровой – проигрывание игровых ситуаций по заданной теме.
- Педагогические технологии:
- индивидуального обучения- позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;
- группового обучения - предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей;
- коллективного взаимообучения - обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;
- здоровъесберегающие технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;
- технология игрового обучения - создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к образовательной деятельности.
- личностно-ориентированная технология- максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
- информационно- коммуникационные - образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет, компьютерные программы);
- технология нетрадиционного рисования - демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов;
- технология создания мультфильмов - процесс создания мультфильма – это творчески интересная и увлекательная деятельность для любого ребёнка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
- Формы учебного занятия:
Формы занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная
- Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания отстающим детям. 10
- В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
- Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе.
Форма подведения итогов: открытый показ мультфильмов и презентаций, фото отчеты.
- Алгоритм учебного занятия:
Основным алгоритмом образовательной деятельности является:
I. Мотивационная часть:
- Организационный момент.
II. Основная часть:
- Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
- Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с повышения интереса у детей к новому материалу, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
- Предлагаемый обучающий материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа, показа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы.
III.Заключительная часть:
- Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку деятельности. Подвести итог деятельности. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
- Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
- Заключение. Подведение итогов, предложение использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Работа с детьми в мультипликационной студии имеет определенную технологию, обогащенную различными видами деятельности, которая предполагает наличие следующих этапов:
1. Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.
Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы: 11
экранизация известных произведений;
ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;
«Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;
фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.
2. Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи; воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные и положительные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства. Сценарий строится на основе литературного произведения или придуманного специально для мультфильма сюжета. Подробно указываются реплики персонажей, возможные комментарии автора, декорации.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый изготавливать. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы декоративно-прикладного искусства. В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми проговаривается сценарий, разучиваются этюды, развивается умение с помощью голоса показывать настроение и характер героев.
4. Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.. Каждое маленькое движение снимается фотокамерой или видеокамерой в режиме покадровой съёмки.
Для того чтобы узнать сколько нужно времени на каждое описанное действие необходимо самим проиграть и проговорить весь текст, замеряя время. Зная время, которое длится сцена, можно рассчитать, сколько кадров потребуется снять. В анимационном фильме должно быть 12 кадров в секунду.
Съёмка
Первым делом делается 2-3 кадра пустого фона. Потом появляются персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий. После съемки 10-15 кадров кадры прокручиваются в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в мультфильме. 12
Требования к цифровой видео- или фотокамере:
Для фотокамеры достаточно разрешения 1 миллион пикселов.−
Камера должна поддерживать режим ручной регулировки параметров съёмки.−
Камеру необходимо прочно и неподвижно установить на штатив.−
Освещение
Не стоит пользоваться фотовспышкой. Можно использовать настольные лампы.
5. Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Импортируем отснятый материал в один из видео редакторов Movie maker. Желательно собирать каждую сцену в отдельном проекте и лишь затем объединять собранные сцены в общий проект.
6. Озвучивание фильма. Вместе с детьми осуществляется подбор музыки, шумовые эффекты, распределяются роли, и озвучивается мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев. Собранные мультфильмы ставим на временную линию. Подключается микрофон, включается запись на звуковую дорожку. Важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей.
7. Окончательная обработка мультфильма.
8. Совместный просмотр и презентация совместной работы детям и родителям. Дети со стороны щепетильно и продуманно анализируют себя и других, как исполнителей, как творцов образов героев. Весь результат работы в конечном итоге направлен на потребность в хорошем отношении со стороны окружающих, желание быть понятым и принятым.
2.4. Рабочая программа воспитания:
- Новый год (29.12.2023г.)
Цель: расширить знания детей о такой профессии как звукооператор.
Задачи: формировать определенные навыки и умения и закреплять их в анимационной деятельности; формировать этические нормы в межличностном общении.
Формы деятельности: озвучивание персонажей.
Планируемые результаты: будут сформированы определенные навыки и умения и закреплены в анимационной деятельности.
«День защитника Отечества» (16.02.2023г.)
Цель: обучить основам изобразительной грамоты (лепки) и формировать художественные знания, умения и навыки.
Задачи: развивать художественно-творческие, индивидуально-выраженные способности ребенка. 13
Формы деятельности: лепка.
Планируемые результаты: будут развиты: художественно-творческие, индивидуально-выраженные способности ребенка.
2.5. Календарный план воспитательной работы:
№ п.п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Новый год. | Озвучивание персонажей. | 29.12.2023г |
2. | День защитника Отечества. | Изготовление героев, декораций из пластилина | 16.02.2024г. |
2.6.Список литературы:
Литература для педагога:
1. «Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме» (учебное пособие), Москва, 2005.
2. «Анимация, как феномен культуры» (материалы Первой Всероссийской научно - практической конференции, 2005), г. Москва.
3. Бабиченко Д. Н. «Искусство мультипликации». – М.: Искусство, 1964.
4. Заглада Л. «Дети и мультипликация». // Мир семьи. – 2005. - №11.
5. Матвеева О. « Мультипликация в детском саду». // Ребенок в детском саду, 2006. - №5
6. «Мультипликационный фильм», А.А. Волков, Москва, 1974.
7. «Художники советского мультфильма». – М.: Советский художник, 1978.
8. Оберемок С. М. «Метод проектов в дошкольном образовании». – Новосибирск, 2005.
9. Хитрук Ф.С. «Профессия – аниматор», Москва, 2008.
10. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
11. Велинский Д.В. «Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки» (методическое пособие), Новосибирск, 2008.
12. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Художник в каждом ребенке», «Просвещение», Москва, 2009.
13. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
14. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1990.
Литература и источники информации для обучающихся и родителей:
1.Бабиченко Д. Н. «Искусство мультипликации». М. Искусство, 1964.
2. Иванов-Вано И. П. «Советское мультипликационное кино». М. Знание, 1962.
3. Иванов-Вано И. П. «Рисованный фильм». М. 1950.
4. Красный Ю., Курдюкова Л. «Мультфильм руками детей». М., 1990. 14
Интернет-ресурсы:
1.Электронная газета «Интерактивное образование» статья Л.Т.Якубенко (руководителя методического объединения воспитателей Калининского района г. Новосибирск) «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада», выпуск № 56, декабрь 2014
http://io.nios.ru/articles2/57/10/ispolzovanie-multiplikacionnyh-filmov-s-celyu-socializacii-detey-v-rabote
2. Интернет- ресурс wikipedia.org
3. Мастер-класс для педагогов
"Создание мультфильмов вместе с детьми" (Фестиваль педагогических идей «открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/643088
4.Проект пластилиновый мультфильм
http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m
5.«Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей
http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
6. http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/1_1/
7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/10/master-klass-dlya-pedagogov-sozdanie-multfilmov-v-
Приложения:
Приложение 1
Календарный учебный график:
Приложение 2
Памятка для детей при работе в мультипликационной студии
1. Передний план открыт и не загораживает персонажей.
2. Статичные предметы (фон) не подвижны в кадре, а в декорациях могут происходить изменения (подул ветер - ветки дерева качнулись, слетели листья и т.д.).
3. В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров).
4. Во время записи звука – абсолютная тишина в «студии»!
5. Приветствуется наличие звуковых эффектов (скрип двери, лай собаки, шум моря).
6. Мультипликация – коллективный вид творчества. Уважайте и прислушивайтесь друг к другу.
Приложение 3
Организация работы с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению отечественных и зарубежных психологов, способностью передачи и поддержки присвоения им основ материальной и духовной культуры человечества. Ведущей целью взаимодействия детского сада семьей – создание в дошкольном учреждении необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Цель: установление партнерских взаимоотношений и сотрудничества детского сада и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка.
Формы работы с родителями:
консультации;−
рекомендации;−
буклеты, памятки;−
конкурсы рисунков;−
анкетирование;−
открытый показ мультфильмов и т.д.−
План работы с родителями
Месяц | Содержание |
Сентябрь | 1.Родительское собрание . «Знакомство с программой «Мир мультипликации»» 2. Выставка рисунков «Мой любимый мультипликационный герой» |
Октябрь | 1.Консультация «Что такое мультфильм и история его происхождения» 2.Фотоотчет «В стране мультфильмов» |
Ноябрь | 1.Рекомендации для родителей о влиянии мультфильмов на психику детей дошкольного возраста 2. Открытый показ |
Декабрь | 1.Стенгазета с фотографиями творческого процесса «Создаем мультфильм своими руками». |
Январь | 1. Консультация «Смысловая нагрузка современных мультфильмов» |
Февраль | 1.Памятки с подбором рекомендованных мультфильмов для детей |
Март | 1. Фотоотчет «Мы работаем в команде» |
Апрель | 1. Анкетирование детей и родителей 2.Фотоотчет «Мы - мультипликаторы» |
Май | 1.Итоговая презентация о проделанной работе мультипликационной студии 2. Открытый показ |
Рекомендации для родителей
при просмотре мультфильмов дошкольниками
- Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет.
- Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.
- Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.
- Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
- С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего.
- Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
- В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!
Список мультфильмов,
рекомендованных для просмотра дошкольниками
- «Цветик-семицветик», 1948. По мотивам сказки В.Катаева;
- «Гадкий утенок», 1956. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена;
- «Варежка», кукольный, 1967;
- «Топчумба», кукольный, 1980;
- «Необыкновенный матч», 1955, «Старые знакомые», 1956;
- «Малыш и Карлсон», 1968, «Карлсон вернулся», 1970;
- «Маугли», 1973 (5 частей);
- серия фильмов «Трое из Простоквашино», 1978-1984;
- «Бременские музыканты», 1969. «По следам бременских музыкантов», 1973. Песня «Ничего на свете лучше нету» и другие.
- «Приключения Буратино», 1959. Экранизация сказки А. Толстого;
- «Дюймовочка», 1964. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена;
- «Снегурочка», 1952. По мотивам пьесы А. Островского;
- «Двенадцать месяцев», 1956. По пьесе-сказке С. Маршака;
- «Снежная королева», 1957. Экранизация сказки Г.Х. Андерсена;
- «Царевна-лягушка», 1954. По мотивам русской народной сказки;
- «Тайна третьей планеты», 1981. По мотивам повести К. Булычева «Путешествие Алисы»;
- художественные фильмы - сказки.
- «Ну, погоди!», 1989-1993;
- Сказки Уолта Диснея: «Принцесса-Лебедь», «Барби и Щелкунчик», «Барби и Лебединое озеро» «Король лев», «Русалочка», «Красавица и чудовище».
Консультация для родителей на тему:
«Смысловая нагрузка современных мультфильмов»
Современные мультипликационные фильмы имеют, важное значение в жизни дошкольника. На сегодняшний день их смысловая нагрузка, диалог героев и аниматорство не соответствует цели и задачам развития ребенка, в частности дошкольного возраста. В связи, с этим как правило возникает необходимость корректировки детских мультфильмов в психолого-педагогической экспертизе. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников.
Можно составить примерный алгоритм классификации признаков мультфильмов не несущих смысловой нагрузки, то есть вредные мультфильмы.
На основе данного алгоритма взрослые могут сориентировать и самостоятельно определить, вреден мультфильм для дошкольника или нет. Наличие одного или нескольких составляющих вредного мультфильма обуславливается тем, чтобы не показывать это мультипликационное кино ребёнку:
Невозможно определить положительного героя мультика. В поведении всех героев прослеживается жестокость. Персонажи мало говорят и больше совершают агрессивные поступки, калечат друг друга, причиняют вред и при этом злорадно смеются.
Негативное поведение героев в сюжетной линии не переосмысливается другими персонажами, а остается безнаказанным и ведет к следующим негативным, жестоким действиям. Происходит восхваление жестокости во всех её проявлениях, силы. Данные действия приобретают популярность, получают признание и по сюжету мультфильма, именно благодаря таким агрессивным действиям герои заводят себе новых друзей.
В данном сюжете происходит следующее: опасные ситуации представлены как само собой разумеющееся и побуждающее к исполнению и попытки его повторения в реальной жизни, что естественно является опасным для здоровья и жизни ребёнка.
Зачастую в мультфильме присутствуют ситуации, которые показывают неуважение по отношению к окружающим будь – то природный мир, мир людей или мир неживой природы. Если герой слабый и нуждается в поддержке и помощи, то, к такому персонажу не проявляется толерантность, а окружающие его по сюжету герои высмеивают и издеваются.
Все персонажи, как правило, имеют нестандартную внешность, а именно: «Большая голова, несоразмерные на лице глаза, нос, губы», что является не типичным для облика нормальных людей и сказочных героев, которые должны нести позитив и формировать чувство прекрасного.
Для правильного формирования восприятия у дошкольника, что «хорошо», а что «плохо», необходимо, чтобы положительный персонаж был не только приятным на внешний вид, но и совершаемые им действия можно было классифицировать как пример доброты, толерантности к окружающим. Тогда у ребенка, выработается некий алгоритм, основываясь на который, он будет понимать, кому из героев следует подражать, а какому нет.
Некоторые сюжеты мультфильмов пропагандируют праздный образ жизни, где всё достаётся не трудом, а приобретается лёгкой наживой за счёт того, что отбирается у других более слабых на тот момент персонажей. Формируется идеология «жизнь – непрекращающийся калейдоскоп приятных сюрпризов и подарков». Политика ухода от сложных ситуаций, где требуется подумать, проанализировать ситуацию, сделать выводы, чтобы достигнуть определённых целей. В данных мультфильмах предлагается легкий путь, без труда или даже мошенничеством.
В продукте бесцеремонно высмеиваются и обсуждаются с негативной точки зрения ценностные ориентиры нашего общества (семья, родственные отношения, сострадание и т. д.). Главные персонажи входят в конфликт с близкими для себя людьми, представленные как недалёкие и смешные персонажи, над которыми можно смеяться и глумиться. Восхваляется идеология Я – уникален, и значит мне всё можно. Происходит отказ от традиций семьи, от традиций своего народа. Сюжетная линия построена так, что высмеиваются, жизненные постулаты, всё, что связано с семейным воспитанием ребёнка, а так же рождением. Символ материнства представлен неприглядно без уважения и почитания в соответствии с традициями народа.
Таким образом, мультфильмы нужно, отбирать основываясь на таких критериях, как «развивающие мышление, обогащающие словарный запас, дающие познание об окружающем мире, формирующие основы традиций семьи и чувства долга и патриотизма к своей родине» Основополагающим компонентом является обсуждение с детьми, просмотренного в мультфильме. Озвучивать комментарии на нравственную и безнравственную стороны поступков персонажей. Довести до понимания детей в доступной форме с примерами из жизненного опыта, что хорошо, а что плохо и почему.
Анкеты для родителей и детей
(для определения уровня понимания детей и родителей)
Анкета для родителей
1. Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребенок?
2. Сколько времени проводит за просмотром мультфильмов? Ограничиваете его или нет?
3. Любимый мультипликационный герой вашего ребенка? .
4. Устраиваете ли вы совместные с ребенком просмотры мультфильмов с последующим обсуждением?
Анкета для детей
1. Какие мультфильмы больше всего нравятся?
2. Сколько времени вы проводите за просмотром мультфильмов?
3. На кого из героев мультфильмов вы хотите быть похожи?
4. Смотрители вы мультфильмы с родителями?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями мультфильмы, которые просмотрел?
Памятка для родителей при просмотре мультфильмов дошкольниками
Взрослым необходимо:
- Ограничивать время препровождение ребёнка у экрана телевизора. Норма нахождения за этим занятием в день составляет 0,5- 1 часа (это согласно нормативам САНПИН).
- Не разрешать ребёнку смотреть мультфильмы, показывающие агрессию.
- Помогать ребёнку, отличать выдуманные и реальные события.
- Периодически придерживаться принципа «день без телевидения», либо заменить просмотр телевидения другими полезными занятиями (чтение книг, развивающие игры и др.)
- При выявлении повышенной тревожности необходимо понять причину её появления, дать ребёнку выговориться, дать выход негативным эмоциям через рисование, ролевые игры
Памятка для родителей «Признаки «вредного мультика»
- Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра «вредного мультфильма» может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Регулярный просмотр агрессивных телепередач детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений.
- Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу. Расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
- Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.
- Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям.
- Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов почувствуют близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
- Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот.
Приложение 4
Материал для педагогов по использованию мультипликационных фильмов
в работе с дошкольниками
Значение художественной литературы для воспитания и развития детей имеет огромное значение. Существуют различные методики чтения художественных произведений, перечислены приемы формирование восприятия произведений, методика беседы по произведению, то есть все то, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Умело используя методические приемы, педагоги помогают детям понять внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Очень важно при этом, что программа определяет перечень произведений для каждой возрастной группы. Но, к большому сожалению, в современном мире все меньше остается места для художественной литературы, наши родители так заняты, что им некогда почитать или рассказать ребенку сказку. Они предпочитают включить телевизор, где показывают «мультики» для детей. И именно персонажи мультфильмов, а не родители, бабушки и дедушки рассказывают малышу о своем представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мультфильмы могут развивать, а могут подавлять, одни будят воображение, другие закрепощают мышление, одни учат быть добрыми, а другие порождают агрессию.
Все, что малыш видит на экране, для него абсолютно живое и настоящее. Его воображение еще не в состоянии помочь ему домысливать и переосмысливать мультипликационную историю. Пока он может копировать только то, что увидел.
Примерный подбор мультфильмов для совместного просмотра в детском саду
- «Три поросенка» - снятие мнимых неадекватных страхов.
- «Дудочка и кувшинчик» - о трудолюбии
- «Лунтик», «Смешарки» - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, решение различных сложных ситуаций
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Заяц - хваста», «Что такое хорошо - и что такое плохо?» - воспитание нравственных качеств.
- «Мойдодыр», «Что такое хорошо - и что такое плохо?» - воспитание навыков самообслуживания.
- «Мама для мамонтенка» - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
- «Бармалей»- что может произойти, если не слушаться родителей.
- «Волк и семеро козлят» - что может произойти, если открывать двери чужим людям.
- «Золушка» - воспитание трудолюбия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа технической направленности "ЛЕГО - мастер" для детей 5 - 6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности«Лего-мастер»...
Апробация программы дополнительного образования технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» разработано в 2018г. на основе анализа типовой программы Фешиной Е.В. «Лего-констру...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная программа технической направленности «Инженерики»
Возраст детей 4-7 летСрок реализации: 3 года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»
Актуальность программы «Мульти-пульти», заключается в том, что современный дошкольник привык к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается им как чудо....