Дополнительная программа технической направленности «Инженерики»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Инженерики»
Возраст детей 4-7 лет
Срок реализации: 3 года (октябрь – апрель)
Составитель: Кожушкова Ирина Владимировна
Воспитатель 1 кв.категории
Содержание
1. Пояснительная записка .....................................................................................3
2. Учебный план.......................................................................................................5
3. Содержание изучаемого курса...........................................................................7
4. Материально-техническое обеспечение ..........................................................8
Список литературы
Приложение
1.Пояснительная записка
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:
- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием карт из набора «Первые механизмы», «Простые механизмы» до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).
Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель - способствовать развитию интереса ребенка к познанию и творчеству как к основам развития образовательных запросов и потребностей детей через техническое творчество, развитие инженерного мышления , формированию предпосылок учебной деятельности и благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей 5-7 лет.
Направленность программы - техническая.
2.Учебный план
Программа «Инженерики» предназначена для работы с детьми 4-7 лет, содержание Программы реализуется с октября по май, 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), Количество детей в группе- 4. Состав исполнителей: воспитатель.
Тематическое планирование для детей 4-5 лет
Месяц | Мероприятия | |
С детьми | С родителями | |
Сентябрь | Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой Введение. Правила поведения и ТБ при работе с конструкторами | Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?», Буклет «Основы детской робототехники» |
Октябрь | Конструкторы LEGO 1.Учимся читать схемы. Домики. 2.Многоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций Учить самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части. Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения. 3. Гараж для машины. Проект «Автопарк» (2 недели) Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. | Видеомастер-класс для родителей «LEGO- конструирование. С чего начинать работу?» |
Ноябрь | LEGO education «Первые механизмы»
| Консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста» |
Декабрь | LEGO education «Простые механизмы
4.Повторение изученных тем, закрепление навыков | Видеомастер-класс «Простые механизмы» |
Январь |
Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | Буклет «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования» |
Февраль |
| Видеомастер -класс «Программирование мини-роботов «Beebot».Творческие задания.» |
Март |
Находить и различать различные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. ( 2 недели)
| Фотовыставка «Мы играем и развиваемся!» |
Апрель |
Спортландию» Дать представление детям о видах спорта используя мини-робота «Пчелка». Составлять несложные программы для миниробота.
| «Игры в LEGO вместе с детьми» Видеомастер-класс по конструированию из LEGO |
Май | Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой на конец года | Папка-передвижка «Дети и робототехника» Оформление фотовыставки, «Чему мы научились» |
Тематическое планирование для детей 5-6 лет
Месяц | № | Мероприятие, цель. |
Сентябрь | 1 | Вводный контроль. Иры-задания, направленные на называние основных деталей конструктора Lego Education 9689 «Простые механизмы», способов соединения деталей, называние сборку простых механизмов. |
2 | Знакомство с конструкторами Lego Education WeDo 9580 и 9585. Конструирование и программирование модели «Самолёт». | |
3 | Конструирование и программирование модели «Обезьянка-спортсмен». Продолжить знакомство с конструктором Lego Education WeDo. | |
4 | Конструирование и программирование модели «Маленький спортивный автомобиль». Продолжить знакомство с конструктором Lego Education WeDo. | |
Октябрь | 1 | Играй-отдыхай! BEE-BOT. Расширить представления детей о основах программирования, продолжить знакомство с мини роботом «Пчелка». |
2 | «Путешествие по стране сказок». BEE-BOT. Систематизировать знания детей сказок и сказочных персонажей. Дать возможность детям составлять несложные программы для мини-робота к заданной сказке. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Улитка-фонарик». Продолжить знакомство с конструктором, учить детей задавать простейшие программы. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Вентилятор». Продолжить знакомство с конструктором, учить детей задавать простейшие программы. | |
Ноябрь | 1 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша», первый уровень - игры с проекциями и игры с кубиками. Игры и работа с конструктором. |
2 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша», первый уровень - игры с проекциями и игры с кубиками. Продолжение работы с конструктором. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Движущийся спутник». Продолжить знакомство с конструктором, учить детей задавать простейшие программы. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Робот-шпион». Продолжить знакомство с конструктором, учить детей задавать простейшие программы. | |
Декабрь | 1 | Lego Education WeDo2. «Майло». Продолжить знакомство с конструктором, вспомнить, при помощи карт-схемы, шаги построение робота; учить детей задавать простейшие программы. |
2 | Lego Education WeDo2. «Майло. Датчик перемещения». Продолжить знакомство с конструктором. Создать и запрограммировать манипулятор детектора объектов Майло, используя данные датчиков движения. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Майло. Датчик наклона». Продолжить знакомство с конструктором. Создать и запрограммировать манипулятор отправки сообщений Майло, используя датчик наклона | |
4 | Lego Education WeDo2. «Майло». Игры с роботом по желанию детей; учить детей задавать простейшие программы. | |
Январь | 1 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша», второй уровнь - Равновесие, Полимино. Игры и работа с конструктором. |
2 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша», второй уровнь - Равновесие, Полимино. Продолжение работы с конструктором. | |
3 | «Неделя игры». BEE-BOT. Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Тяга. Робот-тягач.» Продолжить знакомство с конструктором, при помощи электронных схем построить робота; учить детей задавать простейшие программы. | |
Февраль | 1 | Lego Education WeDo2. «Скорость. Гоночный автомобиль» Продолжить знакомство с конструктором, при помощи электронных схем построить робота; учить детей задавать простейшие программы. |
2 | Lego Education WeDo2. «Скорость. Вездеход» Продолжить знакомство с конструктором, при помощи электронных схем построить робота; учить детей задавать простейшие программы. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Десантирование и спасение. Вертолет» Продолжить знакомство с конструктором, при помощи электронных схем построить робота; учить детей задавать простейшие программы. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Десантирование и спасение. Вертолет» (продолжение работы). Продолжить знакомство с конструктором, при помощи электронных схем построить робота; учить детей задавать простейшие программы. | |
Март | 1 | Знакомство с робототехникой «Наураша». Познакомить детей с конструктором, его деталями и особенностями. Рассказать правила сборки моделей.Собрать простые конструкции – кота или робота. |
2 | Знакомство с робототехникой «Наураша». Управляемая машина. Собрать машину, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.1). Придумать дизайн для украшения своей машины. | |
3 | Знакомство с робототехникой «Наураша». «Веселые дятлы». Собрать конструкцию, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.1). Настроить робота блоками. | |
4 | Знакомство с робототехникой «Наураша». Кусачий крокодил». Сделать робота-крокодила, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.1). Научиться менять ритм дополнительными блоками. Сделать второго робота с другим ритмом. | |
Апрель | 1 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша», третий уровень входят 3D-головоломки. Игры и работа с конструктором. |
2 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша», третий уровень входят 3D-головоломки. Продолжение работы с конструктором. | |
3 | «Путешествие в прошлое на летающей тарелке ». BEE-BOT. Продолжать составлять программы для мини-робота с использованием дорожных знаков с использованием коврика «Город». Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, произвольность внимания, ориентировке на плоскости | |
4 | Знакомство с робототехникой «Наураша». «Мотоцикл». Сделать мотоцикл с рулем, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.1). Научиться управлять мотоциклом, отклоняя руль на разные углы. | |
Май | 1 | «Новый друг». Знакомство с курсом логики «Наураша». Игры с конструктором по желанию детей. |
2 | Lego Education WeDo2. Игры с конструктором по желанию детей. | |
3 | BEE-BOT. Игры с роботом-пчелкой по желанию детей. | |
4 | Знакомство с робототехникой «Наураша». Игры с конструктором по желанию детей. |
Тематическое планирование для детей 6-7 лет
Месяц | № | Мероприятие, цель. |
Сентябрь | 1 | Курс логики «Наураша». Вводный контроль. Напомнить правила работы с конструктором, технику безопасности. Игры с кубиками по желанию детей (Уровни 1-3). |
2 | «Робототехника Наураша». «Запускаем бумажный самолетик». Сделать механизм, который с помощью резинки будет запускать бумажные самолетики (пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.2).). Провести соревнование на дальность полета бумажных самолетов. | |
3 | BEE-BOT. «Помоги пчелке найти дорогу к Винни-Пуху». Продолжать учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана. | |
4 | «Робототехника Наураша». «Игра в боулинг». Самостоятельно сделать ударный механизм, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.2).. Применить ударный механизм для игры в боулинг. | |
Октябрь | 1 | «Робототехника Наураша». «Переваливающаяся утка». Собрать двуного ходячего робота, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.3). |
2 | Курс логики «Наураша», четвертый уровень - Цветное судоку. Игры и работа с конструктором. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Сортировка для переработки. Грузовик для переработки отходов. Создание и запрограммирование устройства, которое будет сортировать годные для переработки материалы в соответствии с их формой и размером. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Сортировка для переработки. Грузовик для переработки отходов. Создание и запрограммирование устройства, которое будет сортировать годные для переработки материалы в соответствии с их формой и размером. (Продолжение). | |
Ноябрь | 1 | Курс логики «Наураша», четвертый уровень - Цветное судоку. Игры и работа с конструктором. (Продолжние) |
2 | ХУНАРОБО. Знакомство с конструктором МРТ. «Черепаха и скорпион». Рассказать о функции каждой части и учить соединять их. | |
3 | ХУНАРОБО. «Паровозик Томас». Рассказать детям о функции каждой части и учить соединять их. Научить собирать предметы из разных блоков. | |
4 | ХУНАРОБО. «Вертолёт "Апач"». Учить детей собирать предметы, используя различные блоки. | |
Декабрь | 1 | Курс логики «Наураша», пятый уровень - Игры с проекциями, 3Д-головоломки. Игры и работа с конструктором. |
2 | Курс логики «Наураша», пятый уровень - Игры с проекциями, 3Д-головоломки. Игры и работа с конструктором. (Продолжние) | |
3 | ХУНАРОБО. «БИПЛАН». Учить детей собирать робота, используя все режимы материнской платы. | |
4 | ХУНАРОБО. «Хуна-Е». Учить детей собирать робота-авоидера. | |
Январь | 1 | Курс логики «Наураша», второй уровень - Равновесие, Полимино. Продолжение работы с конструктором. (Высокий уровень сложности) |
2 | BEE-BOT. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Очистка океана. Очиститель моря». Создать и запрограммировать устройство, которое может механическим способом собирать из «океана» предметы из пластика определенных типов и размеров. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Очистка океана. Очиститель моря». Создать и запрограммировать устройство, которое может механическим способом собирать из «океана» предметы из пластика определенных типов и размеров. (продолжение) | |
Февраль | 1 | Курс логики «Наураша», третий уровень входят 3D-головоломки. Продолжение работы с конструктором. (Высокий уровень сложности) |
2 | «Робототехника Наураша». «Обезьянка-официант». Собрать ловкую обезьяну, пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.3). Проверить, какие предметы она может переносить. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Предотвращение наводнения. Паводковый шлюз». Создать и запрограммировать паводковый шлюз с помощью которого можно контролировать уровень воды в реке. | |
4 | Lego Education WeDo2. «Предотвращение наводнения. Паводковый шлюз». Создать и запрограммировать паводковый шлюз с помощью которого можно контролировать уровень воды в реке. (продолжение) | |
Март | 1 | Курс логики «Наураша», четвертый уровень - Цветное судоку. Продолжение работы с конструктором. (Высокий уровень сложности) |
2 | Lego Education WeDo2. «Цветок и пчела ». Создать и запрограммировать модель пчелы и цветка для изучения взаимоотношения между ними. | |
3 | Lego Education WeDo2. «Цветок и пчела ». Создать и запрограммировать модель пчелы и цветка для изучения взаимоотношения между ними. (продолжение) | |
4 | ХУНАРОБО. «Робот с щипцами». Учить детей собирать робота, который использует ДС и серводвигатели | |
Апрель | 1 | Курс логики «Наураша», пятый уровень - Игры с проекциями, 3Д-головоломки. Продолжение работы с конструктором. (Высокий уровень сложности) |
2 | BEE-BOT. «Космическое путешествие». Продолжать знакомить детей с планетами солнечной системы через использование мини-робота «Пчелка». Дать возможность детям составлять программы для мини робота с использованием коврика «Космос». Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины | |
3 | «Робототехника Наураша». «Мышка-альпинист». Из блоков собрать игрушку, которая может передвигаться даже по ступеням (пользуясь схемами «Азбука робототехники» (ч.3).). | |
4 | Робототехника «Наураша». Игры с конструктором по желанию детей. | |
Май | 1 | Курс логики «Наураша». Игры с конструктором по желанию детей. |
2 | BEE-BOT. Игры с роботом-пчелкой по желанию детей. | |
3 | Lego Education WeDo2. Игры с конструктором по желанию детей. | |
4 | ХУНАРОБО. МРТ. Игры с конструктором по желанию детей. |
3.Содержание изучаемого курса
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу,
- обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
Формы подведения итогов реализации проекта:
• организация выставки лучших работ,
• представление собственных моделей,
• работа над проектами.
4.Материально- техническое обеспечение
Примерный перечень материалов для занятий
1. Курс логики, робототехника «Наураша»
2. Робот Bee-Bot
3. Lego Education WeDo2
4. ХУНАРОБО
5. Lego Education 9689
6. Lego Education 9580
7. Lego Education 9585
8. Lego Education WeDo
Литература
- Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/
- Л. Г. Комарова «Строим из Лего» /– М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochischools.ru/sut/im/d_114.pdf)
- Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
- Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.intedu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
Приложение 1
Диагностика уровня знаний и умений
по LEGO-конструированию и робототехнике
у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа технической направленности "ЛЕГО - мастер" для детей 5 - 6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности«Лего-мастер»...
Апробация программы дополнительного образования технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» разработано в 2018г. на основе анализа типовой программы Фешиной Е.В. «Лего-констру...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...
Дополнительная программа технической направленности на 2023-2024 уч.г. «Мульт - кадрик»
Цель программы:Создание условий для формирования у обучающихся, навыков создания короткометражных рисованных, пластилиновых, объемных мультфильмов.Задачи программы:Образовательные:−познакомить д...