Участие в методическом объединении
материал

Кузнецова Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Белочка» «Речевое воспитание дошкольников» Подготовила: Учитель-логопед Кузнецова О.П.

Слайд 2

Основные направления работы: Развитие словаря. Воспитание ЗКР. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Слайд 3

Принципы речевого воспитания дошкольника: Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Развитие языкового чутья. Формирование элементарного осознания явлений языка. Обогащение мотивации речевой деятельности. Обеспечение активной языковой практики.

Слайд 4

Средства развития речи: Общение взрослых и детей. Культурная языковая среда. Обучение на специальных занятиях. Художественная литература. Занятия по другим разделам программы. Искусство, музыка, театр.

Слайд 5

Методы развития речи: Наглядные. Словесные. Практические.

Слайд 6

Ведущими формами выступают: Образовательные ситуации НОД Ситуации общения

Слайд 7

Образовательные ситуации: - планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня; - длится от 3-5 до 10 минут; - предполагает участие небольшой подгруппы детей; - несколько ситуаций с одним дидактическим средством; - повтор одной ситуации с разными подгруппами детей; - могут быть реально- практическими и игровыми.

Слайд 8

Важной формой работы по развитию речи является НОД НОД – это форма работы по определённой теме или разделу программы. В НОД по развитию речи решается основная речевая задача. НОД по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми. Выбор типа НОД осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание НОД и возможности детей.

Слайд 9

Приёмы речевого воспитания: Показ и рассматривание предмета Выполнение действий с предметом Просьбы, поручения Повторение за ребёнком слов, словосочетаний, предложений Вопросы, ответы Опосредствованное общение через игрушку Многократное проговаривание речевого материала Комментирование действий.

Слайд 10

Ситуации общения

Слайд 11

«Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.» Е.И. Тихеева


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированные формы взаимодействия с родителями и их детьми имеющими нарушения речи Подготовила: учитель-логопед Кузнецова О.П.

Слайд 2

Родители Музыкальный руководитель Физкультурный руководитель Педагог-психолог Воспитатель Логопед Ребенок

Слайд 3

Задачи каждого участника коррекционно–образовательного процесса Психолог Коррекция основных психических процессов Снятие состояний тревожности и негативной настроенности на занятиях Активизация речевой деятельности ребёнка

Слайд 4

Воспитатель Соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов Развитие мелкой моторики Автоматизация звуков в свободной речи

Слайд 5

Физкультурный руководитель Развитие общей моторики и координации движений Занятия по развитию движений по мышечной релаксации Постановка правильного дыхания

Слайд 6

Музыкальный руководитель Автоматизация звуков при исполнении песен Развитие чувства ритма и темпа речи, артикуляционной мускулатуры Постановка дыхания, голоса

Слайд 7

Логопед Максимальная коррекция речевых отклонений Развитие моторики Постановка и автоматизация звуков

Слайд 8

Родители Создание мотивации ребёнка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы Проведение занятий член ами семьи с ребёнком в разных формах вне детского сада Демонстрацию заинтересован - ности родителей в жизни группы Принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений

Слайд 9

• определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно - воспитательную работу логопеда и семьи • познакомить родителей с объемом знаний необходимых ребенку данного возраста • формировать у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми • привлечь родителей к активному участию в коррекционно – воспитательной работе по исправлению речевых нарушений • просвещать родителей в области педагогики, основ логопедии. Задачи логопеда в работе с родителями:

Слайд 10

Формы работы с родителями: Беседы Консультации Родительские собрания Совместные праздники детей и родителей Специальный фонд материалов (библиотека книг для родителей, подбор картинок под различные речевые задачи, дидактические игры, материал по развитию мелкой моторики) Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми Тетрадь для домашних заданий Папки-передвижки Экран звукопроизношения Анкетирование



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 «Белочка»

Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, узких специалистов с родителями и их детьми имеющими нарушение речи.

Подготовила:

учитель-логопед Кузнецова О.П.

                                          Сургут 2023

       Личностно-ориентированный подход построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни.

   Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка поставлены следующие задачи:

• определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;

• познакомить родителей с объемом  знаний необходимых ребенку;

• формировать у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми;

• привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;

• просвещать родителей в области педагогики, семейного воспитания.

   Идеи личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с родителями строятся на основе:

1. Установления доверительных отношений с родителями;

2. Открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

3. Совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;

4. Организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;

5. Обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.

      Работу по активизации родителей логопедической группы мы выстраиваем в процессе личностно ориентированного общения. И начинаем эту работу с изучения семьи, т.к. от этого важного шага зависит дальнейшее установление контактов, налаживания взаимодействия с родителями.

     Непрерывная связь с родителями осуществляется нами в рамках специальных мероприятий коллективной и индивидуальной форм работы.

 Коллективная работа проводится  у нас в ДОУ в тех случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с нарушением речи у ребёнка.

Родительское собрание. Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в его возможностях реализации нескольких функций: организации коллектива родителей, управления воспитательно-образовательным процессом, решения важных проблем по речевому развитию детей. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду, активно включиться в процесс. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Если родители  не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в коррекции и развитии ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

      Родителей необходимо познакомить с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения. Учитель-логопед говорит о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно-воспитательной работы, рассказывает об особенностях развития детей с ОНР. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым  мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. Поэтому необходимо подводить родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка.

      На первом групповом собрании родителям объясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

- создание мотивации ребёнка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы (личные антипатии родителей отражаются и на восприятии ребёнком педагога);

 - проведение занятий членами семьи с ребёнком в разных формах вне детского сада;

- принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, косоглазии, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.);

-  демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы (спросить у ребёнка, чем и как он занимался, попросить ребят позвать своего сына или дочь поинтересоваться, кто с кем дружит и т.п.).

     Родители предупреждаются о том, что вопросы, которые они не могут задать в присутствии всех родителей, можно решить индивидуально. Когда они видят, что многие дети имеют одинаковые проблемы в воспитании, обучении, развитии, то  приходят вместе на консультации, семинары, заранее обговорив тему с логопедом или воспитателем.

     Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов деятельности родителей детей предыдущих годов обучения (если в семье уже не первый ребенок посещает логопедическую группу).

     Особенно поощряется учителем-логопедом и воспитателями совместное художественное творчество родителей с детьми – сделанное в семье пособие используется на занятии.

     Родителям на рассмотрение предлагают варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности в воспитании между членами семьи, способствовать развитию речи ребёнка.

     Например, бабушка во время кормления малыша может поговорить с ним о твёрдом и мягком, холодном-горячем и т.д.

     Папа, забирая ребёнка из детского сада, также может выполнить задание учителя-логопеда (какие звуки издают разные предметы? что происходит с деревьями и травой? и т.п.)

     Мама, готовя ужин, может поговорить об овощах и вместе с ребёнком приготовить какое-либо блюдо и т.п.

    Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной функции ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребёнок начинает по-иному оформлять высказывание в зависимости от того, с кем говорит. Для развития творческого рассказывания полезными оказываются задания, в которых ребёнку предоставляется альтернатива поведения

     Во время проведения консультаций мы  предупреждаем родителей о поэтапной работе над постановкой звуков и что не следует ругать ребёнка за искажение произношения звука в стадии автоматизации. Важное психологическое действие на детей и взрослых оказывают выставки детских работ. Вместе с воспитателями  мы указываем родителям на достижения ребёнка. Мамы и папы наглядно  видят разницу выполнения работ с другими детьми.

     Немалую роль в совместном, комплексном взаимодействии логопеда и семьи может сыграть анкетирование, которое предполагает чёткий порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

   Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости закрепления пройденного материала  были проведённые совместно праздники детей и родителей:  "В гостях у сказки", " Праздник правильной речи" и т.д.

     Нами проводятся индивидуальные и групповые практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).  Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

     Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для закрепления материала дома. Задания  выполняются систематически в течение недели, а не в один день в ущерб здоровью ребёнка.

     Очень часто мы видим необходимость провести консультацию по той или иной теме, как для группы родителей, так и индивидуально с сохранением конфиденциальности. Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, и т. д.

   Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

    Оформление папок-передвижек. Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.

    Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

    В течении всего времени идёт работа по созданию фонда материалов, обеспечивающих развивающее взаимодействие родителей с ребёнком в домашних условиях, и выставляется в доступном для родителей месте. Это библиотечка книг для родителей по речевому развитию ребенка, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры, материалы для развития мелкой, артикуляционной моторики рук, дыхания. Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

   Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Родители становятся сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Данная практика взаимодействия с родителями показала себя достаточно эффективной. Результаты, полученные в ходе работы, показали, что дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с учителем-логопедом, воспитателями и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. Таким образом, данный подход взаимодействия с родителями позволил нам преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка группы.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в методических объединениях.

Протокол №2Методическое объединение (далее МО) 2017-2018 учебного годаот 05.12.2017 годаТема методической работы: «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья...

участие в методических объединениях

участие в методических объединениях...

Участие в методическом объединении.

Участие в методическом объединении....

Участие в методическом объединении.

Участие в методическом объединении....