Социокультурный инновационный проект в старшей группе "Юные волонтёры или калейдоскоп добрых дел"
проект (старшая группа)
Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтёрства значительно расширяет сферы их социального общения, способствует усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации.и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt_yunye_volontery.docx | 265.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
Рассмотрено Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МДОАУ детским
садом №2
протокол № _2______ ___________ С.А.Серёжникова
от «_31__» __08____2021года от «_31__» __08_2021года
Социокультурный инновационный проект волонтерского движения
«Юные волонтеры или калейдоскоп добрых дел»
г. Райчихинск
2021г.
Информационная карта проекта
1 | Полное название проекта | Социокультурный инновационный проект волонтерского движения «Юные волонтеры или калейдоскоп добрых дел» |
2 | Специализация проекта | Волонтерское движение |
3 | Цель проекта | Создание условий для развития волонтерского движения в МДОАУ детском саду № 2, формирующего позитивные установки воспитанников, родителей и педагогов ДОУ на добровольческую деятельность. |
4 | Автор проекта | воспитатель |
5 | Целевая аудитория: обучающихся старших и подготовительных к школе групп, педагогов, родителей. | Воспитанники старшей группы, педагоги МДОАУ детского сада № 2, родители воспитанников. |
6 | Сроки реализации проекта | Долгосрочный (1 год) 1 год работы - с 01.11.2021г по 31.08.2022г. - старшая группа |
7 | Этапы осуществления проекта |
|
8 | Ожидаемые результаты реализации Проекта | 1. Описание условий организации волонтерского движения в детском саду. 2. Разработана система мероприятий в рамках волонтерского движения. 3. Разработаны кейсы социально - значимых проектов, волонтерских инициатив. 4. Создана интернет-страничка волонтерского движения «Юные волонтеры или калейдоскоп добрых дел» на официальном сайте МДОАУ детского сада № 2. 5. Обобщение опыта работы по проекту среди педагогов г. Райчихинска. |
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Современные условия ФГОС ДО подвели к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ.
Изучая образовательные практики, обратили внимание на опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
- ответственности;
- милосердия;
- самостоятельности;
- умение общаться с разными социальными группами людей;
- личностный позитивизм.
Считаю, что включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Социокультурный инновационный проект «Юный волонтёр или калейдоскоп добрых дел» направлен на включение детей старшего дошкольного возраста, родителей (законных представителей), педагогов ДОУ в ту атмосферу жизнедеятельности, где нуждаются в их помощи. Реализация проекта имеет ярко выраженные воспитательные и деятельностные функции, позволяет формировать нравственные ценности у участников проекта.
Волонтерская деятельность дошкольника это:
• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;
• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;
• благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;
• пропаганда здорового образа жизни и др.
В Проекте представлен алгоритм работы педагогического коллектива по эффективной социализации дошкольников средствами волонтерского движения, через изменения в содержании методической, образовательной деятельности, взаимодействии с родителями, социальными партнерами.
Реализация Проекта будет способствовать:
- формированию важнейшего личностного новообразования дошкольного возраста;
- произвольной регуляции поведения и деятельности, способности к самоконтролю;
- будет иметь позитивный воспитательный эффект;
- будет способствовать достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития дошкольников, заявленных во ФГОС ДО;
- даст безусловные социально-культурные преимущества в сфере межличностных отношений детей и их включения в общественную жизнь.
Основная идея Проекта: формирование эффективной социализации детей дошкольного возраста через расширение сферы социального общения, активную деятельность, волонтерство, возможности усвоения социальных ценностей и нравственных качеств личности для воспитания будущей активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Изучением социализации детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики, можно отметить труды:
- исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой (показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым);
- диссертация И.А. Княжевой на тему «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» (рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка);
- исследования и изучение здоровья дошкольников занимался В.А. Сухомлинский (отмечал заботу о здоровье как важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы);
- Шипицына, О.В. Заширинская, Е.И. Кульчицкая. П.Г. Саморукова (рассматривали формирование у дошкольников доброжелательности, бережное отношение дошкольников к природе).
За основу работы по включению в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства взята «Технология эффективной социализации дошкольника» Натальи Петровны Гришаевой «Дети – волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. За это время накоплен значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.
В проекте определены основные цели и задачи, этапы и сроки реализации проекта, ожидаемые результаты, разработана система мероприятий по реализации проекта, определена дальнейшая перспектива.
Цель организации волонтерской группы в дошкольной организации – развитие волонтерского движения, которое будет отвечать запросам современной социокультурной ситуации и способствовать формированию у воспитанников социального и личностного опыта.
Задачи:
- Создать условия для формирования социальной сознательности и активности воспитанников.
- Вовлечь воспитанников в позитивную и социально значимую деятельность.
- Актуализировать волонтерское движение через участие в мероприятиях, социальных акциях, флеш-мобах и др.
- Организовать процесс преемственности внутри волонтерского движения: от подготовительных к школе групп к младшим группам.
- Создать благоприятные условия для динамического развития волонтерского движения в дошкольной организации.
- Организовать работу с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями города с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
- Формировать коммуникативные навыки и навыки общения в разновозрастном коллективе.
- Формировать культуру и ценности здорового образа жизни.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип добровольности;
• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества;
• правовое равенство.
Планирование работы по проекту
Этапы проекта | Мероприятия |
Начальный | Опрос родителей (законных представителей) старшей группы возможности организации в условиях ДОУ волонтерской группы. |
Самостоятельное изучение литературы, публикаций СМИ. | |
Обсуждение с педагогами ДОУ организации волонтерского движения на базе детского сада. | |
Проведение родительского собрания об участии в волонтерском движении. | |
Оформление документации, локальных актов на уровне детского сада, подбор наглядного материала, выпуск информационных буклетов, изготовление символики волонтеров и др. | |
Основной | Планирование работы волонтерской группы. Разработка занятий, определение тематики бесед. |
Распространение опыта работы среди педагогов, вовлечение их в волонтерскую деятельность | |
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. | |
Совместное проведение и участие в мероприятиях, акциях и др. детей, родителей, педагогов. | |
Заключительный | Оформление итоговой документации по проекту |
Обобщение опыта работы по теме проекта | |
Итоговое мероприятие «Мы - волонтеры» |
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения я выделила следующие блоки работы:
• работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке «Работа с детьми»:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, не прагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду № 2.
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель старшей группы, который координируют всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивает связь с городским волонтёрским движением и осуществляет планирование деятельности.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.
В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
- Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях МДОАУ детского сада № 2
- Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
- Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
- Отзывы целевых групп волонтерского движения (пожилые, одинокие, инвалиды)
- Диагностика.
- Анкетирование.
- Опрос.
Риски проекта и пути их преодоления:
Участники образовательного процесса | Сложности | Пути преодоления |
Родители | Не достаточная осведомленность родителей (законных представителей) о волонтерском движении Непонимание родителями (законными представителями) необходимости формирования духовно-нравственных качеств | Открытые мероприятия, консультации, беседы, акции, экскурсии, просмотр видеоматериалов, информационно-просветительские материалы - создание возможности приобретать новые знания |
Дети | Боязнь вступать в контакт с незнакомыми людьми, частое проявление эгоистических качеств (это моё, я, и т.д.) | Интегрированный педагогический процесс (беседы, просмотр фильмов, чтение худ. литературы и т.д) |
Педагоги | Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения. Загруженность воспитателей. | Обучение на семинарах, мастер-классах, изучение нормативной базы. Мотивация педагогов к внедрению и реализации системы работы. |
План работы волонтерского движения
детского сада с детьми старшей группы на 2021-2022гг.:
№ п/п | Название мероприятия и цель | Сроки | ||
1. | 1. Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. 2. Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. 3 Торжественное мероприятие «Дорогою добра» (принятие в ряды волонтерского движения) Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. 4. Участие в городской акции «Я рисую добро», посвященной Всемирному дню Защиты бездомных животных | ноябрь 2021г. | ||
2 | 1. 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтёра) «День волонтера». Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. 2. Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу». Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям. 3 Поможем младшим дошкольникам одеваться после сна. 4 Поможем бездомным животным. | декабрь 2021г. | ||
3 | 1Выпуск стенгазеты «Спешите делать добрые дела». Цель: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает. 2. Акция «Подари книгу детскому саду». Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности. 3. Акция «Построй дом для птиц!» Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. 4. Акция «Покормите птиц зимой». 1.Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. | Январь 2022 г. | ||
4 | 1 «День доброты». Акция «Твори добро». Цель: Оказание помощи нуждающимся детям. 2. Участие в спортивном развлечение посвященному 23 февраля. Цель: Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы. 3. Подготовка подарка для папы. Цель: Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику, изготовлению сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям. | Февраль 2022г. | ||
5 | 1Акция «Твори добро». Цель: Сбор игрушек для воспитанников ДОУ; создание радостного настроения у малышей. 2. Беседа «Легко ли быть добрым?» Цель: Создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях. 3. «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы). Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям - мамам, бабушкам. 4. «Международный день счастья». Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность. | Март 2022г. | ||
6 | 1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. 2.Флешмоб «Мы выбираем спорт!». Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни; 3.Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. 4.Трудовой десант: «Мусору – нет!». Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке. | Апрель 2022 г. | ||
7 | 1. Проведение акций «Георгиевская ленточка». Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. 2.Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим; 3.Участие в «Бессмертном полке». Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России. 4.Итоговое собрание волонтеров и родителей. Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение. | Май 2022 г. | ||
8 |
| Июль 2022 г. | ||
9 | 1. Встречи с инспекторами ГИБДД. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 3.3Акция «Безопасные дороги детям». Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям». Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. 2 День российского флага. Акция «Под флагом России». Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам Родины. 3.Поможем бездомным животным | Август 2022г. |
Используемая литература.
1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
- Выставка рисунков «Береги свою планету ,ведь другой такой же нету»
Акция «Посади цветок»
- 13 ноября – Всемирный день доброты Флэш-моб «Если добрый ты…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе на тему "Наши добрые сказки"
Проект в старшей группе на тему "Наши добрые сказки"...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В старшей группе На тему: «НАШИ ДОБРЫЕ СКАЗКИ»
Данный краткосрочный проект "Наши добрые сказки" старшей группы детского сада посвящен знакомству детей с русскими добрыми сказками и привитию у детей культуры чтения в связи с тем, что все ...
Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»
Волонтерская деятельность дошкольника это:• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан...
Творческий проект в старшей группе на тему: «Сказки – добрые друзья»
Проект "Сказки - добрые друзья"...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп»
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп»
Возраст детей: 5- 6 летТип проекта: информационный, познавательно-речевой, творческий.Продолжительность: долгосрочный (2 месяца)Цель: Формировать эстетическое восприятие окруж...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....