Наставничество над молодыми специалистами
материал

Кузнецова Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовили:

Казбулатова Ю.З.

Кузнецова О.П.

Семинар – практикум

«Развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:        Повысить        компетентность молодых специалистов в вопросах развития  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обратить внимание к проблеме недоразвития  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить с игровыми приемами развития  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: презентация «Игры для фонематического слуха», аудиозаписи природных и бытовых шумов, материал к дидактическим играм, памятка «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет», осенние листочки из цветной бумаги, доска.

Ход практикума.

  • Сообщение на тему «Речевой и неречевой слух».

Что такое слух? Это способность человека с помощью органов воспринимать   звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим кто самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а педагоги определяют какие это звуки).

          Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого слуха (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «бочка» в «почку» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ.

Фонематический (речевой) слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Это первая ступень в овладении грамотой, которая формируется от одного года до четырех лет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после 4 лет.

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?

1.   Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков.

             Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение – одна из основных задач при подготовке ребенка к школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, с нарушением фонематического слуха могут возникнуть проблемы при чтении и письме в школе.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи.     А помогут в этом специальные игры.

  • Игры на развитие фонематического слуха.

                                        

                                           Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышишь заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук [Р].

  • л, р, в, х, р, ж, с, т, р, н, п, р, л, в, д, с, н, ж, р, л, д, р, м, б.
  • ла-зы-ру-жа-ра-ту-во-ро-ди-шу-ры-са-це-ре-до-ру-ра-ми-ри-лы-по-ро-ва.
  • Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина, торт, пирог, лампа, крокодил, носок, сыр, клад, лиса, корова, рак, лопата, роза, лось, краб, баран, кора, морс.

                                          Игра «Назови картинки!»

Задача – учить выделять заданный звук в названии предметов, изображенных на картинках.

Назовите картинки в названии которых есть звук

 [С]: вилки, калоши, слива, лиса;

  [К]: кольцо, лук, курица, огурец;   

  [Ш]: медуза, кувшин, шарик, подушка;     

  [А]: зонт, пуговица, автобус, аист.

                                     Игра «Придумай»

  Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

  • Придумайте имя девочке на заданный звук [Н] – Настя, Надя, Наташа;
  • мальчику на звук [В] – Ваня, Валера, Вася, Валя;
  • фрукт на звук [А];
  • животное на звук [Б]; и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Например:

  • ножницы, носорог, незнайка, носок:
  • удочка, утка, улитка, утюг:
  • матрешка, медведь, машина, мышка:
  • иголка, игрушки, индеец, индюк.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными в начале слова ([Я], [Ё], [Е], [Ю]), т.к они обозначают двойные звуки ([йа], [йо], [йэ], [йу]). При выделении начальных согласных звуков, следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [Э], не «эм», не «мэ», а чистый звук [М], например, в слове «мост».

Игра «Назови последний звук в слове»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назовите предмет на картинке и выделите последний звук в слове. Например,

дом - [М], дуб - [П].

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинке.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово.

Например, лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса)

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или в конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите, получившееся слово. Например:

Звук [Ш]….уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар), мы…(мышь), ду… (душ), …ляпа, …орты, лава…, …каф, ков…, камы…, …арф,…лем, ….кола, …ахта, фини…

Звук [К]….онь, …ок, фини…, внк…, бы…, су…, мая…, …от, …амень, …уб, ма..., пау…, тан…, бан…., …аток, …офе, лу…, …апля, …ол, …уст, …ухня, …уры.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине, конце слова. Например, звук [Ш] – в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине)

Игра «Определи количество слогов»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове, или покажите соответствующую карточку «домик»

Например: балерина (4 звука), дерево (3 звука), ваза (2 звука), лес (1 звук).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: прижать ладонь к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные) столько и слогов в слове.

                                           Игра «Телеграфисты»

Задача – развитие фонематического анализа и синтеза.

Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово целиком: луна. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово по одному звуку: л-у-н-а, то есть проводит операцию звукового анализа.  Так же можно играть наоборот. Взрослый произносит слово по отдельным звукам, а ребенок называет его целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.

                                        Игра «Продолжи цепочку»

Задача – учить выделять первый и последний звук в слове и учить подбирать слова на заданный звук.

 Взрослый говорит любое слово, а каждый ребенок должен придумать такое слово, что   бы оно заканчивалось на последний звук данного слова. И так придумывают все дети по цепочке.

                                         Игра «Назови слова на звук»

Задача – учить находить слова на заданный звук.

Взрослый показывает детям сюжетную картину и предлагает назвать все предметы с заданным звуком.

                                        Игра «Звонкий-глухой»

Задача – разложить картинки по двум домикам: картинки в названии которых присутствует данный звонкий звук - в один домик, картинки в названии которых присутствует данный глухой - в другой домик.

                                   

                                        Игра «Твердый - мягкий»

Задача – разложить картинки по двум домикам: картинки в названии которых присутствует данный твердый звук - в один домик (синий), картинки в названии которых присутствует данный мягкий - в другой домик (зеленый).

  • Итог. Обмен впечатлениями от встречи.

Логопеды раздают памятки – консультации для педагогов «Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Вот наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что время вы провели                    не зря, если у вас возникли вопросы, мы будем рада на них ответить. Очень надеемся, что смогли убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста, и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку, хорошо подготовится к школе.

В заключении нашего семинара, предлагаем вам оставить свой отзыв о проведенном мероприятии. Если вам все понравилось, вы узнали что-то новое – прикрепите на доску зеленый листочек; если понравилось не все, получили недостаточно информации -  желтый листочек; если не понравилось – красный.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наставничество с молодым специалистом"

Для оказания помощи молодому специалисту в приобретении практических навыков, выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе, а также приобретения прак...

Отчёт о наставничестве над молодым специалистом

Цель: Создание социальной ситуации развития начинающего педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.Задачи: Создать условия для адаптации начинающего педагога в коллективе;Со...

План наставничества с молодым специалистом

ФГОС предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу в этом году, мы поставили перед собой цель - развитие профессион...

План наставничества с молодым специалистом

План наставничества  с молодым специалистом...

Наставничество над молодым специалистом

Приказ об организации наставничества над молодым специалистомПлан наставничества...

Программа наставничества с молодым специалистом

Программа наставничества с молодым специалистом...