Мастер - класс для родителей и педагогов " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
методическая разработка

Елена Анатольевна Лукашевич

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №5 г. Велижа

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

                                                                     

                                                                                                              Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна

Учитель логопед.

2022 г.

                                                                     

Цель мастер-класса:

Познакомить педагогов с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми в домашних условиях.

План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть.
  1. Практическая часть.

Ход мастер-класса

1.Теоретическая часть. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

 Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.  Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения.  Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

На первом этапе мы  учим детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.

2. Практическая часть .

А)Упражнение «Сдуй бабочку с цветка» (с использование дидактической игры). Инструкция: держим цветок напротив рта и дуем на бабочку, при этом, делаем вдох носом, не поднимая плеч, и длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.

Б)Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори» (работа в парах).

Инструкция: На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:

делаем вдох – ах,

делаем вдох – ах, как

делаем вдох – ах, как пахнет

делаем вдох – ах, как пахнет в саду

делаем вдох – ах, как пахнет в саду

 А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
                    Зубы ровно мы смыкаем

          И заборчик получаем

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

          Мои губы – трубочка

         Превратились в дудочку.

 «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздухвыходит с силой и шумом.

                   УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.  На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
                                    Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                   Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

5. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта.
                  Влево - вправо

                  Мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов,

                 Покачаться он готов.

6. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
                  На качелях я качаюсь:
                  Вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь
                 А потом спускаюсь вниз.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые коллеги , и помогут решить проблемы речевых нарушений у ваших детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Памятка кратко отражает ключевые аспекты артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...

Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...

Мастер-класс для родителей и педагогов «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».

Этот метод  я использую с целью  воспитания целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки.Задачи:1.  Форми...

Мастер-класс для родителей и педагогов «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю мастер-класс на тему «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».  Этот методя использую с целью...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....