Мастер - класс для родителей и педагогов " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
методическая разработка
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_artikulyatsionnaya_gimnastika_v_domashnih_usloviyah.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №5 г. Велижа
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Подготовила:
Лукашевич Елена Анатольевна
Учитель логопед.
2022 г.
Цель мастер-класса:
Познакомить педагогов с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми в домашних условиях.
План проведения мастер-класса
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
Ход мастер-класса
1.Теоретическая часть. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.
Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
На первом этапе мы учим детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.
2. Практическая часть .
А)Упражнение «Сдуй бабочку с цветка» (с использование дидактической игры). Инструкция: держим цветок напротив рта и дуем на бабочку, при этом, делаем вдох носом, не поднимая плеч, и длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.
Б)Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори» (работа в парах).
Инструкция: На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:
делаем вдох – ах,
делаем вдох – ах, как
делаем вдох – ах, как пахнет
делаем вдох – ах, как пахнет в саду
делаем вдох – ах, как пахнет в саду
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздухвыходит с силой и шумом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка. На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
5. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
6. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.
Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые коллеги , и помогут решить проблемы речевых нарушений у ваших детей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Памятка кратко отражает ключевые аспекты артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...
Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...
Мастер-класс для родителей и педагогов «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».
Этот метод я использую с целью воспитания целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки.Задачи:1. Форми...
Мастер-класс для родителей и педагогов «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю мастер-класс на тему «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками». Этот методя использую с целью...
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»...
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....