Мастер-класс для родителей и педагогов «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».
материал

Баатырова Анна Анатольевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю мастер-класс на тему «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».

  Этот методя использую с целью  воспитания целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки.

Задачи:

1. Формировать у детей представление об  основных цветах, о составе числа в пределах 5,  умение ориентироваться на плоскости и работать по схеме, познакомить с геометрическими фигурами  и цифрами через игровые пособия.

2. Расширять словарный запас детей,  активизировать и развивать монологическую и диалогическую речь.

3. Развивать у детей навыки самообслуживания,мелкую моторику,   щипковый хват, воображение, координацию движения пальцев рук, внимание, усидчивость, творческое и логическое мышление .

Метод Монтессори — это педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом  Марией Монтессори, одна из самых востребованных методик развития ребенка,– это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

 Главный принцип системы Монтессори«Помоги мне сделать это самому!».  Составляющие системы,   реализующие индивидуальный путь развития ребенка: взрослый, развивающая среда, дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_montessori.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Мастер-класс для родителей и педагогов

«Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».

Участники – педагоги

Ведущие  –  Лютая Н.П., Баатырова А.А.

Время проведения – 40/45 минут

Ход проведения мастер- класса

  1. Методическая минутка

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю мастер-класс на тему «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».

  Этот метод  я использую с целью  воспитания целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки.

Задачи:

1.  Формировать у детей представление об  основных цветах, о составе числа в пределах 5,  умение ориентироваться на плоскости и работать по схеме, познакомить с геометрическими фигурами  и цифрами  через игровые пособия. 

2. Расширять словарный запас детей,  активизировать и развивать монологическую и диалогическую речь. 

3. Развивать у детей навыки самообслуживания, мелкую моторику,   щипковый хват, воображение, координацию движения пальцев рук, внимание, усидчивость, творческое и логическое мышление .

  Метод Монтессори — это педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом  Марией Монтессори,  одна из самых востребованных методик развития ребенка,– это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

   Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».  Составляющие системы,   реализующие индивидуальный путь развития ребенка: взрослый, развивающая среда, дидактический материал.  

Мария Монтессори выделяет 5 зон развития:

1. Зона практической жизни,

2. Зона сенсорного развития,

3. Математическая зона,

4. Зона языкового развития,

5. Космическая зона  

В домашних условиях можно разделить всю площадь комнаты   на  5 зон, каждая из которых отвечает за развитие определённых способностей.  Монтессори-материалы  стоят в магазине немалых денег, поэтому  большинство из них можно изготовить самостоятельно, сократив расходы.

1. В зону   практической жизни собраны материалы, способствующие развитию навыков самообслуживания. Это рамки с различными   застежками, посуда, щетки, тазы, прищепки, баночки для перекладывания и переливания, совок, веник, губки.

Предлагаю  без особых затрат изготовить развивающая доску - Бизиборд . Это лист фанеры, к которому прикручиваются   крючки, замки, щеколды, валики, счеты, шнуровки и т.д.  Бизиборд способствует  развитию у детей самостоятельности. 

2.  В сенсорной зоне находятся  материалы, которые помогут научиться различать характеристики предметов размер, цвет, форма; и будут способствовать развитию   зрения, слуха, осязания, обоняния.  Это могут быть матрешки, пирамидки;  подушечки с ароматизированными наполнителями; бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету; отрезки тканей;  шумовые баночки, наполненные крупой; разные по объему бутылочки с крышками.

Для развития внимания и освоения цветов можно изготовить :

-Игры с крышечками «Собери гусеничку», «Подбери по цвету», «Транспорт». Задача ребенка подобрать  по цвету крышечку к предмету  и прикрутить её. Интересны и

 -Игры с прищепками «Учим цвета». Ребенок, взяв одну из цветных прищепок,  находит  сектор на игровом поле- круге такого же цвета и крепит к нему прищепку.

-Выкладывание из счётных палочек по образцу знакомит детей с геометрическими фигурами,  совершенствует точность мелких движений руки. А для малышей можно изготовить

-Игру «Покорми птичку зёрнышками», которая развивает усидчивость и щипковый хват. Задача ребенка опускать мелкие предметы  в  отверстия.

3. В зону языкового развития должны войти материалы, которые помогут детям научиться писать и читать. Это кассы букв и слогов, комплекты прописных и печатных букв, шероховатые буквы, детская литература, предметные и сюжетные картинки, карандаши; карточки со словами, лото, домино,  контейнер с манкой  для рисования сначала  линий, кружочков, а затем и букв.

  Я предлагаю  изготовленную из фетра с яркими аппликациями и съёмными элементами

 - Мягкую развивающую книгу – дингус, на каждой странице которой  разнообразные красочные задания.  Книга может знакомить детей c живoтными, pacтeниями, сказками, активизирует речь детей и расширяет словарный запас.

-Также рекомендую игры с прищепками «Недостающие детали». На силуэты-заготовки   с недостающими деталями крепятся цветные прищепки,  выступающие в роли лапок и хвостов у животных; иголок у ежика  и т.д.  Эти игры способствуют  активизации словарного запаса, поскольку все предметы,  и недостающие детали, ребёнок проговаривает. Развивается мелкая моторика.

4. Математическую зону можно пополнить шероховатыми цифрами; счетами; картонками с простыми математическими вычислениями; счетными палочками; крупными бусинками или фишками; лото с цифрами.   Эти предметы предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании.  

Для изучения   счёта  от 1 до 10  можно изготовить

-  Дидактическую игру «Умные прищепки»  -это игровое поле- круг,  на котором изображено разное количество предметов  и  прищепки с цифрами.  Задача ребенка соотнести количество предметов с  числом.  

Для  развития мелкой моторики, внимания и умения ориентироваться на плоскости предлагаю   

-Развивающую доску «Геоборд»   Она представляет собой доску со штырьками,   за которые   цепляют  резинки.   На плоскости можно сконструировать множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, различные предметы, животных).  

          -Игровое пособие «Состав числа» изготовленное из коробки, внутри которой с левой стороны   вставлено горлышко от пластиковой бутылки и  навинчены крышки с цифрами  познакомит детей с составом числа из двух меньших чисел.  Ребенок должен «заселить» жильцов в каждую квартиру  на каждом этаже не нарушая правила цифры «хозяина».

5. Космическую зону пополняем предметами,  формирующие представления ребенка о  мире, природе: это комнатные растения, географические карты, детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке; книги о природе, речная галька, красивые камушки, ракушки, фигурки и картинки диких и домашних  животных, инвентарь для проведения опытов.

Расширить представление о животных и  познакомить   с его любим кушаньем поможет  

идактическая  игра с прищепками «Кто чем питается?». Она  представляет собой круг.   В каждом секторе  которого изображена типичная еда для животных, мордочки которых  предварительно вырезаны и приклеены к прищепкам. Предлагаем  ребенку накормить животных.  

Вывод: Методика Марии Монтессори вписывается в любую систему семейных отношений и носит практический характер.   А проявив немного фантазии и подключив советы из интернет-сообществ, можно сделать материальную базу для занятий в домашних условиях чем в специализированных группах , и тогда и малыш загорится процессом познания нового через практику.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия своими руками

Даётся подробное описание изготовления пособий...

Дидактические пособия своими руками.

Работая в детском саду я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать...

Дидактические пособия своими руками

Дидактические пособия своими руками...

Мастер-класс для родителей и педагогов «Метод Монтессори в домашних условиях – дидактические пособия своими руками».

Этот метод  я использую с целью  воспитания целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки.Задачи:1.  Форми...

Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»

Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»...

Мастер - класс для родителей и педагогов " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они ста...