Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Памятка кратко отражает ключевые аспекты артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем, необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.
Например, сказкой о Веселом язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
- Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
- Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Забор»).
- Вторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).
- Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопата»).
- Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).
- Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
- Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
- Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
- Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую - губы (сомкнуть губы).
ГОУ детский сад комбинированного вида № 2495
Памятка для родителей
Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Автор - составитель: учитель – логопед Карпухина Н.Ю.
Москва
2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"
Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"
Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Данная презентация была представлена и проведена с родителями и детьми на общем родительском собрании дошкольников. В ней отразились все аспекты проведения артикуляционной гимнастики дома....
Семинар-практикум для родителей на тему: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики....
Памятка для родителей по проведению речевых упражнений в домашних условиях. ИГРАЕМ ДОМА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный д...
Семинар-практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
Семинар-практикум состоит из 2х частей. В первой части раскрывается актуальность артикуляционной гимнастики, правила проведения ее дома. Во второй части родителей знакомят с комплексами артикуля...
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», « Играем пальчиками, развиваем речь»
В статье представлен семинар- практикум. Цель мероприятия- обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и результативной помощи детям по развитию прави...