Консультация на тему "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте"
консультация
Задачи и этапы обучения дошкольников декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте»
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.
В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:
- обладают эстетическим качеством;
- рассчитаны на художественный эффект;
- служат для оформления быта и интерьера.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
Организация целенаправленного процесса ознакомления дошкольников с образцами декоративно-прикладного искусства предусмотрена в программах дошкольного воспитания и обучения. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями.
Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством:
1. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства;
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;
3. Формировать обобщённые знания и умения:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;
- Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:
- Знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
- Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
- Творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они не отделимы друг от друга.
Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий по декоративно-прикладному искусству у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Современный воспитатель должен хорошо разбираться в многообразии видов декоративно - прикладного искусства. Воспитателю нужно знать эти промыслы, историю их возникновения, уметь рассказать о мастерах, которые делают различные предметы и игрушки, рассказать об этом увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Проект Неделя искусства Синтез искусств как средство формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предлогаемый материал содержит комплекс интегрированных мероприятий, направленных на развитие детского творчества средствами художественно - этетического цикла. Старший дошкольный возраст....
Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
В консультации "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потен...
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Декоративно-прикладное искусство из бересты как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В статье представлены некоторые техники нетрадиционной работы с «берестой», их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к эмоциональной сферы детей. Опи...
Консультация на тему: "Декоративно - прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте"
В данной консультации раскрыты задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно - прикладным исскуством, этапы занятий....
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, идобротой,И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!Г. ПоповаВ современном обществе резко повысился социальны...