Декоративно-прикладное искусство из бересты как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)
Аннотация: В статье представлены некоторые техники нетрадиционной работы с «берестой», их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к эмоциональной сферы детей. Описание опыта кружковой работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов методики и технологии работы «берестой» для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.
Ключевые слова: ручной труд, нетрадиционные техники работы «берестой», творчество, творческие способности, воображение, фантазия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk-792_vasileva_statya_.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Декоративно-прикладное искусство из бересты как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Васильева Анна Ильинична
студентка
ФГБОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Научный руководитель: Попова Людмила Витальевна
к.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Аннотация: В статье представлены некоторые техники нетрадиционной работы с «берестой», их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к эмоциональной сферы детей. Описание опыта кружковой работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов методики и технологии работы «берестой» для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.
Ключевые слова: ручной труд, нетрадиционные техники работы «берестой», творчество, творческие способности, воображение, фантазия
Decorative and applied art from birch bark as a means of developing the creative abilities of older preschool children
Vasilyeva Anna Ilyinichna
Scientific adviser: Popova Lyudmila Vitalyevna
Abstract: The article presents some techniques of non-traditional work with “banks”, their importance in the development of creative imagination, interest in the emotional sphere of children. Description of work experience in circles - the need to use non-traditional methods and working methods: “banks” for the development of children's intelligence, the child’s creative activity, and the ability to think outside the box.
Key words: manual labor, non-traditional techniques of “birch bark” work, creativity, creative abilities, imagination, fantasy
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный Государственный Стандарт направлен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха [8, с. 6].
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г. С. Батищев).
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. Н. Сомкова, О. С.Ушакова, Д. Б.Эльконин и другие). Среди творческих проявлений детей дошкольного возраста особое внимание заслуживает продуктивная деятельность ребенка.
С.С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка [8, с. 152].
Нетрадиционная работа из бересты интересна тем, что она является связующим звеном человека и природы, вызывает интерес именно как натуральный материал, такой материал, который способствует раскрытию творческого потенциала личности и является видом декоративно-прикладного творчества.
В целях осуществления художественно-творческого развития детей я занимаюсь нетрадиционным способом изобразительного творчества воспитанников старшей группы в кружке по дополнительному образованию «Туос тойуга» - «Мелодия берест ы» в МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные з вёздочки».
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества, развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.
Природный материал сам по себе кладовая для творчества и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Мы разработали Программу «Туос тойуга» , где основной целью была развитие т ворческих с пособносте й в процессе работы с берестой.
Основными задачами выделили:
- Воспиты вать трудо любивое, ус идчивость, а ккуратност ь.
- Формиро вать у детей худо жественно - т ворческие с пособности
и активност ь в достиже нии цели.
3. Развивать ме лкую мотор ику, глазомер, чу вство форм ы.
В наше вре мя техноло гического про гресса особе нно необхо димо приво дить детей к традицио нной культуре. З аинтересов ать старинными пр аздниками, обычаями, пр икладными ре меслами. О дной небол ьшой часть ю такого ку льтурного н аследия яв ляется худо жественная обработка берест ы. В своей работе мы в ыбрали работу с бересто й, так как берёст а - это ор игинальный пр иродный матер иал для творчества дете й. Береста сама по себе оче нь красивы й материал. Соз данные приро дой на внутре нней сторо не бересты черточ ки, бородавоч ки и вкрап ления созд ают естест венный непо вторимый р исунок, и поэто му, даже не пр ибегая к дополните льным способам декоратив ного украше ния, готовое из делие будет в ыглядеть оче нь привлек ательным.
Заготовка и сбор бересты проводится в начале лета: в конце июня – в начале июля. Когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем с берёз и веток, которые повалены в бурю или спилены. Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и солнца она теряет гибкость и скручивается [4, с. 4].
Во время экскурсии с детьми проводилась ознакомительная и обучающая беседа о свойствах и значениях бересты. Далее проводятся занятия по комплекс ным видам деятельности: рисование, креатив ное вырезание, ручной тру д, лепка, аппликации и др.
Работа с воспитанниками организуется по перспективному плану, составленному к текущему учебному году. Работа рассчитана на 1 год обучения детей подготовительной группы. Возраст детей: 6 – 7 лет.
Организации работы детей с берестой начинаем с ознакомления с берестой. Вначале проводится предварительная работа: наблюдение за берёзкой. Используем словесные методы и приёмы: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала, а также вопросы к детям. Береста материал очень тёплый и приятный на ощупь. Детям даются кусочки бересты разных оттенков для рассматривания, потрогать, почувствовать её теплоту, бархатистость, сравнить на ощупь с бумагой. Рассматриваются готовые поделки мастеров из бересты. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, слайды, видеозаписи).
Вся работа опирается на принцип дидактики: от простого к сложному. В начале используем бересту в аппликации, начиная с простого (листочки, грибочки) и постепенно переходя к более сложному. Важное значение имеет многократность действий.
Процесс выполнения аппликации делится на следующие этапы:
1. Выбор эскиза.
2. Изготовление деталей: сделать копию и разрезать ее на детали – шаблоны
3. Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал
4. Составление композиции на фоне, уточнение формы деталей, соединив их друг с другом встык.
5. Закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне: поочередно, на каждую деталь, на всю поверхность ровным слоем нанести клей, положить деталь на нужное место, при этом накрывая ее чистым листом бумаги, прижать.
6. Сушка под прессом.
В нашей дошкольной образовательной организации весь педагогический процесс при планировании образовательной деятельности берем за основу якутский календарь. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне – мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка.
Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные и роговидные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей страны.
Для развития мышцы кисти руки, включая мелкую моторику пальцев, я составила упражнения, которые провожу во время занятий:
Упражнение - массаж с берестой:
- трубочки из бересты держать между ладонями и делать движения обеими руками вверх- вниз;
- трубочку из бересты, связанную длинной ниткой, в конце которой подвешена шишка, держать пальцами обеих рук и закручивать до тех пор, пока шишка не коснётся бересты [2, с. 32].
На занятиях используем игровые мотивации (путешествия, встречи с героями), музыкальное сопровождение, игры. Навыки, приобретенные во время работы кружка, дети используют в других видах продуктивной деятельности (в аппликации, конструировании, самостоятельной художественной деятельности). По нашим наблюдениям, особое удовлетворение вызывают у детей коллективные композиции. Так как на таких занятиях дети видят общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуальная работа. Коллективное панно используем для оформления интерьера детского сада, выставок. Весной наши дети участвовали в районной выставке по декоративно - прикладному искусству.
Активно сотрудничаем с Центром Культуры и с советом общественности наслега. Посещаем дом Арчы, где проводятся различные мероприятия, выставки. Так дети старшей группы изготовили из бересты подарки: знак-символ месяца Айыыьыт, которую использовали в оформлении дома Арчы; подарили бабушкам и дедушкам в День пожилых людей обереги, который по поверью нашего народа оберегает человека от неприятностей.
Таким образом в процессе творческой деятельности на занятиях детям предлагаются новые проблемы по содержанию материала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения. Следовательно, изучение дошкольниками декоративно-поделочных свойств и эстетических качеств природных, художественных и других материалов в значительной степени способствует не только познанию детей прекрасного, но и активизирует их творческое воображение.
Список литературы:
1. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, ; 80 с.
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 144 с.
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 112 с.
4. Финягин В.В. «Изделия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 127 с.
5. Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ =Узоры и орнаменты саха / Мандар Уус. 2-е изд. с изм. – Якутск: Бичик, 2010. – С. 44-46.
6. Петрова С.И. Традиционное якутское шитье и вышивка. V. Художественно-конструктивные особенности национального шитья [Электронный ресурс]. - URL: ()
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Перспектива, 32 с.
8. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158
9. Якутские народные песни = Саха народнай ырыалара : в 2 ч. Ч. 2. Песни о труде и быте / ред. : Н.В. Емельянов, П.Е. Ефремов; изд. подготовил Г.У. Эргис и др. – Якутск: Кн. изд-во, 1977. – С. 309-315
© А.И. Васильева, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...