Консультация на тему: "Декоративно - прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте"
консультация

Лейхман Светлана Николаевна

В данной консультации раскрыты задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно - прикладным исскуством, этапы занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Декоративно-прикладное искусство

как средство развития творческих способностей детей

в дошкольном возрасте»

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.

В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:

- обладают эстетическим качеством;

- рассчитаны на художественный эффект;

- служат для оформления быта и интерьера.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Организация целенаправленного процесса ознакомления дошкольников с образцами декоративно-прикладного искусства предусмотрена в программах дошкольного воспитания и обучения. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством:

1. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства;

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;

3. Формировать обобщённые знания и умения:

  • умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
  • освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
  • умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
  • воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;
  1. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.

Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

  1. Знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
  2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
  3. Творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они не отделимы друг от друга.

Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий по декоративно-прикладному искусству у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Современный воспитатель должен хорошо разбираться в многообразии видов декоративно - прикладного искусства. Воспитателю нужно знать эти промыслы, историю их возникновения, уметь рассказать о мастерах, которые делают различные предметы и игрушки, рассказать об этом увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Консультация на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриватьс...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

Консультация на тему: "Декоративно-прикладное искусство, как средство развитие творческих способностей детей".

Тема: «Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине». Консультация на тему: «Декоративно-прикл...

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...