Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, внимание акцентируется на развитии личностного потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_experimentov_napravlennykh_na_poznavatelnoe_razvitie.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста
Актуальность. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, внимание акцентируется на развитии личностного потенциала. Необходимость развития способности личности к саморазвитиюи самообучению определяется запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации. ФГОС ДО в качестве принципов определяет поддержку
инициативы детей в различных видах деятельности и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме развития познавательного интереса обучающихся посвящено значительное количество исследований. Необходимость изучения интересов, присущих дошкольному возрасту, подчеркивали отечественные педагоги и психологи Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынин, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина. Однако до настоящего времени недостаточно уделялось внимания формированию познавательного интереса у дошкольников.
Одним из средств развития познавательного интереса у дошкольников может служить детское экспериментирование. В педагогической литературе целый ряд исследований посвящен данной теме (О. В. Дыбина, Н. В. Нищева, Н. Рыжова, А. И. Савенков и др.).
На основе анализа психолого-педагогической литературы,нормативно-правовых актов было выявлено ключевое противоречие: между необходимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических пособии для организации непосредственной образовательной деятельности.
Детское экспериментирование было выбрано в качестве объекта проектирования не случайно. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Следовательно, чем активнее ребенок трогает,
нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Педагогическое проектирование - обязательный этап деятельности любого воспитателя, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности детей.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. В. С.Безрукова выделяет 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.
Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования. Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных мероприятий. Данный этап предполагает пробацию картотеки опытов и экспериментов направленных на познавательное воспитание дошкольников.
Проанализировав различную литературу, можно констатировать проблему фактического отсутствия специализированных картотек
экспериментирования, направленных на развитие познавательного интереса детей
дошкольного возраста. Поэтому выбрана форма проектирования – картотека экспериментов.
При разработке картотеки экспериментирования, как средство экологического воспитание детей дошкольного возрастамы руководствовались принципами педагогического проектирования:
- Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве;
- Принцип постепенного усложнения.
Картотека - совокупность определенного количества карточек – носителей информации, объединенных, систематизированных и размещенных в определенном порядке, по алфавиту, темам, срокам. Под картотекой экспериментирования принято понимать - упорядоченное собрание данных, как правило, на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком - либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определённым признакам, в данном случае по временам года. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате и т. д.
Каждая картотека имеет свое содержание, свою цель, задачи, не повторяет другие игры, но может быть взаимосвязано с ними. В сумме все игры одной картотеки формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении, условиях
жизни. Картотека экспериментирования, направленная на познавательное развитие детей дошкольного возраста – это методическое пособие, предназначенное для воспитателей дошкольных учреждений, с целью облегчить организацию
процесса познавательного воспитания детей с наименьшим ущербом для их здоровья. Картотека экспериментирования позволяет ребенку игровым путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Так же преимущество разработки именно картотеки экспериментов состоит в том, что элементы картотеки можно применять и в ходе различных форм организации образовательного процесса, например, режимных моментов, или самостоятельной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад становится ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР» направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. В программе выделено несколько основных разделов, в которых раскрыва...
Игры, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста
Игры, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста...
Использование игровых технологий в МАДОУ, направленных на стимуляцию познавательного развития детей дошкольного возраста
Игра- ведущий вид деятельности дошкольников....
Комплекс игр, направленных на реализацию задач познавательного развития детей дошкольного возраста
познавательные игры для детей...
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...
Разработка комплекса игр, направленных на реализацию задач познавательного развития детей дошкольного возраста
Игры, помимо развития познавательного интереса, учат общаться, в них формируется коммуникативная компетенция, гармонизируются взаимоотношения между сверстниками, ребёнком и педагогом, обусловленные не...