Буква Щ, звук [щ]
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
1. Введение в тему. Отгадывание загадок:
Пластмассовая спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно утром и вечером служит. (Зубная щётка)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище. (Платяная щётка)
Колючий ежик
С резиновой кожей,
Вниз иголками идет,
Иглами пыль с ботинок скребёт. (Обувная щётка)
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет, ни соринки не сыскать. (Половая щётка)
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Этой щёткой подметаю я полы.
Эти щетки все нужны.
-ЩЁТКА. Какой мы слышим звук в начале слова? (В начале слова мы слышим звук [Щ])
-Дайте характеристику звуку [Щ]. (Звук [Щ]- согласный, глухой, мягкий)
2. Фонетико-фонематическое развитие слуха «Слушай и запоминай»
-Услышали слово со звуком [Щ], хлопнули в ладоши.
Шея, ущелье, угощенье, ошейник, шёпот, плащ, щёки, шелест, щавель, шёлк, шептать, щелкунчик, цапля, щепка, щипцы.
-Посчитайте, сколько слов вы услышали? Сколько пальчиков загнули?
Расскажем сказку вместе. Настоящий друг
-Кого можно назвать настоящим другом?
Однажды косолапый Щенок прогуливался вдоль забора и увидел щель. О! А что если заглянуть в неё или пролезть? Сунул Щенок голову и увидел Ящерицу. (Какая она? Подбор слов-признаков). (Быстрая, маленькая, юркая, шустрая, увёртливая)
-Эй, ты кто? - тявкнул Щенок.
Я Ящерица, а ты кто?
-А я Щенок. - ответил Щенок и ещё дальше просунул голову в щель. -Иди ко мне, играть будем.
Ящерица удивилась:
- А зачем я к тебе пойду, если ты уже здесь? Давай играть!
-Я ещё не весь здесь, - ответил Щенок и запыхтел. -Моя вторая половина осталась за забором.
Завозился Щенок, засопел, но ничего не получилось. Щель для Щенка оказалась мала. Решила Ящерица помочь, схватила его за ухо и потянула. Щенок как завизжит:
-Ой, ой, ой! Ты мне ухо оторвёшь!
-Не переживай, другое отрастёт.
Установление ситуативных связей. Развитие речевого внимания, логического мышления и связности высказывания
-Почему Ящерица так сказала? Может ли у Щенка вырасти новое ухо? (Потому что у ящериц вырастает новый хвост, если она его потеряла. А у щенка не может вырасти новое ухо, как у ящерицы хвост.)
Так Щенок и не смог пролезть в щель забора.
-Знаешь, лучше ты ко мне иди, ты маленькая, ты пролезешь. Через мгновение Ящерица очутилась рядом.
-Это мой двор, я здесь живу, - сказал Щенок. - Всегда приходи ко мне, будем играть.
Определение позиции звука [Щ]. Загадки:
-Услышал отгадку, покажи на схеме где живёт звук [Щ] в слове : в начале, середине или конце.
*Я темного цвета, стою на земле.
И много вещей хранится во мне. (Ящик)
*Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт - другой наживёт. (Ящерица)
*Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это. (Щука)
*Она пальчик щиплет крепко, и бельё хватает цепко. Называется … (Прищепка)
*Этот маленький злодей, зверя грозного страшней. В траве на лугу, в лесу живёт, облик страшен и зловещ! Берегитесь! Это… (Клещ)
Физкультминутка.
Мы работали, устали.
А сейчас, ребята, встали.
Руки вверх скорей подняли, в стороны, назад.
Повернулись влево, вправо, поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче.
А сейчас вперед прогнитесь и носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело, надо нам продолжить дело.
Пальчиковая гимнастика :
Щи-щи-щи- спрячусь я, а ты ищи.
Щу-щу-щу, я тебя ищу.
Ща-ща-ща- в речке три леща.
Ащ-ащ-ащ- новый синий плащ.
Щё-щё-щё- пойдем гулять ещё.
Ще-ще-ще- дождь- гуляй в плаще.
-На письме звук [Щ] обозначается буквой Щ.
Правило: Звуки мы слышим и произносим!
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- А на какие две буквы похожа буква Щ? (Буква Щ похожа на буквы Ш, Ц)
-Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц. Сколько вертикальных линий, сколько горизонтальных линий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...