«Нейроигры в работе с дошкольниками как средство активизации познавательных процессов».
проект (средняя группа)
Индивидуальный проект по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.79 КБ |
![]() | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный проект по самообразованию
по теме: «Нейроигры в работе с дошкольниками
как средство активизации познавательных процессов».
Средняя группа
Воспитатель:
Нестерова Ирина Анатольевна
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
И.П. Павлов
Дата начало работы над темой: сентябрь.
Актуальность:
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Недостаточное же развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать пространство и свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Преимущества использования нейроигр:
-игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Цель самообразования: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками 4-5 лет.
Задачи самообразования:
1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
2. Реализовать федеральный государственый образовательный стандарт в работе с дошкольниками;
3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
4. Использовать современные технологии и методы работы в средней группе;
5. Познакомить детей, коллег и родителей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
6. Активизировать познавательные психические процессы младших дошкольников: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
7. Подготовить консультации для родителей по данной теме;
Нейропсихологические игры будут способствовать:
- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, мышления, моторики;
- Развитию межполушарного взаимодействия;
- Развитие двигательной и пространственной сферы;
- Повышению умственной работоспособности;
- Оптимизации интеллектуальных процессов;
- Совершенствованию способности к концентрации внимания
- Стабилизации эмоционального фона;
- Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Повышению самооценки ребенка;
- Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
Ребенок становится более самостоятельным и уверенным и лучше ориентируется в окружающем мире;
Список литературы для самообразования по теме:
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное
взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с:
5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.:
6. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. :
7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.:
(Культура здоровья с детства).
8. Интернет ресурсы
Индивидуальный план самообразования по теме:
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Заключение.
Дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.
При использовании нейропсихологических упражнений, направленных на развитие разнообразных способностей ребенка результат не заставит себ долго ждать. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте.
При применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра « Нейрокубики » Цель игры: развивать у детей тактильное (кинестетическое) восприятие; развивать навык определения фактуры материала по прикосновению, память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику, умение находить одинаковые предметы на основании тактильных ощущений. Ход игры: ребенку для ощупывания предлагаются кубики из различных материалов и варианты этих материалов на карточках. Задача – наощупь определить из какого материала сделан кубик и соотнести его с правильной карточкой.
Игра « Нейрошарики » Цель игры: Развивать тактильное (кинестетическое) восприятие , воображение, мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление. Ход игры: ребенку предлагаются воздушные шарики с различным наполнением и изображения наполнителей. Задача – наощупь определить какой наполнитель находится внутри каждого шарика и положить этот шарик на изображение наполнителя. Игра «Пары» Цель игры: Развивать тактильное (кинестетическое) восприятие , мелкую моторику, концентрацию внимания, мышление . Ход игры: ребенку предлагается найти одинаковые предметы наощупь, с завязанными глазами.
Игра « Нейрозарядка » Цель игры: развитие моторики кистей и пальцев рук, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, умения управлять своим телом в соответствии с заданием; развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Игра «Кулак, ребро, ладонь» Цель игры: развитие мелкой моторики рук ребенка, мышление, внимание, улучшение координации движений; развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ход игры: Ребенку показывают три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Игра «Цветные ладошки» Цель игры: развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия. Игра «Дорожки» Цель игры: развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия.
Игра «Тактильные лабиринты» Цель игры: развивать у детей тактильное восприятие; развивать внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику. Развитие межполушарных связей. Ход игры: с завязанными глазами наощупь «пройти» тактильный лабиринт. В облегченном варианте предлагается один лабиринт. Усложняя задачу ребенку предлагается два симметричных лабиринта для одновременного прохождения двумя руками. Игра « Нейродорожки » Цель игры:Развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве; развитие навыка концентрации внимания, зрительно-пространственной координации; умения выполнять задание в соответствии с образцом; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук. Ход игры: «пройти» по дорожкам пальчиками обеих рук.
Игра « Нейромоторика » Цель игры : развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия. Ход игры: Детям предлагаются листы бумаги, поделенные на две равные части. С обеих сторон изображены одинаковые предметы, но их расположение не симметрично. Задача-показать на картинках слева и справа одинаковые предметы одновременно обеими руками Игра «Повтори по образцу» Цель игры: развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; умения выполнять задание в соответствии с образцом; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия. Ход игры: ребенку предлагается выложить узор на поле цветными шариками по о бразцу.
Игра «Повтори за мной» Цель игры : активизация работы полушарий мозга, тренировка внимания, развитие пространственных представлений, реакции; синхронизация зрительного восприятия и двигательной активности; В зависимости от задачи – целью может быть: снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков, активизация ресурсов человека . Ход игры: Игра состоит карточек с изображениями поз и положений рук, которые необходимо повторить в ходе игры. Задача игроков: воспроизвести положение рук или позу, которая указана на карточке.
Игра «Повтори за мной» Цель игры: активизация работы мозга , развитие пространственных представлений, реакции; синхронизация кинестетического восприятия и двигательной активности; снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков, активизация ресурсов человека. Ход игры: на полу выкладывается лабиринт. Ребенку завязывают глаза. Взрослый объясняет подсказки: прикосновение к левому плечу – шаг влево, к правому – вправо, прикосновение к макушке – шаг вперед. Задача ребенка – пройти лабиринт с завязанными глазами следуя подсказкам взрослого или другого ребенка .
Игра « Нейроладошки » Цель игры: развитие концентрации и распределения внимания, развитие произвольного внимания; развитие координации, умения ориентироваться в собственном теле, в пространстве; развитие внимания зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки; развитие межполушарного взаимодействия, тренировка межмодального переноса; развитие саморегуляции и самоконтроля ; Ход игры: Воспитаннику предлагается игровое поле, на котором изображены две ладошки – правая и левая (над каждым пальчиком нарисована геометрическая фигура или цифра, цвета). Педагог называет геометрическую фигуру ( цифру, цвет), задача ребенка - поднять одновременно пальчики одной или обеих рук, над которыми изображена соответствующая фигура (цифра ).
Игра «Дай пять» Цель игры:развитие математических способностей, познавательных процессов; обучение скоростному счету до 5; развитие зрительного внимания, скорости реакции, мышления, ловкости ; развитие межполушарных связей. Ход игры: Ребенку предлагаются по очереди карточки с определенным количеством точек. Задача ребенка положить на стол столько пальчиков, сколько точек изображено на карточке. Игра проводится для одной руки с постепенным усложнением до двух рук одновременно сначала с одинаковыми карточками, потом с разными для левой и правой руки.
Игра «Догоняй» Цель игры: развивать умение соотносить цифру с количеством предметов; развивать познавательную активность, память, внимание, речь, скорость счета, реакции, математические способности детей; Ход игры: на пол выкладываются карточки (первый ряд с цифрами, второй с точками количеством от 0 до 9) педагог и ребенок встают напротив друг друга. Вариант 1: педагог встает перед карточкой с точками, ребенок должен встать напротив карточки с цифрой, обозначающей их количество. Вариант 2: педагог встает перед цифрой, а ребенок должен найти и встать напротив карточки с соответствующим количеством точек.
Игра «Спрячь цифру» Цель игры: развитие слухового, зрительного восприятия, образного, навыков счета, скорости реакции, знания цифр; Ход игры: Детям предлагаются карточки с изображением цифр от 1 до 5 и бумажные стаканчики. Педагог называет (показывает, отстукивает) число. Задача ребенка спрятать под стаканчиком нужную цифру. В зависимости от способа трансляции педагогом чисел происходит развитие разных типов воспрятия .
Игра «Поймай форму» Цель игры: Различать и называть геометрические фигуры, сопоставлять их с предметами окружающей среды. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, воображение. Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением различных предметов и указатели в форме геометрических фигур. Задача ребенка как можно быстрее найти и поместить в центр указателя все предметы нужной формы. Игра « Цветокуб » Цель игры: Различать и называть цвета, сопоставлять их с предметами окружающей среды. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, скорость реакции. Ход игры: педагог или ребенок-ведущий кидает куб со сторонами разного цвета. Задача детей найти предметы обихода, соответствующие выпавшему на кубике цвету и принести их.
Игра « Цветодорожки » Цель игры: закрепление умений различать и называть основные признаки предметов: цвет, форму, величину; развитие внимания, зрительного восприятия, образного мышления, воображения; Ход игры: выкладываются карточки с обозначением цветов. Ребенку предлагается любой предмет. Задача ребенка – определить цвет предмета и донести его до соответствующего обруча, наступая только на карточки с обозначением именно этого цвета. Игра «Геометрические дорожки» Цель игры: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, сопоставлять их с предметами окружающей среды , основные признаки предметов: цвет, форму, величину; развитие внимания, зрительного восприятия, образного мышления; Ход игры: выкладываются карточки с изображением геометрических фигур. Ребенку предлагается любой предмет. Задача ребенка – определить форму предмета и донести его до соответствующего обруча, наступая только на карточки с обозначением изображением нужной фигуры.
Игра «Пончик» Цель игры : развитие переключения внимания, слухового восприятия, скорости реакции, мышления, ловкости ; закрепление знаний цветов и геометрических фигур. Ход игры: Игра проводится одновременно для 1-3 детей. Перед детьми лежат три разноцветные геометрические фигуры, в середине стола – «пончик». Педагог поочередно называет геометрические фигуры или цвета, задача ребенка – накрывать стаканчиком нужную фигуру. Когда педагог произносит слово «пончик» необходимо как можно быстрее накрыть стаканчиком пончик в середине стола.
Игра « Нейробраслеты » Цель игры: Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание. Закреплять знание основных цветов. Ход игры: воспитатель надевает на руку цветные браслеты в определенном порядке, после чего прячет руку и дети по памяти должны восстановить последовательность. На первом этапе названия цветов проговариваются в процессе, усложнив задачу вслух можно не проговаривать.
Игра «Считай-хватай» Цель игры : развитие математических способностей, познавательных процессов; обучение скоростному счету до 5; развитие зрительного внимания, скорости реакции, мышления, ловкости; Ход игры: перед каждым ребенком раскладываются ручки с пальчиками от 1 до 5. На центр стола выкладываются карточки с изображением предметов в определенном количестве. Задача ребенка – определить количество и хлопнуть по карточке ручкой с определенным количеством пальчиков. Чья ручка оказалась первой – забирает карточку себе. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество карточек. Карточки можно также использовать для: -сортировки п о количеству; -сортировки по темам; -игры «Больше-меньше-равно»; -решения примеров.
Игра «Цифровой зонт» Цель игры : развитие внимания , математических способностей, познавательных процессов, скорости реакции; развитие умения соотносить количество с цифрой; закрепление быстрого счета до 10. Ход игры: Дети встают вокруг педагога. Педагог под музыку поднимает и крутит зонт с привязанными карточками с цифрами от 0 до 9. Когда музыка останавливается, каждый ребенок ловит выпавшую ему карточку, а педагог озвучивает действие, которое нужно выполнить (топаем, хлопаем, прыгаем и т.п ). Каждый ребенок должен совершить действие то количество раз, которое соответствует цифре.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-223894-1364024270.jpg)
Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности
Моя методическая разработка по классификации приемов активизации детей подготовительной группы в НОД....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66140.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-381834-1389861098.jpg)
Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников
«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...
Игра, как средство активизации мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
Выступление на конференции "Качество профессиональной подготовки специалиста как зона ответственности студента, педагога и работодателя"...
"Активизация познавательных процессов с помощью палочек кюизенера"
Презентация1 слайд.Сегодня я хочу вам прорекламировать игру палочки Кюизенера. Эта игра уникальна. Универсальность в том что с помощью этой игры можно решать задачи: сравнение, анализ, синтез, обобщен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-548265-1418225797.jpg)
Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1101615-1547542829.jpg)
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы...