«Нейроигры в работе с дошкольниками как средство активизации познавательных процессов».
проект (средняя группа)
Индивидуальный проект по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нейроигры | 31.79 КБ |
Нейроигры. Презентация игр | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный проект по самообразованию
по теме: «Нейроигры в работе с дошкольниками
как средство активизации познавательных процессов».
Средняя группа
Воспитатель:
Нестерова Ирина Анатольевна
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
И.П. Павлов
Дата начало работы над темой: сентябрь.
Актуальность:
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Недостаточное же развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать пространство и свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Преимущества использования нейроигр:
-игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Цель самообразования: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками 4-5 лет.
Задачи самообразования:
1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
2. Реализовать федеральный государственый образовательный стандарт в работе с дошкольниками;
3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
4. Использовать современные технологии и методы работы в средней группе;
5. Познакомить детей, коллег и родителей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
6. Активизировать познавательные психические процессы младших дошкольников: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
7. Подготовить консультации для родителей по данной теме;
Нейропсихологические игры будут способствовать:
- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, мышления, моторики;
- Развитию межполушарного взаимодействия;
- Развитие двигательной и пространственной сферы;
- Повышению умственной работоспособности;
- Оптимизации интеллектуальных процессов;
- Совершенствованию способности к концентрации внимания
- Стабилизации эмоционального фона;
- Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Повышению самооценки ребенка;
- Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
Ребенок становится более самостоятельным и уверенным и лучше ориентируется в окружающем мире;
Список литературы для самообразования по теме:
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное
взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с:
5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.:
6. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. :
7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.:
(Культура здоровья с детства).
8. Интернет ресурсы
Индивидуальный план самообразования по теме:
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Заключение.
Дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.
При использовании нейропсихологических упражнений, направленных на развитие разнообразных способностей ребенка результат не заставит себ долго ждать. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте.
При применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра « Нейрокубики » Цель игры: развивать у детей тактильное (кинестетическое) восприятие; развивать навык определения фактуры материала по прикосновению, память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику, умение находить одинаковые предметы на основании тактильных ощущений. Ход игры: ребенку для ощупывания предлагаются кубики из различных материалов и варианты этих материалов на карточках. Задача – наощупь определить из какого материала сделан кубик и соотнести его с правильной карточкой.
Игра « Нейрошарики » Цель игры: Развивать тактильное (кинестетическое) восприятие , воображение, мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление. Ход игры: ребенку предлагаются воздушные шарики с различным наполнением и изображения наполнителей. Задача – наощупь определить какой наполнитель находится внутри каждого шарика и положить этот шарик на изображение наполнителя. Игра «Пары» Цель игры: Развивать тактильное (кинестетическое) восприятие , мелкую моторику, концентрацию внимания, мышление . Ход игры: ребенку предлагается найти одинаковые предметы наощупь, с завязанными глазами.
Игра « Нейрозарядка » Цель игры: развитие моторики кистей и пальцев рук, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, умения управлять своим телом в соответствии с заданием; развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Игра «Кулак, ребро, ладонь» Цель игры: развитие мелкой моторики рук ребенка, мышление, внимание, улучшение координации движений; развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ход игры: Ребенку показывают три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Игра «Цветные ладошки» Цель игры: развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия. Игра «Дорожки» Цель игры: развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия.
Игра «Тактильные лабиринты» Цель игры: развивать у детей тактильное восприятие; развивать внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику. Развитие межполушарных связей. Ход игры: с завязанными глазами наощупь «пройти» тактильный лабиринт. В облегченном варианте предлагается один лабиринт. Усложняя задачу ребенку предлагается два симметричных лабиринта для одновременного прохождения двумя руками. Игра « Нейродорожки » Цель игры:Развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве; развитие навыка концентрации внимания, зрительно-пространственной координации; умения выполнять задание в соответствии с образцом; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук. Ход игры: «пройти» по дорожкам пальчиками обеих рук.
Игра « Нейромоторика » Цель игры : развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия. Ход игры: Детям предлагаются листы бумаги, поделенные на две равные части. С обеих сторон изображены одинаковые предметы, но их расположение не симметрично. Задача-показать на картинках слева и справа одинаковые предметы одновременно обеими руками Игра «Повтори по образцу» Цель игры: развитие навыка концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной координации; умения выполнять задание в соответствии с образцом; повышение уровня устойчивости и переключения внимания; синхронизация работы глаз и рук и развитие межполушарного взаимодействия. Ход игры: ребенку предлагается выложить узор на поле цветными шариками по о бразцу.
Игра «Повтори за мной» Цель игры : активизация работы полушарий мозга, тренировка внимания, развитие пространственных представлений, реакции; синхронизация зрительного восприятия и двигательной активности; В зависимости от задачи – целью может быть: снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков, активизация ресурсов человека . Ход игры: Игра состоит карточек с изображениями поз и положений рук, которые необходимо повторить в ходе игры. Задача игроков: воспроизвести положение рук или позу, которая указана на карточке.
Игра «Повтори за мной» Цель игры: активизация работы мозга , развитие пространственных представлений, реакции; синхронизация кинестетического восприятия и двигательной активности; снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков, активизация ресурсов человека. Ход игры: на полу выкладывается лабиринт. Ребенку завязывают глаза. Взрослый объясняет подсказки: прикосновение к левому плечу – шаг влево, к правому – вправо, прикосновение к макушке – шаг вперед. Задача ребенка – пройти лабиринт с завязанными глазами следуя подсказкам взрослого или другого ребенка .
Игра « Нейроладошки » Цель игры: развитие концентрации и распределения внимания, развитие произвольного внимания; развитие координации, умения ориентироваться в собственном теле, в пространстве; развитие внимания зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки; развитие межполушарного взаимодействия, тренировка межмодального переноса; развитие саморегуляции и самоконтроля ; Ход игры: Воспитаннику предлагается игровое поле, на котором изображены две ладошки – правая и левая (над каждым пальчиком нарисована геометрическая фигура или цифра, цвета). Педагог называет геометрическую фигуру ( цифру, цвет), задача ребенка - поднять одновременно пальчики одной или обеих рук, над которыми изображена соответствующая фигура (цифра ).
Игра «Дай пять» Цель игры:развитие математических способностей, познавательных процессов; обучение скоростному счету до 5; развитие зрительного внимания, скорости реакции, мышления, ловкости ; развитие межполушарных связей. Ход игры: Ребенку предлагаются по очереди карточки с определенным количеством точек. Задача ребенка положить на стол столько пальчиков, сколько точек изображено на карточке. Игра проводится для одной руки с постепенным усложнением до двух рук одновременно сначала с одинаковыми карточками, потом с разными для левой и правой руки.
Игра «Догоняй» Цель игры: развивать умение соотносить цифру с количеством предметов; развивать познавательную активность, память, внимание, речь, скорость счета, реакции, математические способности детей; Ход игры: на пол выкладываются карточки (первый ряд с цифрами, второй с точками количеством от 0 до 9) педагог и ребенок встают напротив друг друга. Вариант 1: педагог встает перед карточкой с точками, ребенок должен встать напротив карточки с цифрой, обозначающей их количество. Вариант 2: педагог встает перед цифрой, а ребенок должен найти и встать напротив карточки с соответствующим количеством точек.
Игра «Спрячь цифру» Цель игры: развитие слухового, зрительного восприятия, образного, навыков счета, скорости реакции, знания цифр; Ход игры: Детям предлагаются карточки с изображением цифр от 1 до 5 и бумажные стаканчики. Педагог называет (показывает, отстукивает) число. Задача ребенка спрятать под стаканчиком нужную цифру. В зависимости от способа трансляции педагогом чисел происходит развитие разных типов воспрятия .
Игра «Поймай форму» Цель игры: Различать и называть геометрические фигуры, сопоставлять их с предметами окружающей среды. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, воображение. Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением различных предметов и указатели в форме геометрических фигур. Задача ребенка как можно быстрее найти и поместить в центр указателя все предметы нужной формы. Игра « Цветокуб » Цель игры: Различать и называть цвета, сопоставлять их с предметами окружающей среды. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, скорость реакции. Ход игры: педагог или ребенок-ведущий кидает куб со сторонами разного цвета. Задача детей найти предметы обихода, соответствующие выпавшему на кубике цвету и принести их.
Игра « Цветодорожки » Цель игры: закрепление умений различать и называть основные признаки предметов: цвет, форму, величину; развитие внимания, зрительного восприятия, образного мышления, воображения; Ход игры: выкладываются карточки с обозначением цветов. Ребенку предлагается любой предмет. Задача ребенка – определить цвет предмета и донести его до соответствующего обруча, наступая только на карточки с обозначением именно этого цвета. Игра «Геометрические дорожки» Цель игры: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, сопоставлять их с предметами окружающей среды , основные признаки предметов: цвет, форму, величину; развитие внимания, зрительного восприятия, образного мышления; Ход игры: выкладываются карточки с изображением геометрических фигур. Ребенку предлагается любой предмет. Задача ребенка – определить форму предмета и донести его до соответствующего обруча, наступая только на карточки с обозначением изображением нужной фигуры.
Игра «Пончик» Цель игры : развитие переключения внимания, слухового восприятия, скорости реакции, мышления, ловкости ; закрепление знаний цветов и геометрических фигур. Ход игры: Игра проводится одновременно для 1-3 детей. Перед детьми лежат три разноцветные геометрические фигуры, в середине стола – «пончик». Педагог поочередно называет геометрические фигуры или цвета, задача ребенка – накрывать стаканчиком нужную фигуру. Когда педагог произносит слово «пончик» необходимо как можно быстрее накрыть стаканчиком пончик в середине стола.
Игра « Нейробраслеты » Цель игры: Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание. Закреплять знание основных цветов. Ход игры: воспитатель надевает на руку цветные браслеты в определенном порядке, после чего прячет руку и дети по памяти должны восстановить последовательность. На первом этапе названия цветов проговариваются в процессе, усложнив задачу вслух можно не проговаривать.
Игра «Считай-хватай» Цель игры : развитие математических способностей, познавательных процессов; обучение скоростному счету до 5; развитие зрительного внимания, скорости реакции, мышления, ловкости; Ход игры: перед каждым ребенком раскладываются ручки с пальчиками от 1 до 5. На центр стола выкладываются карточки с изображением предметов в определенном количестве. Задача ребенка – определить количество и хлопнуть по карточке ручкой с определенным количеством пальчиков. Чья ручка оказалась первой – забирает карточку себе. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество карточек. Карточки можно также использовать для: -сортировки п о количеству; -сортировки по темам; -игры «Больше-меньше-равно»; -решения примеров.
Игра «Цифровой зонт» Цель игры : развитие внимания , математических способностей, познавательных процессов, скорости реакции; развитие умения соотносить количество с цифрой; закрепление быстрого счета до 10. Ход игры: Дети встают вокруг педагога. Педагог под музыку поднимает и крутит зонт с привязанными карточками с цифрами от 0 до 9. Когда музыка останавливается, каждый ребенок ловит выпавшую ему карточку, а педагог озвучивает действие, которое нужно выполнить (топаем, хлопаем, прыгаем и т.п ). Каждый ребенок должен совершить действие то количество раз, которое соответствует цифре.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности
Моя методическая разработка по классификации приемов активизации детей подготовительной группы в НОД....
Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...
Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников
«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...
Игра, как средство активизации мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
Выступление на конференции "Качество профессиональной подготовки специалиста как зона ответственности студента, педагога и работодателя"...
"Активизация познавательных процессов с помощью палочек кюизенера"
Презентация1 слайд.Сегодня я хочу вам прорекламировать игру палочки Кюизенера. Эта игра уникальна. Универсальность в том что с помощью этой игры можно решать задачи: сравнение, анализ, синтез, обобщен...
Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы...