Консультация Требования к оснащению центра театрализованной деятельности дошкольников
консультация
Консультация Требования к оснащению центра театрализованной деятельности дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №10 «СКАЗКА» ГОРОДА АЛАТЫРЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Консультация
«Требования к оснащению центра (уголка) театрализованной деятельности дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель Васюхина Н.М
г. Алатырь 2024г.
Театр-искусство прекрасное!
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по-настоящему,
Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!
К.С. Станиславский
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на раскрепощение ребенка, вовлечение его в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости.
Играя в сказку, дети используют различное предметное оборудование, разные виды театра. В нашем детском саду в каждой группе есть свой уголок театра. Однако, мир меняется, дети меняются, поэтому должна меняться и предметная среда. Вопрос ее своевременного обновления всегда актуален.
В содержание работы по театрализованной деятельности входит: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».
Уголок театрализованной деятельности - это важный объект развивающей среды. В нем отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок, ширма и другое. Данный центр организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Содержание уголка театрализованной деятельности определяется необходимостью ознакомления детей с различными видами театра.
В литературе можно найти разные классификации видов театра. Вот некоторые из них:
Классификация кукольных театров
(по Л.В Куцаковой и С.И. Мерзляковой)
Театр на руке | Верховые куклы | Настольный театр | Стендовый театр | Напольный театр | Театр живой куклы |
Пальчиковый Варежковый Перчаточный Картинки на руке | На ложках Би-ба-бо Тростевые На гапите | Картинки Баночный театр На кружках Магнитный Вязанный Конусный | Теневой Магнитный На фланелеграфе Стенд-книжка | Конусный Кукла-марионетка | Ростовые куклы-люди Театр масок |
Организация театральной зоны в разных возрастных группах ДОУ требует адресованности тетрального оборудования и материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
В группе для детей 5-7 лет должны быть более широко представлены все виды театров, а также самые разнообразные элементы театральных костюмов к спектаклям. Эта зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Место для театрального уголка педагоги выбирают сами с учетом:
• эмоциональных и социально-психологических особенностей детей;
• индивидуальных предпочтений и потребностей воспитанников группы;
• любознательности и творческих способностей;
• поло-ролевых особенностей.
Здесь находятся: различные виды театра; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; разные маски, декорации; персонажи с разным настроением; готовые и самодельные костюмы; уголок ряженья (для средней группы — готовое ряженье; для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее).
Примерное оснащение уголка (центра) театрализованной деятельности по возрастным группам:
Группа раннего возраста (1,5-3 года):
- Ширма настольная;
- Фланелеграф (коврограф);
- Театральный стол для показа;
- Атрибуты: для ряженья - элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, костюмы, парики, маски); в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки и т.п.;
- Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы (на гапите), куклы — образы людей, животных; театр бибабо;
- 2-3 сказки для постановки («Курочка ряба», «Репка», «Теремок»): для театра на фланелеграфе (плоскостной), конусный театр, настольный театр;
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений; звуки домашних животных, ветра, дождя, простейшие музыкальные игрушки- погремушки, бубен, барабан.
Группа младшего дошкольного возраста (3-4 года):
- Фланелеграф (коврограф)
- Маленькая ширма для настольного театра
- Различные виды театра: театр на фланелеграфе, театр картинок, плоскостной театр («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси» и т.п.); театр Петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»); теневой театр («Лиса и заяц» и т.п.); «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора; настольный театр, конусный театр, театр на ложках;
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски сказочных персонажей
- Атрибуты для ряженья - элементы костюмов (шляпы, юбки, сумки, шарфы, бусы, маски, костюмы);
- Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»;
- Тростевые куклы (на гапите);
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, простейшие музыкальные игрушки- погремушки, бубен, барабан;
- Картотека театральных игр.
Группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет):
- Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра;
- Стойка-вешалка для костюмов;
- Фланелеграф (коврограф);
- Атрибуты для ряженья - костюмы сказочных героев, масок животных, театральных персонажей;
- Атрибуты и костюмы для постановки 3-4 сказок (например-«Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка»);
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей;
- Куклы и атрибуты для обыгрывания сказок (соответствии с возрастом) в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе (коврографе), кукольный, настольный, перчаточный, варежковый и т.п.); тростевые куклы (на гапите); платковые куклы;
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, звуки ветра, дождя; музыкальные игрушки - металлофон, дудочки-свистульки, бубен, барабан;
- Алгоритмы перевоплощения;
- Картотека театральных игр.
Группы старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
- Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, декорации (домики, силуэты деревьев, цветные шнуры или ленточки для изображения реки, дорожек);
- Стойка-вешалка для костюмов;
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановок 5-6 сказок;
- Разные виды кукольного театра: театр картинок; пальчиковый, перчаточный, варежковый театры; театр марионеток; теневой театр фигур; тростевые куклы (на гапите); куклы-марионетки; платковые куклы;
- Детское коллекционирование: театральные программки, билеты, открытки, значки, рекламные плакаты;
- Для театрально-игровой деятельности - технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений;
- Алгоритмы перевоплощения;
- Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.
Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора; ребенок постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях, может пронизывать все режимные моменты.
Таким образом, организация театрализованной деятельности в ДОУ помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника, помогает ребенку развиваться всесторонне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Требование к оснащению театрального уголка"
Театральный уголок - это важный объект развивающей среды. В нем отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок, ширма и дру...
Консультация для воспитателей ДОУ по театрализованной деятельности дошкольников.
Театрализованная игра является одним из эффективных средств не только самовыражения и самореализации ребёнка, но и возможностью для интеграции содержания дошкольного образования....
Презентация «Использование атрибутов центра театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»
1 слайд Тема презентации«Использование атрибутов центра театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»2 слайдВ последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества ...
Консультация для воспитателей на тему: Театрализованная деятельность дошкольников
Консультация для воспитателей на тему: Театрализованная деятельность дошкольников...
Использование атрибутов центра театрализованной деятельности для развития речи дошкольников
С целью развития речи дошкольников использую театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы...
Консультация для педагогов "Требования к оснащению центра (уголка) театрализованной деятельности дошкольников"
В консультации подробно прописаны требования к оснащению уголка театрализованной деятельности в ДОУ в зависимости от возраста воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Презентация "Оснащение центра театрализованной деятельности"
Этот материал могут использовать воспитатели для оформления своих групп...