«Эффективные технологии речевого развития дошкольников»
методическая разработка

Дериева Елена Александровна

Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные технологии речевого развития дошкольников» Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьми. Вступительное слово Сформированная речь — залог успешной адаптации человека в обществе, важный фактор его дальнейшего развития и саморазвития. Тема речевого развития детей была и остается в центре внимания ученых, психологов и педагогов. Эту тему затрагивали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, И.П. Павлов. Рассмотрим подробнее высказывания нескольких ученых о речевом развитии дошкольников. А.А. Леонтьев рассматривал речь детей как деятельность познания: «деятельность, которая заключается в „распределении“ действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность». При этом ученый выделял также важность ряда умений: ∙ быструю ориентировку в условиях общения; ∙ умение планировать и отбирать содержание собственного высказывания. Важным условием речевого развития дошкольника является чувство языка. Такое чувство дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. В свою очередь физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека. Это учение объясняет механизм формирования речи. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: ∙ фонетического (звуки); ∙ лексического (слова); ∙ словообразовательного, морфологического и синтаксического (фразы). Л.С. Выготский описывал психологический подход, взаимосвязь развития речи с развитием мышления и сознания. Психолог изучал проблему формирования понятий. Л.С. Выготский утверждал, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию: «Понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления». Психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что сложная система речевых связей складывается именно в дошкольном возрасте. Работы представленных ученых и исследователей создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Основная часть Речевое развитие дошкольников — одна из основных образовательных областей в организации обучения и воспитания детей (п. 2.6 ФГОС ДО). Данная область включает в себя: ∙ владение речью как средством общения и культуры; ∙ обогащение активного словаря; ∙ развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; ∙ развитие речевого творчества; ∙ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ∙ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; ∙ формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одна из основных задач педагогов в детском саду — формировать и развивать правильную речь у детей. Однако на практике количество дошкольников с речевыми трудностями и нарушениями с каждым годом увеличивается. Для решения этой проблемы необходима своевременная профилактическая деятельность и комплексная системная работа педагогов и специалистов с детьми. Чтобы повысить эффективность работы по развитию речи детей, в группе нужно создать специальные образовательные условия. Так, дошкольники могут развивать свою речь не только через занятия и специально организованную деятельность, но и в ходе наблюдения. Например, во время прогулки, познавая окружающий мир. Характеристика речевых особенностей детей по группам Педагогам важно знать и уметь правильно оценить речевые возможности детей каждой возрастной группы. При организации работы с детьми педагогам нужно ориентироваться на то, что характерно для данного дошкольного возраста. Рассмотрим особенности речевого развития детей трех—семи лет при отсутствии речевых нарушений или трудностей в произношении. Так, дети в возрасте трех—четырех лет могут правильно произносить большинство звуков. Словарный запас дошкольников достигает более 1500 слов. В произношении некоторых звуков воспитанники этого возраста могу допускать неточности и замены. Например, в звуках [ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л]. Подробнее об особенностях речевого развития детей младшей группы читайте в рекомендации. Дети средней группы, как правило, умеют правильно произносить свистящие [с, з, ц] и шипящие [ш, ж] звуки. Иногда дошкольники этого возраста могут заменять и смешивать свистящие и шипящие звуки в потоке своей речи. Словарный запас воспитанников средней группы может составлять 2000 слов и более. У детей продолжается период словотворчества. Дошкольники могут составлять фразы из пяти—восьми слов, используя простые предлоги. Формируется монологическая речь, дети учатся составлять короткие рассказы. Дошкольники в возрасте пяти—шести лет, как правило, уже могут правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых дошкольников могут наблюдаться отдельные речевые сложности с правильностью произнесения звуков в речи. Например, нечеткие шипящие звуки или замены, так как эти звуки еще недостаточно автоматизированы. Словарный запас детей этого возраста может составлять приблизительно 2500–3000 слов. О том, какие еще особенности речевого развития есть у детей старшей группы, смотрите в рекомендации. Воспитанники подготовительной группы способны правильно воспроизводить все звуки в речи, не заменять и не искажать их. Также дошкольники способны различать на слух все звуки и определять звук в заданном слове. Словарный запас у детей составляет приблизительно 4000 слов. Об особенностях грамматического строя и связной речи дошкольников подготовительной группы читайте в рекомендации. Рекомендации воспитателям в работе с дошкольниками Младшая группа Эффективная технология речевого развития с детьми младшей группы — использование приемов логоритмики, артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с воспитанниками. Так, с дошкольниками младшей группы рекомендуется ежедневно организовывать и проводить игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха. Такие игры помогут педагогам предупредить нарушения речи у детей: ∙ из-за несформированности фонематических процессов; ∙ расстройства восприятия похожих звуков и их сочетаний. Примеры игр с дошкольниками смотрите ниже. Пример Игры с детьми младшей группы на развитие слухового внимания и фонематического слуха: ∙ «Угадай, что звучит?»; ∙ «Угадай, кто это?»; ∙ «Тише или громче?»; ∙ «Далеко или близко?». Перейти к картотеке игровых упражнений Еще в работе с детьми следует проводить артикуляционные и дыхательные гимнастики. Артикуляционные упражнения нужно повторять с воспитанниками по 5–10 раз. Такие упражнения педагоги могут выполнять под счет, под музыкальное сопровождение или использовать стихотворные рифмы. Упражнения дыхательной гимнастики имеют важное значение для становления и развития детской речи, оздоравливая организм ребенка. Такие упражнения способствуют: ∙ улучшению кислородного обмена; ∙ стимулированию работы сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; ∙ формированию навыков саморегуляции: выполнение заданий по показу или инструкции. Также в работе с воспитанниками трех—четырех лет необходимо использовать логоритмические игры и игровые упражнения. В ходе таких игр дети учатся правильно говорить и общаться, увеличивают свой словарный запас. Педагоги еще развивают у детей навыки грамматики, формируют навыки связной речи. Ниже смотрите примеры игр, которые можно организовать с детьми младшей группы. Пример Логоритмические игры и игровые упражнения для детей младшей группы: ∙ «Угадай, какой предмет?»; ∙ «Загадки-описания»; ∙ «Один — много»; ∙ «Я начну, а ты продолжи...»; ∙ «Чистоговорки». Перейти к картотеке игровых упражнений Старшая группа Для детей старшего возраста эффективной технологией речевого развития является мнемотехника, которая облегчает процесс запоминания информации. На используемый речевой материал игр и упражнений нужно подбирать картинки, которые бы их обозначали. В результате получается наглядная схема, смотря на которую, ребенок может воспроизвести слова, словосочетания, загадку, стихотворение или скороговорку. Другой вариант — педагоги могут предложить детям посчитать и назвать предметы по пройденным лексическим темам. Ниже смотрите примеры упражнений, которые можно организовать с детьми старшей группы. Пример Упражнения для детей старшей группы на развитие словаря, грамматики и связной речи: ∙ «Какой? Какая? Какое? Какие?»; ∙ «Загадки-описания»; ∙ «Один — много»; ∙ «Где спрятались?»; ∙ «Логический поезд»; ∙ «Я начну, а ты продолжи...»; ∙ «Подбери и назови»; ∙ «Чего не стало?»; ∙ «Скажи наоборот»; ∙ «Назови ласково»; ∙ «Жадина»; ∙ «Один, два, три, четыре, пять». Перейти к картотеке игровых упражнений Еще с детьми пяти—шести лет необходимо применять комплекс артикуляционных упражнений, который направлен на развитие дикции. В комплекс также нужно включить упражнения на отработку наиболее сложных для воспроизведения звуков [р] — [р’]. У дошкольников нужно выработать достаточный подъем языка и направленную воздушную струю для произнесения данных звуков. Для этого в работе с детьми педагогам стоит использовать такие артикуляционные упражнения, как «Качели», «Маляр». Ниже смотрите примеры артикуляционных упражнений в работе с детьми старшей группы. Пример Упражнения для детей старшей группы на формирование правильного произношения вибрантов: ∙ «Качели»; ∙ «Маляр»; ∙ «Гармошка»; ∙ «Лошадка»; ∙ «Барабан»; ∙ «Индюк»; ∙ «Дыхательные упражнения». Перейти к картотеке игровых упражнений Чтобы помочь старшим дошкольникам овладеть навыками звукового анализа и синтеза, предупредить нарушения в устной речи, педагогам необходимо использовать игровые упражнения. Среди таких упражнений: «Самолет», «Чистоговорки». Подготовительная группа Детей подготовительной группы необходимо не только научить правильно произносить все звуки, но и уметь их различать. К примеру, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Также нужно отработать и закрепить у детей понятия: звук, слог, слово, предложение. Для этого педагогам необходимо произносить все слова с дошкольниками четко и громко, следить за правильностью произношения воспитанников. Произнесение слова не должно расходиться с его написанием, чтобы не путать детей. В работе с детьми подготовительных групп педагогам также необходимо использовать игровые упражнения. Для проведения игр нужно использовать наглядный демонстративный и раздаточный материал, кружки и схемы для звукового анализа и синтеза. В играх педагоги упражняют с детьми навыки суффиксального словообразования. Еще тренируют детей в умении образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Также с помощью игровых упражнений педагоги: ∙ отрабатывают с дошкольниками умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать слова, близкие и противоположные по значению; ∙ учат детей использовать в речи сложные предлоги из-за, из-под; ∙ учат детей устанавливать правильную последовательность действий по серии сюжетных картинок и составлять рассказы. Ниже смотрите варианты игровых упражнений, которые можно использовать в работе с детьми подготовительной группы. Пример Упражнения для детей подготовительной группы на развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи: ∙ «Делим слова на части»; ∙ «Раз, два, три — слово к схеме подбери»; ∙ «Найди пару»; ∙ «Один — много»; ∙ «Посмотри и расскажи»; ∙ «Чей? Чья? Чье?». Перейти к картотеке игровых упражнений Заключение Используя предложенные технологии и приемы, важно помнить, что дошкольный возраст считается сензитивным. Это возраст, который особенно благоприятен для формирования и развития навыков устной речи у детей. Сформированность устной речи является необходимой базой для успешного овладения детьми письмом и чтением на уровне начальной школы. Нарушения и недостатки устной речи дошкольников могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима своевременная профилактическая и коррекционно-развивающая работа еще в дошкольном возрасте. Педагоги и воспитатели всегда могут обратиться за консультацией и помощью к учителю-логопеду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно...

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....

«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»

КВЕСТ-игра – это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и акт...

«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»

КВЕСТ-игра– это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...

Эффективные технологии речевого развития дошкольников

Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – ф...