Эффективные технологии речевого развития дошкольников
методическая разработка
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 31.84 КБ |
Инновационные формы работы с родителями | 18.16 КБ |
Практикум "Ваза знаний" | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Речевое развитие дошкольников
посредством современных
образовательных технологий»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Актуальность темы определяется тем, что ведущая роль в развитии ребенка – это связная речь. В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с недоразвитием речи, у которых возникают затруднения в овладении навыками связной речи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяли ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего были скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников. Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
❖ ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
❖ содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
❖ технология должна носить здоровье сберегающий характер;
❖ основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
❖ реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
❖ организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательные технологии, которые мы используем в своей работе по речевому развитию: представят наши педагоги
Метод «Синквейн» в работе педагога для развития речи детей дошкольного возраста | Мастер-класс | Учитель-логопед Свабодина Н.А. |
Применение метода «Системный оператор» технологии ТРИЗ для речевого развития детей | Мастер-класс | Воспитатель Петрова Е.В. |
Развитие эмоционального интеллекта, мышления и речи посредством чтения художественной литературы | Презентация из опыта работы | Воспитатель Морланг Н.И. |
Практика интерактивного чтения: сюжеты сказок как основа игры | Мастер-класс | Воспитатель Чурилова А.М. |
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения через мини-инсценировки | Мастер-класс | Воспитатель Чурилова А.М. |
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством напольных подвижных игр | Мастер-класс | Воспитатель Морланг Н.И. |
Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Прошедший год был для нашего детского сада очень плодотворным. Это период, насыщенный событиями, которые обогатили нашу «педагогическую копилку» новыми идеями и проектами. Команда педагогов детского сада была полностью погружена в организацию новых интересных мероприятий и укрепила свои позиции в модернизации и преобразовании воспитательно-образовательного процесса, используя различные технологии, применение которых помогло каждому пополнить свой профессиональный багаж, вовлечь детей и родителей в новую интересную деятельность.
Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
В старших группах широкое применяем в обучении детей такую технологию, как знаково-символическую деятельность (моделирование). Этот прием помогает нам, педагогам, наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой, таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении дети знакомятся с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
Ещё одна методика, которая используется нами-методика сказкотерапия. Очень любима детьми и нами. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. В этой технологии при сочинении сказок мы используем такие игровые упражнения:
«Анализ ситуации и ресурсов» (колобок может спрятаться от лисы и т.д.). То есть помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.
«Новое свойство». Приём в отношении знакомых сказок. (Например, теремок не из брёвен, а из кирпича»
«Введение в названия сказок нового объекта» (три поросёнка и компьютер)
«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка вместо сыра таблетки от жадности» и т.д.)
Очень детям нравится приём «Клубок сказок» (сколько сказок свернулось в клубок?)
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок, сочинённых самостоятельно или совместно с родителями. Они сами выбирают понравившуюся сказку.
При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, элементы психогимнастики. Психогимнастика – это упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Особенно детям нравится игра «Насос и мяч»
Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями. Также совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев.
В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, когда дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки или просто эмоции. С детьми выполняем следующие пантомимические этюды:
«Злость» (у ребёнка скрещены руки, нахмурены брови, голова наклонена вниз)
«Стыд» (у ребёнка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу)
«Радость» (ребёнок улыбается, радуется, покачивает головой, выполняет пружинку)
«Усталость» (ребёнок утирает от пота лоб, голова опущена набок, плечи опущены, согнута нога в коленке) и др.
И ещё один современный и очень эффективный метод развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, метод синквейна. Что является работой над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
- правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Одна из целей синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
При составлении синквейна с дошкольниками надо помнить , что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Пример синквейна, составленного нашими детьми на тему «Наша группа»
- Наша группа
- Весёлая, дружная.
- Занимаемся, играем, гуляем.
- Наш второй дом.
- Мы дружные!
Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
Наряду с использованием развивающих компьютерных игр, таких как «Что лишнее?», «Сварим суп», «Разложи овощи и фрукты», «Соедини животных с детёнышами» и т.д., мы создаём компьютерные презентации, которые используем на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы. Также прослушиваем сказки, песенки, используя КТ.
Ну и конечно же мы не забываем про наши традиционные образовательные технологии такие как: подвижные игры, словесные, сюжетно-ролевые, театральные, пальчиковая гимнастика и др.
Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
В заключении нашего выступления мы бы хотели предложить вам составить синквейн на тему «Речь».
- Речь.
- Чистая, правильная.
- Учим, повторяем, закрепляем.
- Мы многое узнали о речевом развитии.
- Здорово!!!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы работы с родителями по развитию речи у дошкольников»
Современные интерактивно-коммуникационные технологии все глубже проникают в жизнь детского сада. Ребенок с рождения окружен разного вида медиасредой: электронные игрушки, игровые приставки, приложения на телефонах, планшетах. Внедрение интерактивных технологий в образовательную деятельность сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ:
- формировать представления об этапах развития личности ребенка;
- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов.
Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО:
«Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок, лимериков);
«Лучше сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности);
«Спор хороший и плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора).
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Детям предлагают игры с готовыми текстами: подвижные
«Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога);
дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком»,
игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным, захватывающим и эффективным, как при появлении компьютерных технологий.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать к стремлению овладеть новыми знаниями. В современных условиях компьютерные интерактивные игры – новый вид развивающего обучения. Применяются игры с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуальности ребенка Каждая игра представляет целый комплекс упражнений, которые развивают у ребенка умение слышать, анализировать, понимать устную речь, обобщать, объяснять. Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса.
Только при выполнении данных условий и оптимального сочетания использования компьютерных методов с традиционными, определяется эффективность использования НИТ (новейших информационных технологий) в коррекционной работе, ускоряется процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупреждается появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снижается риск социальной дезадаптации младших школьников. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего.
Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
Данное использование ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.
Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
Таким образом, использование инновационных технологий ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей,позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Используемая литература
1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду
О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
Предварительный просмотр:
Практикум «Ваза знаний»
- Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
1.Часть
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
2.Часть
Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
1.Разминка
1.Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)
5. Как называется разговор двух или нескольких лиц на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
6. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
2. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
- Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
- Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
- Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
- Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
- Все слова языка. (Лексика).
- Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
- Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
- Часть слова без окончания. (Основа).
3.Развитие речи в ДО
- Как называется рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
- Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
- Назовите ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
- Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
4. "Прилагательные ассоциации"
Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1 команды.
Список -
Критика -
Звезда -
Книга -
Кругозор -
Закон -
Лекция -
Счастье-
Дом -
Пища -
Воззвание -
Дефицит -
Действие
Шрифт -
Задание для 2 команды.
Интерес -
Убеждение -
Библиотека
Музей
Страна -
Пример -
Собака
Приказ
Жизнь -
Воспитание -
Физика -
Принцип
Город -
Группа
5. "Подбор антонимов, синонимов"
Для 1 команды - подбор антонимов
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый.
6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий.
11. Неряшливый. 12. Объективный.
Для 2 команды - подбор синонимов
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка.
7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове.
12. Подлинный.
6. “Родственные (однокоренные) слова”.
Предлагается 2 слова. Например, лес и снег.
Задание: Игрокам предлагается подобрать однокоренные слова.
- Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. .
- Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
- Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
- Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
- Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
7. Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
- Спички – синички,
- Врач – мяч,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат – салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).
8. «Закончи предложение»
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).
5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).
6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).
7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка
10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова
11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук
12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха
13.Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка
14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? Соловей
15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -…? рыба
16.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж
17.Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?... крот? цыпленок
18.Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка
9. «Говорун»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Командам предлагается вытащить жребий)
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
- Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
- Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
- Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
10. “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах.
Найти ошибку и исправить.
- После драки много хромых (Храбрых).
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
- Пришел, увидел, купил (Победил).
- У каждого своя голова на шее (Плечах).
- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
- На всякий урок (час) ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
11. «Проверьте свою грамотность». Ударение
Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение.( На это задание дается 4 минуты.
Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы. Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов.1 ошибка минус 1 балл.)
Иконопись
глАжение,
квАшение,
крАшение,
обеспЕчение,
сосредотОчение,
газопрОвод,
мусоропрОвод.
каталОг,
пЕтля.
Жалюзи
Завидно
Красивее
Коклюш
Ракушка
Творог, творог
Туфля, мн. туфли, туфель
Уведомить
баловАть
диспансЕр
договОр
докумЕнт
закУпорить
зубчАтый
квартАл
кремЕнь
партЕр
принУдить
ремЕнь
безУдержный
втОргнуться
дремОта
12. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить пословицы.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
- Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
- Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
- За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
- Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
- Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
13. «Я дружу с интонацией»
- Представьте, что одна мама-медведица, а другие медвежата.
Медвежата проголодались и просят есть «Мама, меду бы нам»
Изобразить интонацией: ласково,ныть, сердито, требуй, приказывай
2.Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик.
Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!».
Изобразить интонацией: бодро и весело, уговаривает, радостно, умоляюще, устало.
Приложение
4. "Прилагательные ассоциации"
Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1 команды.
Список -
Критика -
Звезда -
Книга -
Кругозор -
Закон -
Лекция -
Счастье-
Дом -
Пища -
Воззвание -
Дефицит -
Действие
Шрифт -
Задание для 2 команды.
Интерес -
Убеждение -
Библиотека
Музей
Страна -
Пример -
Собака
Приказ
Жизнь -
Воспитание -
Физика -
Принцип
Город -
Группа
5. "Подбор антонимов, синонимов"
Для 1 команды - подбор антонимов
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый.
6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий.
11. Неряшливый. 12. Объективный.
Для 2 команды - подбор синонимов
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка.
7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове.
12. Подлинный.
9. «Говорун»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Командам предлагается вытащить жребий)
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
- Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
- Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
- Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
10. “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах.
Найти ошибку и исправить.
- После драки много хромых
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра
- Пришел, увидел, купил
- У каждого своя голова на шее
- Мало хотеть – надо клянчить
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер
- На всякий урок ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой
- Испокон века телевизор растит человека.
11. «Проверьте свою грамотность». Ударение
Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов.Необходимо проставить в словах ударение.( На это задание дается 4 минуты.
Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы. Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов.1 ошибка минус 1 балл.)
Иконопись, глажение, квашение, крашение, обеспечение, сосредоточение,
газопровод, мусоропровод. каталог, петля, жалюзи, завидно, красивее, безудержный, вторгнуться, дремота
Коклюш, ракушка, творог, туфля, мн. туфли, туфель, уведомить, баловать,
диспансер, договор, документ, закупорить, зубчатый, квартал, кремень, партер, принудить, ремень
12. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить пословицы.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а.
- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник.
- Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги.
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет.
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться.
- Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят.
- За, день, плетень, не, привяжешь, уходит.
- Не, капусту, шинкуют, языком.
- Бранятся, тешатся, только, милые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
КВЕСТ-игра – это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и акт...
«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
КВЕСТ-игра– это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...
1. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (планирование)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
3. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (наглядные пособия)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
5. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (оценочные средства)
В данном разделе предтавлены оценочные средства в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и для проведения педагогического обследован...
4. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (конспекты)
В данном разделе представлены конспекты непосредственно образовательной деятельности, которые составлены в качестве методического обеспечения системы педагогической работы с применением эффективных те...