Семинар-практикум для воспитателей "Развитие фонематических процессов"
методическая разработка
Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности воспитателя в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley_razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx | 21.76 КБ |
seminar-praktikum_-_prezentatsiya.pptx | 1.66 МБ |
foto-otchet_seminar-praktikum.pdf | 796.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей на тему:
«Развитие фонематических процессов
у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателя в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Оборудование: презентация, оборудование для игр, приложения: «Этапы формирования фонематических процессов»; домашнее задание для воспитателей.
Ход семинара
1.Практическая часть (представление педагогами игр для развития фонематических процессов – домашнее задание).
2.Теоретическая часть мероприятия
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно становятся «молчунами», а речевые игры и упражнения уступают своё место компьютерам. Современный ребёнок много знает, а восприятие и воображение его менее продуктивно. Поэтому одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и семье – это развитие фонематических процессов. Однако часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения..
Давайте рассмотрим, что же включает в себя понятие «фонематические процессы» - это фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематический анализ и синтез.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать звуки речи (фонемы).
Не надо путать его с физиологическим слухом, он является его частью.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова.
Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования и развития фонематических процессов. Выделяют следующие этапы:
- Этапы перед вами, попробуйте определить, когда формируется данный процесс, возрастную группу.
I этап – узнавание неречевых звуков;
- С какого возраста можно начинать работу по узнаванию неречевых звуков? (С рождения. Ребёнок уже со 2-4 недели от момента рождения начинает реагировать на любые звуки, слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
На этом этапе у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
Игры: «Отгадай, что звучит?», «Шумящие мешочки», «Похлопаем» и др.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
На протяжении второго этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игры: «Узнай свой голос», «Далеко-близко», «Угадай, кто сказал» и др.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. И это происходит уже к 2 годам, когда ребёнок понимает слова, отличающие всего одной фонемой (мишка-миска).
Игры: «Какое слово лишнее?», «Съедобное-несъедобное», «Верно-неверно» и др.
3. Динамическая пауза «Определение места звука в словах»
- Я буду произносить слова со звуком «Л», если звук стоит в начале слова – вам нужно поднять руки вверх и потянуться, если звук стоит в середине слова – поставить руки на пояс, если же звук стоит в конце слова – надо нагнуться и поставить руки на колени.
Слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.
IV этап – дифференциация слогов;
На четвёртом этапе дети учатся различать слоги. Постепенно дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Это происходит к 3-4 годам.
Игры: «Повтори правильно», «Какой слог лишний?» и др.
V этап – дифференциация фонем;
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки. К 5 годам у детей заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Игры: «Поймай звук», «Повтори» (АО, АИУ, АОИУ), «Найди одинаковый звук» и др.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложна форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина. конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам. Поэтому в возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. А окончательное его развитие произойдёт к 7-8 годам, когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.
Игры: «Где живёт звук?», «Отгадай слово», «Кто больше?» и др.
Таким образом, проблема формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для подготовки детей к обучению грамоте. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
- Какой из разделов по развитию речи решает задачу по развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха? (Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Ознакомление с художественной литературой.)
Приложение 1
Домашнее задания для воспитателей
Подготовить и представить на семинаре игру на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа).
Подготовить и представить на семинаре игру на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа).
Подготовить и представить на семинаре игру на развитие фонематического восприятия для детей среднего дошкольного возраста (средняя группа).
Подготовить и представить на семинаре игру на развитие фонематического восприятия для детей среднего дошкольного возраста (логопедическая группа).
Подготовить и представить на семинаре игру на развитие фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Подготовить и представить на семинаре игру на развитие фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Приложение 2
Этапы формирования фонематических процессов
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Этапы формирования фонематических процессов
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Этапы формирования фонематических процессов
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
повышение профессиональной компетентности воспитателя в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Цель:
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия (домашнее задание ).
что входит в фонематические процессы
это тонкий слух, позволяющий узнавать и различать звуки речи (фонемы). Фонематический слух
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие
это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематический анализ и синтез
I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Этапы формирования фонематических процессов:
Логопедическая лесенка
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.
Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...
Семинар-практикум для родителей о развитии фонематического слуха у детей.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематически...
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематических процессов с помощью игровых технологий» Старшая, подготовительная группа
Консультация поможет педагогам превратить обучение звуковому анализу и синтезу в интересную игру. Предложенные игры можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Предназнач...
Семинар-практикум «Этапы работы по развитию фонематического восприятии» (Творческая группа)
На современном этапе развития инновационных технологий особое место занимает ЛЕГО-конструирование. Ведь развивая мелкую моторику, мы действуем на кору головного мозга, что дает нам возможность развива...
Семинар – практикум с использованием дистанционных форм взаимодействия с педагогами на тему: «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры».
laquo;Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры»....
Семинар-практикум "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Игротерапия является отличным средством развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Правильно мотивируя и организуя для ребенка увлекательные игры и задания, мо...
Семинар - практикум. "Роль младшего воспитателя в образовательном процессе".
Семинар-практикум...