Семинар-практикум "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"
методическая разработка по психологии (средняя группа)
Игротерапия является отличным средством развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Правильно мотивируя и организуя для ребенка увлекательные игры и задания, можно добиться многих результатов. Со стороны кажется, что малыш просто играет, но для нас, педагогов, в своей игре он добивается поставленных нами целей и задач. Немного теории и практика для развития познавательных процессов в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД1: Консультация для педагогов по теме: «Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста».
СЛАЙД 2: «Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным
- первоначальная задача обучения»
К.Д.Ушинский
I Теоретическая часть.
В Википедии «Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой, семейной и т. д. При этом игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста».
СЛАЙД3: С. Л. Рубинштейн отмечал, что «игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития».
По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Вы не задумывались, какое значение в жизни наших детей имеют игры? А ведь это самое интересное в мире занятие и самый лучший путь к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. СЛАЙД4: Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн. А одной из первых ее стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.
СЛАЙД5: Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Она позволяет мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы. Так, малыш, рисуя свой дом, свою семью, символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к решению проблемы – назвать ее. Или возьмем ролевую игру. Девочка играет в куклы. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только педагог, но и сам родитель может выяснить, что тревожит ребенка, что ему нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Куклы «чокаются» чашками и дерутся-повод приглядеться к семье. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах. Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения.
СЛАЙД 6: Виды игр:
- сюжетно-ролевая,
- режиссерская,
- игра-драматизация,
- игра с правилом,
- дидактическая игра.
В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.
СЛАЙД 7: Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
СЛАЙД 8: Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков культурного поведения.
5. Обогащение представление об окружающем мире,
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.
В работе с детьми основными помощниками в игротерапии являются разные технологии, которые активно способствуют развитию познавательной сферы, и коррекции поведенческой сферы детей.
СЛАЙД 9: Виды технологий в игротерапии:
Песочная терапия – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу и песочные столы в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя различные рисунки из песка, придумывая различные истории, мы органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Музыкотерапия - она включает в себя четыре основных направления лечебного действия: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и особенностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.
Глинотерапия. Показателями реабилитационной эффективности пластикотерапии (пластические материалы) служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность материалов (глины и пластилина) позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние.
СЛАЙД 10: Сказкотерапия. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Изотерапия. Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение.
Техника "Фототерапия". Применение фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.
Трудотерапия. Общеукрепляющая терапия направлена на отвлечение мыслей ребенка от болезни, на улучшение его моторики, развитие умелости, повышение жизнедеятельности организма.
СЛАЙД 11: Основные принципы взаимодействия в процессе игровой терапии:
- Принятие ребенка таким, какой он есть.
- Выстраивание теплых взаимоотношений с ребенком.
- Создание атмосферы разрешенности, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств.
- Распознание истинных чувств ребенка, умение их отражать.
- Уважение прав ребенка и создание условий для самостоятельного решения ребенком проблемных ситуаций.
- Взрослый не пытается направить действия ребенка, ребенок задает направленность, а взрослый действует за ним.
- Взрослый накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознал реальность происходящего и свою часть ответственности.
СЛАЙД 12: II. Практическая часть.
Развитие памяти
-Зрительной памяти:
- Игра, «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Возраст: с 3 лет
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
- Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Возраст: с 4 лет.
Для этой игры надо заранее заготовить 10 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, затем картинки перевернуть(закрыть) и все по-очереди называют те картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.
-Игра с карточками и камнями Марблз.
На развитие зрительной памяти, внимания, умение строить по образцу, мелкой моторики, сенсорного восприятия.
У детей на столах лежат камни Марблз. Я показываю им карточку с нарисованными точками в течении 5 секунд. Дети смотрят, запоминают. Затем должны разложить камни в том же количестве и в таком же порядке, как и на карточке. Положи столько камней, сколько точек на карточке. Запомни узор на карточке и выложи по памяти.
-Развитие слуховой памяти
- Игра в слова
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет.
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
СЛАЙД 13: Развитие внимания:
Игры «Лабиринт», «Перепутанные линии», «Найди отличия», «Змейка», «Корректурная проба», «Графический диктант» (ориентировка на плоскости (в коридоре по клеткам ходим), на листе бумаги. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук), «Продолжи ряд», «Помоги герою дойти до дома».
- Игра «Найди лишнее»
Возраст: от 4 лет
Цели: повышает концентрацию внимания детей и сообразительность, а также улучшает слуховую память.
Задание простое — вы читаете ребёнку небольшой текст, а он хлопает, если слышит неподходящие, “лишние” слова. (Например, сидели на ветке три птички: снегирь, синица и мартышка. Рядом пролетал мальчик Витя. Услышал он, как птички крякают, и остановился, настолько красиво звучало их пение!).
СЛАЙД 14:
-Игра с прищепками
Цель игры: Развитие мелкой моторики, развитие координации движений, закрепление знаний цвета и величины, развитие внимания, умение работать по инструкции, запоминать инструкции, ориентировка в схеме собственного тела.
Ход игры: Используем прищепки разного цвета и размера. Цепляем прищепки на одежду (рукава, юбка, воротник и т.п.) Можно надевать и снимать прищепки по инструкции:
Прицепи прищепку синего цвета правой рукой на левый рукав и т.п. Сними большую зеленую прищепку с правой штанины левой рукой и т.п.
-«Шагаем по кочкам»
Цель игры: Развитие общей моторики, координации движений, способность удерживать инструкцию и действовать согласно инструкции.
Ход игры: Нам понадобятся две небольшие картонки или 2 коврика сенсорных. Надо перебраться на другой берег реки по волшебным кочкам. Мы должны встать на одну, а другую поставить перед собой и шагнуть на нее, затем взять первый коврик, поставить перед собой и шагнуть на него. И действовать так снова и снова, пока не окажемся на другом берегу реки.
-Можно усложнить задание в целях развития коммуникативных навыков, умение договариваться: надо парой перебраться по 2 кочкам.
-Малоподвижная игра на внимательность и сообразительность «Пожалуйста…»
Выполняйте мои просьбы только если я попрошу «пожалуйста». Итак, встаньте, пожалуйста. Сядьте, пожалуйста; пожалуйста, поднимите правую руку; а теперь левую руку поднимите (должны не поднимать ее).
-Малоподвижная игра «А теперь…»
Участники садятся на стулья в полукруг. Ведущий просит всех выполнить какое-нибудь действие: встать, сесть, поднять руку. Игроки выполняют его команды, НО если в начале предложения произнесены слова «А теперь…», то они игнорируют задание ведущего. Например, по команде поднимают правую руку, затем левую, а после фразы «А теперь обе руки опустить», продолжают держать руки поднятыми. Побеждают самые внимательные игроки.
СЛАЙД 15: Развитие логического мышления:
- Игра «Что лишнее?»
Дети выбирают лишний предмет на картинках и объясняют причину, классификацию называют. Можно на лишний предмет положить камешек Марблз.
-А можно с мячом играть, на слух, ребенок ловит мяч и называет лишний предмет. Надо определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним.
Например, дождь, снег, бумага (природные явления); море, песок, чайник; утро, вечер, 56 (время суток); дыня, яблоко, стакан; мороз, вьюга, январь (признаки погоды); дверь, ковер, окно; море, река, бассейн. и т.д.
-«Пройди по геометрической фигуре по определенному цвету» (на закрепление геометрических фигур, цвета, сенсорная интеграция, моторику, внимание и мышление.)
-Игра «Разложи по группам».
На столе разложить много карточек по лексической теме, дети должны за определенное время разложить по группам (транспорт: наземный, воздушный, водный или по временам года).
-«Найди похожее»
Игра на развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.
Что потребуется: карточки с картинками, но можно обойтись и без них.
Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)
Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)
- «Бывает и не бывает»
Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими. Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мяч. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим, игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
- папа идет с работы; дерево варит кашу;
- бабушка печет пирожки; ручка смотрит телевизор;
- кошка играет с мышкой; подушка зевает и т.д.
Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.
СЛАЙД 16: видео Игра «Разложи камни Марблз в соответствии с точками на карточках»
СЛАЙД 17: Развитие межполушарного взаимодействия.
-Двуручное рисование
На развитие межполушарного взаимодействия, внимания, координации движений.
-«Построй по образцу, по показу, по инструкции» (для развития переключения внимания).
-«Собери пирамидку одновременно двумя руками»…
-На листах одновременно двумя руками; усложнить-повторяя кот-ток.
- «Собери пирамидку одновременно двумя руками»,
СЛАЙД 18 видео-«Построй по образцу, по инструкции» (для развития переключения внимания).
- СЛАЙД 19: Кинезиологическая гимнастика, «Найди одновременно двумя руками предмет в песке», в паре закрути крышки (дети обнимают друг друга и работают 2 руками вместо четырех).
СЛАЙД 20: На песке рисуем обеими руками разные геометрические фигуры и узоры, по карточкам.
СЛАЙД 21 - видео: Одновременно двумя руками раскладываем из посудки на стол от середины фишки(крышки) или мозайку в определенной последовательности. транственные представления, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю, зрительная гимнастика)
СЛАЙД 22: Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…». Поэтому наша задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Спасибо за внимание!
1. Развитие познавательных процессов:
Дидактические игры — одно из средств развития познавательной деятельности ребенка (дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, напр. «Найди отличия»);
сюжетные и ролевые игры (способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения);
нейропсихологические игры и упражнения (позволяют сформировать недостающие нейронные связи, например, игра «Колено – локоть», цель: активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-обусловленный уровень мышления)
Примеры игр: «Фотограф», «Крестики – нолики», «Корректурная проба», «Наведи порядок», «Я знаю…», «Кулак – ладонь», «Рисуем под диктовку…», «Что нового?», и т.д.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы, самоконтроля и саморегуляции поведения:
Игры помогают стабилизировать эмоциональный фон; научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей; совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями
Примеры игр:
- «Лица»;
- «Встаньте все те, кто…»;
- «Есть или нет?»;
- «Мимическая гимнастика»;
- «Запретное число»;
- «Прошепчи ответ»;
- «Дарим свое тепло»
3. Коррекция импульсивного и агрессивного поведения, снятие психоэмоционального напряжения (помогает настроить детей на установку положительного отношения к окружающим; научить детей справляться со своими отрицательными эмоциями, выплёскивать гнев, злость; научить взаимодействию друг с другом, умению разрешать конфликты; формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения)
- песочная терапия
- музыкотерапия (прослушивание классической музыки);
- психогимнастика;
- «Мешочек крика», «Стаканчик крика»;
- «Прокати шарик»;
- подушка-антистресс
- «Лава-лампа» (релаксация).
4. Игры на развитие мелкой моторики и двигательно-моторного внимания
(помогают развивать мелкую моторику рук, используя графическую деятельность, вырезание ножницами по контуру, манипулирование мелкими предметами)
- гимнастика для глаз;
- игры на снятие мышечного напряжения;
- дыхательные упражнения;
- игры на развитие вестибулярно-моторной активности;
- кинезиологические упражнения
- пальчиковая гимнастика
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…». Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...
Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...
Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это актуальная задача...
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы...
- Мне нравится (4)