Консультация для воспитателей: «Развитие фонематических процессов с помощью игровых технологий» Старшая, подготовительная группа
консультация по теме
Консультация поможет педагогам превратить обучение звуковому анализу и синтезу в интересную игру. Предложенные игры можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Предназначена для детей старшей и подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_formirovaniyu_fonematicheskogo_analiza.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Развитие фонематических процессов с помощью игровых технологий»
Старшая, подготовительная группа
Разработала учитель – логопед
детского сада № 3«Солнышко»
г. Стародуба
Башарова Т. А.
Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Большинство полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.Как превратить обучение звуковому анализу и синтезу в интересную и в то же время результативную игру?
Игра «Веселый колобок»
Цель: Развивать фонематический слух и звуковой анализ, закреплять правильное произношения звука в слове.
Ход игры
Планшет, на котором три «кармашка» для картинок, один для буквы.
Колобок, который «катится» по дорожке-слову. Колобок движется по натянутой леске вдоль трех «кармашков», которые обозначают начало, середину и конец дорожки-слова. На каком «кармашке» остановится Колобок, туда и вкладывается картинка с изучаемым звуком в определенной позиции.
Игра « Включи телевизор»
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
- Упражнение «Внимательные ушки»
Выделение звука [б]
а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.
Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».
Упражнение «Подними сигнал».
Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.
Игра «Чудо-дерево».
Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
Игра «Лото».
Логопед раздает детям цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и дает задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый.
(Апельсин)
Упражнение «Послушай и назови».
Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.
Игра «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове
Игра «Рыболовы».
Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют последний звук в слове.
Игра «Веселый поезд».
Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.
.
Игра «Угадай-ка».
а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)
б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.
Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...
Опыт работы по теме: "Развитие фонематических процессов с помощью сказок и зрительных символов у детей с ФФНР"
Опыт работы по теме : "Развитие фонематических процессов с помощью сказок и зрительных символов " расскажет, как превратить сложный процесс обучения фонематическим процессам в увлекательную,...
Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы
Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....
Консультация для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять зад...
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР в подготовительной группе "Звук Ю. Буква Ю"
.Вниманию посетителей сайта предлагается конспект по обучению грамоте( развитие фонетико - фонематических процессов) для детей подготовительной группы с ТНР....
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"
Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе, из опыта работы....
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие фонематических процессов"
Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности воспитателя в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....