Методическая разработка занятия по познавательному развитию на тему «Зима на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Рассказать о зимних забавах на Руси и пробуждать интерес к народным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
Методическая разработка занятия
по познавательному развитию
на тему «Зима на Руси»
(старший дошкольный возраст)
Выполнила:
Учитель – дефектолог
Ряснянская О.И. (ВКК)
Воронеж 2024г.
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Рассказать о зимних забавах на Руси и пробуждать интерес к народным играм.
Задачи:
- .Познакомить детей с историей и бытом русского народа: жилищем крестьянской семьи, с предметами обихода.
- Расширить знания детей о содержании труда зимой на селе.
- Формировать у детей логическое мышление, внимание, память, воображение.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.
- Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание.
- Воспитывать уважение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Беседы о жизни наших предков; рассматривание иллюстраций о жизни людей в старину, предметов быта и труда; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание народных игр.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, , вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций презентации, старинных вещей);
Практические (дидактическая игра «Что было, что стало», настольная игра «Бирюльки»).
Материалы и оборудование: Предметы быта: самовар, чугунок, горшок, деревянные ложки, мультимедийная установка, презентация с изображением русского быта; шкатулка с деревянными мелкими игрушками; дидактическая игра «Что было, что стало».
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами узнаем, чем занимались люди зимой на Руси много лет назад.
Педагог: Зимой люди не работали в поле, но никогда не бездельничали. Зимы бывал разные – снежные и малоснежные. У нас в этом году зима какая?
Дети: - (снежная, холодная, морозная, суровая).
Педагог: Когда шел снег то брали лопаты и расчищали его, чтобы можно было пройти.
Педагог: Мы с вами жители городка не чистим сами снег, за нас это делают люди какой профессии?
Дети: В городке снег расчищают дворники.
Педагог: мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Женщины управлялись по хозяйству: кормили скот. Скот, который был лишним, продавали на январских ярмарках. Мужчины занимались плотничеством, это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Ведь для постройки изб никогда никого не нанимали, их рубили сами. Самостоятельно делали различную хозяйственно утварь и украшения.
Избу рубили топорами из бревен. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба.
В избе была одна комната - горница, она была и кухней, и спальней.
Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки.
Центральное место в избе занимал - стол, он был большим, прямоугольным и его обязательно покрывали скатертью. За столом, на обед собиралась вся большая семья - дедушки, бабушки, родители и много ребятишек. Пили чай из самовара с баранками и медом, а самовар считался душой каждого дома.
По вечерам, после ужина, за столом все собирались и рукодельничали, то есть делали различные предметы своими руками. В русской избе почти все было сделано руками самих хозяев. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая; лавки, чтобы спать, такие лавки делались без единого гвоздя,, сундук для вещей.
А самым главным в избе была печка, сердце дома. Печь кормила всю семью, обогревала избу, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. В русской печке варили суп, кашу, тушили мясо. Готовили в чугунках и глиняных горшках (показать).
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие миски), крынки для хранения молока, разных размеров чугуны, кувшины; деревянные миски и ложки, бочки и кадки.
В старые времена воду в дом носили с помощью коромысла и ведер из специального приспособления - колодца. Это сейчас у нас вода льется из крана.
Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Прялка помогала делать нить.
А для зимы, русский народ, делал тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.
Делают валенки из овечьей шерсти
Педагог: Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
- Раньше носили валенки, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше продукты в погребе хранили, а сейчас… (в холодильнике)
- Раньше еду готовили в чугунке, а сейчас …( в кастрюле)
- Раньше воду грели для чая в самоваре, а сейчас …( в чайнике)
Педагог: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Ведь раньше зимой на Руси умели по-настоящему веселиться. Телевизоров не было, радио и компьютеров тоже, а морозный воздух так и манил всех на улицу.
Ребята, а вы знаете во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы?
Ответы детей…
Педагог: На Руси, благодаря долгим и снежным зимам, существовало множество зимних игр, состязаний и развлечений.
«Катания на коньках»
На Руси коньки были известны с давних времен.
«Катание на санях»
Рядом с искусственными катками нередко устраивались ледяные и деревянные горки. Катались на дровнях, катались на дощечках, катались на салазках и ладейках. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с горы с хохотом и визгом.
«Катание на лыжах»
Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах.
«Снежки»
Одной из самых веселых и популярных зимних забав на Руси с незапамятных времен являются снежки. Первое, что обычно делали дети, как только первый снежок прикрывал землю, — лепили комочки и с радостью запускали их в спину друзьям.
Педагог: В избе так же играли в настольные игры, которые делали своими руками. В одну из таких игр мы с вами сейчас поиграем эта игра называется «Бирюльки».
Правила игры: Бирюльки высыпаются кучей на ровную поверхность. Игроки с помощью специального крючка поочередно вынимают по одной бирюльке, стараясь не пошевелить соседние. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек, либо первым набравший заранее оговоренное количество.
Педагог: Молодцы, ребята, вам понравилось?
Итог:
Ребята, мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной зимней прогулке.
Вам понравилось?
Что нового вы узнали?
А что больше всего вам понравилось?
А какие зимние забавы нравятся вам?
Ответы детей…
Педагог: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
Мы с вами и дальше будем знакомиться с традициями русского народа, народными промыслами, с народными праздниками и играми, с фольклором.
А теперь мне хочется вас угостить вкусным пирожком да чайком.
Литература.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2011.
- Страницы Российской истории. Артемов В. В. М., 2005.
- Родной свой край люби и знай. Герасимова З. М., «Дошкольное воспитание», 2001.
- Русские народные игры. Литвинова М. Ф., М., 2003.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Использованы картинки из интернет - ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...
Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"
Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Гуси-лебеди»
Методическая разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Гуси-лебеди» с детьми среднего дошк...
методическая разработка занятия по познавательному развитию в средней группе "ТРАНСПОРТ"
Πрограмное ϲодержание:-образоʙательная задача: продолжать заĸреплять знания детей о различных ʙидах транϲпорта (наземный, ʙодный, ʙоздушный, ϲпециальный); раϲĸрыть значение транϲпорта ʙ жизни лю...
Методическая разработка.Занятие по познавательному развитию на тему:" Наши домашние животные"
Эта разработка содержит в себе материал , который раскрывает тему о домашних животных согласно данному возрасту( 3-4 года).Разработка состоит из загадок о животных, различных игр, которые содержат в с...
Методическая разработка.Занятие по познавательному развитию:" Дикие животные"
Эта методическая разработка содержит в себе беседы, объяснения, рассказы о диких животных.Играя и обсуждая тему, дети легко ориентируются в данном материале, который был для них представлен.Все задани...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в подготовительной группе Тема занятия: «Россия – Родина моя»
Обобщение знаний детей о Родине; знакомство с логико-математическими играми В.В. Воскобовича...