Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия (средняя группа)

Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна

Конспект занятия «Хлеб — всему голова»

Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova_2024.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Миляш» с.Кунашак

Конспект занятия

в средней группе

на тему «Хлеб — всему голова»

Автор-составитель: воспитатель

первой квалификационной категории

Шигаутдинова Г.С.

2024 г.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова»

Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Задачи занятия:

Образовательная: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Активизировать словарный запас. Учить употреблять простые распространенные предложения.

Развивающая: развивать разговорную и связную речь, умение отвечать на вопросы, закреплять умение выразительно рассказывать стихотворения и отгадывать загадки, познакомить с пословицами о хлебе; развивать логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Методы и приемы: беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровой прием;

Оборудование: колоски пшеницы, иллюстрации.

Планируемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.

Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебобулочные изделия, хлебороб, комбайн, жатва, мукомол, пекарня, пекарь, хлебозавод

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас есть сюрприз. Вы чувствуете аромат? Что же так вкусно пахнет? Отгадав загадку, вы узнаете, что же у меня лежит на подносе под закрытой салфеткой.

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали?

Дети: Это хлеб.

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Как гласит пословица «Хлеб наше Богатство - береги его!» Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.

Воспитатель (поднимает хлеб).

- Степа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!

Степа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Воспитатель: Как тебе, Степа, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Степа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и никакой трудности.

Воспитатель: Ты, Степа, не прав и многого не знаешь, оказывается.

Давайте, ребята, расскажем Степе, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Степа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Готов проделать путь от колоска до хлеба?

Степа: да, я очень люблю путешествовать, ребята, возьмите меня с собой.

Воспитатель: хорошо. У меня есть волшебный колосок, он нам поможет начать наш рассказ.

Стихотворение читает ребенок: (Алина)

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях-

Попадет на стол в хлебах.

На столе лежат колосья пшеницы, в мисочке мука, хлебобулочные изделия.

Дети рассматривают колосья пшеницы.

Воспитатель: Дети, скажите, из какой муки печётся ржаной хлеб? Какого цвета такой хлеб? (Показ ржаного хлеба)

Дети:

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку. Какого она цвета? Из нее печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Каждый день у нас на стол в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»

Подбор прилагательных к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, называют прилагательные к слову хлеб. Например- хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не выбрасывать и не крошить хлеб на пол. Ведь он прошёл долгий путь, прежде чем оказался на полке в магазине. А хотите я расскажу вам, как он попал в магазин?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Людей, которые выращивают хлеб называют хлеборобами. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. Кто управляет трактором?

Дети: тракторист!

Воспитатель: И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять зерно! Начинается посевная. (слайды 1,2)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «Зёрнышко»

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку (потянулись)

С ветерком оно играет, (руки вверх)

Ветерок его качает, (прогнулись)

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет! (наклоны туловища, присели)

Сколько в поле колосков-

Столько сделаем шагов (ходьба до 5)

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться)

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пщеница. (наклоны в сторону)

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! (прыжки до 5)

Воспитатель: Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на склад. А как вы думаете, куда везут потом зерно?

Дети: На мельницу. (слайд 6,7)

Воспитатель: Правильно, и там мукомол- занимается размолом зерна в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно! Там пекари пекут разные хлебобулочные изделия и хлеб (слайд 8). Давайте и мы превратимся в пекарей, замесим тесто для хлеба.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)

А из теста мы слепили (показать, как лепим пирожки),

Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки.

Всё мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)

Очень вкусные пирожки! (гладят живот)

Воспитатель: А из пекарни, когда хлеб испечётся, его погрузят на машины и отвезут в магазины. (слайд№9)

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Рефлексия:

Воспитатель: Сейчас ребята давайте вспомним профессии людей связанные с изготовлением хлеба.

Кто сеет хлеб? (хлебороб)

Кто работает на комбайне?

Кто работает на мельнице? (Мукомол)

Кто печет хлеб? (Пекарь)

Кто продает хлеб? (Продавец)

Ответы детей.

Воспитатель: Так, как нужно обращаться с хлебом?

Дети: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.

Степа: Я все понял, ребята!

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: правильно, Степа. Мы рады, что ты все понял.

Степа: спасибо вам, ребята! Теперь, я не когда не буду бросать хлеб. До свидания!

Мальчик прощается, уходит.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Молодцы, вы ответили на все мои вопросы, много интересного узнали сегодня. Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда.

Воспитатель: У меня есть для вас угощение!

Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

Я одна его не съем, разделю ребятам всем.

Самоанализ занятия

в средней группе

на тему «Хлеб — всему голова»

Тема занятия была предложена в соответствии с темой краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова». При планировании я опиралась на задачи основной общеобразовательной программы, соответствующие данному возрасту детей.

Выбрана занимательная форма организации детской деятельности – игра-путешествие. Форма проведения занятия групповая.

Данное мероприятие состояло из трёх взаимосвязанных этапов, в ходе которых дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия. Данная структура занятия оправдана, т. к. каждый этап был направлен на решение определённых задач, с применением различных методов и приёмов (информационно-рецептивный, исследовательский и репродуктивный). Организация занятия - совместная деятельность взрослого и ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Постоянная смена деятельности позволила организовать оптимальный, для данного мероприятия, двигательный режим, предотвратить усталость детей, а красочный, яркий демонстрационный материал помог удержать внимание.

В непосредственно образовательной деятельности мною осуществлялся индивидуальный дифференцированный подход, малоактивные дети чаще вовлекались в беседу, им уделялось больше внимания.

Для мотивации детей я использовала художественное слово под музыкальное сопровождение с внесением свежевыпеченного каравая и возникновением проблемной ситуации с мальчиком Степой.

Я считаю, что мне удалось создать положительную психологическую атмосферу и добиться поставленных задач. Занятие было красочным, насыщенным и интересным. Поставленной цели мы достигли. Дети с увлечением участвовали в разговоре, достигли предполагаемых результатов. Детям интересно получать знания об окружающем мире, они смело высказывали свои мысли, делали выводы и самое главное, я вызвала желание беречь хлеб, относиться к нему бережно, уважать труд хлеборобов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

                               Тема:  «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"

Это занятие  помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...

Конспект занятия «Хлеб- всему голова»

Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания,  и воспитания в детях  уважительного отношения к труду людей.  Тема «Хлеб- в...

Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"

Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия " Хлеб-всему голова"

Конспект занятия для подготовительной группы....

Конспект занятия" Хлеб всему - голова"

Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи:   Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...