Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova_2024.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Миляш» с.Кунашак
Конспект занятия
в средней группе
на тему «Хлеб — всему голова»
Автор-составитель: воспитатель
первой квалификационной категории
Шигаутдинова Г.С.
2024 г.
Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи занятия:
Образовательная: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Активизировать словарный запас. Учить употреблять простые распространенные предложения.
Развивающая: развивать разговорную и связную речь, умение отвечать на вопросы, закреплять умение выразительно рассказывать стихотворения и отгадывать загадки, познакомить с пословицами о хлебе; развивать логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Методы и приемы: беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровой прием;
Оборудование: колоски пшеницы, иллюстрации.
Планируемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.
Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебобулочные изделия, хлебороб, комбайн, жатва, мукомол, пекарня, пекарь, хлебозавод
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас есть сюрприз. Вы чувствуете аромат? Что же так вкусно пахнет? Отгадав загадку, вы узнаете, что же у меня лежит на подносе под закрытой салфеткой.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Дети: Это хлеб.
Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Как гласит пословица «Хлеб наше Богатство - береги его!» Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.
Воспитатель (поднимает хлеб).
- Степа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Степа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель: Как тебе, Степа, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Степа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и никакой трудности.
Воспитатель: Ты, Степа, не прав и многого не знаешь, оказывается.
Давайте, ребята, расскажем Степе, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Степа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.
Готов проделать путь от колоска до хлеба?
Степа: да, я очень люблю путешествовать, ребята, возьмите меня с собой.
Воспитатель: хорошо. У меня есть волшебный колосок, он нам поможет начать наш рассказ.
Стихотворение читает ребенок: (Алина)
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях-
Попадет на стол в хлебах.
На столе лежат колосья пшеницы, в мисочке мука, хлебобулочные изделия.
Дети рассматривают колосья пшеницы.
Воспитатель: Дети, скажите, из какой муки печётся ржаной хлеб? Какого цвета такой хлеб? (Показ ржаного хлеба)
Дети:
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку. Какого она цвета? Из нее печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Каждый день у нас на стол в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор прилагательных к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, называют прилагательные к слову хлеб. Например- хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не выбрасывать и не крошить хлеб на пол. Ведь он прошёл долгий путь, прежде чем оказался на полке в магазине. А хотите я расскажу вам, как он попал в магазин?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Людей, которые выращивают хлеб называют хлеборобами. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. Кто управляет трактором?
Дети: тракторист!
Воспитатель: И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять зерно! Начинается посевная. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «Зёрнышко»
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку (потянулись)
С ветерком оно играет, (руки вверх)
Ветерок его качает, (прогнулись)
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет! (наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков-
Столько сделаем шагов (ходьба до 5)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пщеница. (наклоны в сторону)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 5)
Воспитатель: Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на склад. А как вы думаете, куда везут потом зерно?
Дети: На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там мукомол- занимается размолом зерна в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно! Там пекари пекут разные хлебобулочные изделия и хлеб (слайд 8). Давайте и мы превратимся в пекарей, замесим тесто для хлеба.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)
А из теста мы слепили (показать, как лепим пирожки),
Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки.
Всё мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)
Очень вкусные пирожки! (гладят живот)
Воспитатель: А из пекарни, когда хлеб испечётся, его погрузят на машины и отвезут в магазины. (слайд№9)
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Рефлексия:
Воспитатель: Сейчас ребята давайте вспомним профессии людей связанные с изготовлением хлеба.
Кто сеет хлеб? (хлебороб)
Кто работает на комбайне?
Кто работает на мельнице? (Мукомол)
Кто печет хлеб? (Пекарь)
Кто продает хлеб? (Продавец)
Ответы детей.
Воспитатель: Так, как нужно обращаться с хлебом?
Дети: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.
Степа: Я все понял, ребята!
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: правильно, Степа. Мы рады, что ты все понял.
Степа: спасибо вам, ребята! Теперь, я не когда не буду бросать хлеб. До свидания!
Мальчик прощается, уходит.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
Молодцы, вы ответили на все мои вопросы, много интересного узнали сегодня. Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда.
Воспитатель: У меня есть для вас угощение!
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Самоанализ занятия
в средней группе
на тему «Хлеб — всему голова»
Тема занятия была предложена в соответствии с темой краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова». При планировании я опиралась на задачи основной общеобразовательной программы, соответствующие данному возрасту детей.
Выбрана занимательная форма организации детской деятельности – игра-путешествие. Форма проведения занятия групповая.
Данное мероприятие состояло из трёх взаимосвязанных этапов, в ходе которых дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия. Данная структура занятия оправдана, т. к. каждый этап был направлен на решение определённых задач, с применением различных методов и приёмов (информационно-рецептивный, исследовательский и репродуктивный). Организация занятия - совместная деятельность взрослого и ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Постоянная смена деятельности позволила организовать оптимальный, для данного мероприятия, двигательный режим, предотвратить усталость детей, а красочный, яркий демонстрационный материал помог удержать внимание.
В непосредственно образовательной деятельности мною осуществлялся индивидуальный дифференцированный подход, малоактивные дети чаще вовлекались в беседу, им уделялось больше внимания.
Для мотивации детей я использовала художественное слово под музыкальное сопровождение с внесением свежевыпеченного каравая и возникновением проблемной ситуации с мальчиком Степой.
Я считаю, что мне удалось создать положительную психологическую атмосферу и добиться поставленных задач. Занятие было красочным, насыщенным и интересным. Поставленной цели мы достигли. Дети с увлечением участвовали в разговоре, достигли предполагаемых результатов. Детям интересно получать знания об окружающем мире, они смело высказывали свои мысли, делали выводы и самое главное, я вызвала желание беречь хлеб, относиться к нему бережно, уважать труд хлеборобов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Хлеб всему голова"
Тема: «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"
Это занятие помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...
Конспект занятия «Хлеб- всему голова»
Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания, и воспитания в детях уважительного отношения к труду людей. Тема «Хлеб- в...
Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"
Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...
Конспект занятия " Хлеб-всему голова"
Конспект занятия для подготовительной группы....
Конспект занятия" Хлеб всему - голова"
Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи: Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...