Волшебный мир сказок
проект (младшая группа)
Тип проекта: творческий, информационно-практический
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: с 20 октября 2023 по 24 марта 2024г
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта: в современном мире, в век информационных технологий дети большую часть свободного времени проводят у телевизора или компьютера, как показала диагностика, дети не знают названия сказок, не умеют рассказывать их, не интересуются книгами, все это в большой мере влияет на развитие связной речи детей и на такие психические процессы как воображение и фантазия. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать! Тогда как общение с родителями, зачастую, сводится к обсуждению и решению только физиологических и бытовых проблем. Поверхностные знания родителей о сказке, как произведении искусства и применения её для обыгрывания с детьми в разных видах театра, отсутствие внимания родителей и детей к театру приводит в наше время к тому, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Гипотеза: приобщение детей к сказке и развитие устойчивого интереса к ней через театрализованную деятельность – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, застенчивости, обучение чувствованию и художественному воображению, познанию окружающего мира, расширения словарного запаса ребенка.
Всё это может дать ребёнку театр – то место, где ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания, сострадания к героям.
Ожидаемый результат:
Знания:
- сформирован интерес детей к народным и авторским сказкам;
- названия сказок по программе старшего дошкольного возраста;
- сформирован интерес детей к разного вида театрам, театральным постановкам, театральному искусству, представления о нем;
Умения:
- пересказ знакомых сказок;
- самостоятельно созданные иллюстрации к сказкам;
- изготовление сказочных масок из бумаги и других подручных средств;
- изготовление сказочных героев из пластилина;
- сформирована способность вживаться в образ персонажа, передавать его характер интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
Навыки:
- формирование коммуникативных навыки и нравственных качеств;
- развитие творческих способностей у детей и личности ребенка через различные виды детской театрализованной деятельности;
Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ и компетенцию родителей по вопросам значения прочтения народных и авторских сказок, театральных постановках и театрализованной деятельности.
Цель проекта: приобщение детей к театральной деятельности через погружение в сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkroysya_skazka.docx | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но откликается на события и
явления окружающего мира,
выражает свое отношение к добру и злу.
В.А. Сухомлинский
Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль детских сказок в развитии детей многообразна: от развития фантазии до развития правильной речи. Сказка сопровождает человека всю жизнь. Жанр сказки самый доступный для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен: дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Каким образом глубже всего можно раскрыть Сказку для дошкольника? Безусловно, её можно прочитать, можно увидеть на сцене в театре. Но любая сказка засияет глубокими мыслями и яркими чувствами если сыграть её вместе с детьми в детском саду.
Театрализованные представления помогают детям сблизиться с персонажами сказки, пережить их победы и поражения, радость и счастья.
Театр может всё или почти всё. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придаёт уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Паспорт проекта «Откройся сказка»
Тип проекта: творческий, информационно-практический
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: с 20 октября 2023 по 24 марта 2024г
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта: в современном мире, в век информационных технологий дети большую часть свободного времени проводят у телевизора или компьютера, как показала диагностика, дети не знают названия сказок, не умеют рассказывать их, не интересуются книгами, все это в большой мере влияет на развитие связной речи детей и на такие психические процессы как воображение и фантазия. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать! Тогда как общение с родителями, зачастую, сводится к обсуждению и решению только физиологических и бытовых проблем. Поверхностные знания родителей о сказке, как произведении искусства и применения её для обыгрывания с детьми в разных видах театра, отсутствие внимания родителей и детей к театру приводит в наше время к тому, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Гипотеза: приобщение детей к сказке и развитие устойчивого интереса к ней через театрализованную деятельность – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, застенчивости, обучение чувствованию и художественному воображению, познанию окружающего мира, расширения словарного запаса ребенка.
Всё это может дать ребёнку театр – то место, где ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания, сострадания к героям.
Ожидаемый результат:
Знания:
- сформирован интерес детей к народным и авторским сказкам;
- названия сказок по программе старшего дошкольного возраста;
- сформирован интерес детей к разного вида театрам, театральным постановкам, театральному искусству, представления о нем;
Умения:
- пересказ знакомых сказок;
- самостоятельно созданные иллюстрации к сказкам;
- изготовление сказочных масок из бумаги и других подручных средств;
- изготовление сказочных героев из пластилина;
- сформирована способность вживаться в образ персонажа, передавать его характер интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
Навыки:
- формирование коммуникативных навыки и нравственных качеств;
- развитие творческих способностей у детей и личности ребенка через различные виды детской театрализованной деятельности;
Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ и компетенцию родителей по вопросам значения прочтения народных и авторских сказок, театральных постановках и театрализованной деятельности.
Цель проекта: приобщение детей к театральной деятельности через погружение в сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Задачи проекта:
образовательные:
- знакомить с жанровыми особенностями, структурой, сюжетами сказок;
- расширять представления детей о народных и авторских сказках;
- изучить историю происхождения сказки, сказочных героев;
- формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;
- формировать у детей представления о театральном искусстве;
- познакомить детей с разными видами детских театров;
- познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать и передавать эмоциональные состояния других
развивающие:
- развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников, устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства, интерес к литературе, театрализованной деятельности;
- развивать навыки творческого рассказывания, коммуникативные и художественные навыки, творческие и актерские способности детей;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к чтению, к сказкам, желание быть похожим на положительных сказочных героев, бережное отношение к книгам;
- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость и тп);
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, раскрыть ценности совместного творчества.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Виды использованных технологий:
- Технология игровой деятельности
- Технология интегрированного занятия
- Технология развития творческих способностей детей
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (20-25октября)
2. Основной этап работы (25 октября – 15 марта)
3. Заключительный этап (19 – 24 марта)
Продукт реализации проекта:
- Постановка и видеосъёмка театрализованного представления по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
- Создание видеофильма по отснятому материалу музыкальной сказки «Аленький цветочек» для презентации родителям и воспитанникам других групп МОУ СОШ №28 Д/О №4».
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап
- Изучение интереса детей для определения темы и целей проекта.
- Выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.
- Составление плана реализации основного этапа проекта.
- Сбор и анализ методической литературы.
- Изучение педагогического опыта по организации и руководству театрализованной деятельностью.
- Подборка художественной литературы, иллюстраций, картин, аудио и видеоматериала по темам занятий.
- Подборка дидактических и речевых игр.
- Разработка конспектов организационной образовательной и совместной партнерской деятельности детей и взрослых.
- Проведение беседы с родителями на тему проекта.
- Распределение ролей и организация репетиций спектакля.
2. Основной этап работы
Познавательное развитие:
Беседы:
- Беседа «Что такое сказка?»;
- Беседа «Что за прелесть эти сказки…»;
- Беседа «Сказка - кладезь народной мудрости»;
- Беседа «Знакомство с театром»;
- Беседа «Театр – волшебный мир»;
- Беседа «Видами театра»;
- Беседа «Эмоции»;
- Беседа – ролевая игра «Театральная азбука»;
Организованная образовательная деятельность:
- Викторина «В мире материалов».
- Викторина «Путешествие в страну сказок».
- Игра - путешествие по сказке «Аленький цветочек».
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
- Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации);
- Составление описательному рассказа по ролям по сказке «Три поросенка» с применением магнитного театра;
- Рассказа по картинкам теме «Одежда для театр»;
- Рассказа по картинкам по стихотворению А.Л. Барто «В театре»;
- Заучивание ролей к итоговому спектаклю;
Организованная образовательная деятельность:
- «Сказка в гости к нам приходит»;
- «Путешествие по сказкам Андерсена».
Чтение художественной литературы:
- Чтение и обсуждение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
- Загадки о сказках, героях сказок;
- Чтение и обсуждение русских народных сказок:
«Иван-царевич и серый волк», «Сивка бурка», «Василиса Прекрасная», «Хаврошечка», «По-щучьему велению», «Белая уточка»:
- Чтение и обсуждение произведений А.С. Пушкина:
«У Лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- Чтение и обсуждение сказок Г.Х. Андерсена:
«Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»;
- Прослушивание стихотворений о театре.
Художественно – эстетическое развитие:
Рассматривание иллюстраций к сказкам, написанные знаменитыми русскими художниками:
- В.М. Васнецов: «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (1881-1898), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Царевна-лягушка» (1918), «Спящая царевна» (1900-1926);
- И.Я. Билибин: «Иван-царевич» (1899), «Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги» (1900), «Баба Яга» (1900), «Василиса Прекрасная и белый всадник» (1900), «Сказка о царе Салтане» (1905);
- М.А. Врубель: «Царевна-Лебедь» (1900), «Богатырь» 1898, экран для камина "Гвидон" (1890), "Гоород Леденец. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" для Русской частной оперы в Москве." (1900).
Рисование:
- «Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек»»;
- «Чудище» (техника Штампизм);
- Расскраски по сказкам.
Аппликация:
- Коллективная работа «Торговая флотилия Купца»;
- «Сказочный дворец Чудища».
Лепка:
- «Волшебный лес» (техника Миллефиори);
- «Злат венец» (техника Пластилинография).
Музыка:
- «Аленький цветочек» на музыку Фомы Александровича Гартмана, поставленный в 1907 году в Мариинском театре;
- Просмотр отрывков балета «Аленький цветочек» на музыку Климентия Аркадьевича Корчмарёва, впервые поставленный в 1949 году в Новосибирском театре;
- «Аленький цветочек» — опера-мюзикл Алины Новиковой, поставлена в 2014 году в Санкт-Петербургской Филармонии для детей и юношества;
- Разучивание танцевально – ритмические движения «Феи цветов», «Вальс цветов» П.И. Чайковский;
- Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
- «Будьте внимательны и найдите ошибки»;
- «Кто лишний»;
- «Кого не хватает?»;
- «Из какой сказки фраза?»;
- «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам);
- «Отгадай сказку по отрывку»;
- «Придумаем новое название, окончание сказки»;
- «Собери сказку по порядку и наоборот»;
- «Узнай по контуру»;
- «Сложи из частей»;
- «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев);
- «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»;
- «Назови ласково».
Сюжетно - ролевые игры:
- «Салон красоты»;
- «В театре».
Театрализованные игры, выбранные по картотеке или придуманные по собственному сценарию:
- Пальчиковый театр;
- Настольный театр;
- Магнитный театр;
- Театр масок;
- Ролевой театр.
Физическое развитие:
- Утренняя гимнастика «Герои сказок»;
- Игры по психогимнастике;
- Физкультминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика.
Организованная деятельность в режимных моментах:
Конструирование:
- «Аленький цветочек» (техника Оригами);
- «Дом Купца» (из деревянного конструктора);
- «Замок Чудища» (из конструктора Лего)
Сотрудничество с родителями:
- Беседа с родителями на тему «Знакомство с проектом»;
- Чтение сказок с детьми;
- Консультация для родителей на тему: «Развитие творческой личности ребенка через сказку»;
- Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»;
- Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»;
- Консультация для родителей «Играем в кукольный театр дома»;
- Домашние задания для родителей и детей (беседа «Как появилась сказка?», изготовление поделок, рисование иллюстраций к знакомым сказкам, изготовление масок к сказкам);
- Помощь в изготовлении костюмов атрибутов и декораций к театрализованному представлению по мотивам сказки «Аленький цветочек»;
- Работа по подготовке к постановке театрализованному представлению: разучивание ролей, музыкального материала.
3. Заключительный этап
- Постановка и видеосъёмка театрализованного представления по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
- Презентации родителям и воспитанникам других групп МДОУ «Бригантина» видеофильма «Аленький цветочек».
Рефлексия.
Проанализировав результаты диагностики, можем отметить, что у детей повысился интерес к сказкам и театральным постановкам, закрепились знания о том, что сказки бывают народные и авторские, волшебные, социально-бытовые, терапевтические, сказки о животных. Ребята узнали о многообразии видов театра, его основных составляющих.
Была подтверждена гипотеза о том, приобщение детей к сказке через театрализованную деятельность служит эмоциональному раскрепощению ребёнка, снятию зажатости, застенчивости, развитию художественному воображению, познанию окружающего мира, расширения словарного запаса ребенка.
Список литература:
- Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
- Доронова Т.Н. Парциальная программа «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» М. ОБРУЧ 2014 г.
- Доронова Т.Н. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
- Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику». Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
- Макушкина С.В. Парциальная программа «Умные игры в добрых сказках», -СПб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019.
- Устюжанина С.А. Дорога добра: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; Практико-административной работы, 2012., № 4.
- Чистякова М.И. Психогимнастика, 2-е изд.М: Просвещение,1995.
- Сборники русских народных сказок, авторских сказок русских и зарубежных писателей, сказок народов мира.
- https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-51.shtml
- https://bel8.tvoysadik.ru/site/pub?id=47
- https://avangardpress.ru/nedelya-teatra-v-detskom-sadu-skazka/
- https://detsad61.odinedu.ru/assets/img/detsad61
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/25/proekt-v-gostyah-u-skazki
- https://znanio.ru/media/proekt-v-gostyah-u-skazki-2665024
- https://pedsovet.su/load/309-1-0-53882
- https://www.livemaster.ru/topic/2302639-v-gostyah-u-skazki-skazochnye-personazhi-na-polotnah-hudozhnikov-vasnetsova-i-bilibina
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебная страна сказок"
Проект "Волшебная страна сказок" исследовательско-творческий, долгосрочный для детей средней группы...
Сценарий спортивного праздника в старшей группе "Волшебный мир сказок"
Сценарий спортивного праздника в старшей группе«Волшебный мир сказок»Задачи: · Закреплять имеющийся двигательный опыт у детей в о...
"Волшебная книга сказок"
Со сказками дети знакомятся с раннего детства. Дома и в детском саду взрослые читают им сказки....
Викторина "Волшебная страна сказок"
Викторина для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей с использованием игры в формате PowerPoint...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная книга сказок"
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: « Волшебная книга сказок »(рисование-фантазирование) Задачи: Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость...
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...
Интегрированная НОД в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Путешествие по волшебной стране сказок"
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...