Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква Ч»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Черкасова Ольга Николаевна

 

Знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч;  продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_ch.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква Ч»

Программное содержание:

 Образовательные задачи: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч;  продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.

Развивающие задачи: развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;  мелкой и общей моторики; слухового внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к друг другу.

Ход занятия.

Организационный момент.

-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)

-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу.  В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.

Станция «Игралочка»

Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.

-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)

- -Как поют ножницы? (чик-чик-чик)

Станция «Звукоград»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?

Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.

 Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

 Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

 Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).

 Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.

 Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Игра 1«Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».

Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, у вас  в тетради нарисованы картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте найдем картинки, в названии которых есть звук (ч) и отметим галочкой.

(улитка ,ключ, кот , мяч,сачок).

Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

-ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А Поставьте  зеленым карандашом  кружочек   в соответствии с местом нахождения звука в слове :  в начале, в середине, в конце. Дети выполняют задание.

 Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

 Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

 Станция «Физкультурная»

 Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Рот открыл.

Смотрю я в небо.

Вправо-влево,

Здесь я не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх!

Крылья вниз!

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Звуковой анализ слов  «часы»,  «чайник», «чашка»

 Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

Дети:

- «Чччасы» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)

- «Чааасы»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

- «Часссы»- третий звук (с). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; твердый . Этот звук обозначается  синей  фишкой. 

- «Часыыыы»- четвертый звук (ы). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой. 

 - Сколько всего звуков в слове «часы»? (четыре)

- Сколько всего гласных звуков? (два)

- Назовите гласные звуки. (а), (ы)

- Сколько всего в слове «часы» согласных звуков? (два). Назовите их.

-Сколько в слове слогов? (два)

-Какой слог ударный? (второй)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Станция «Буквоград»

Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.

(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)

Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам заштриховать .

Воспитатель. Напишем печатную  букву по образцу.

 Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.

Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?

 Вы - умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...