Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства, является чрезвычайно важным педагогическим материалом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Книга – одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребенок. Происходит эта встреча с ранних лет: детям читают книги в семье, в детском саду. Книги для маленьких детей бывают разной формой: книжка – игрушка, книжка-образ; книжка-ширма; музыкальная книга и др. Размер и вес книги должен быть небольшие, чтобы ребёнок самостоятельно мог брать книгу. Книга для ребенка состоит из текста художественного произведения (это может быть: потешки, прибаутки, стихи, сказки, рассказы) и художественной иллюстрацией, которая тесно сливается с текстом.
Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были Ю. Васнецов, Е. Рачев, И. Билибин, В. Чижиков и др. У каждого из них своя техника выполнения иллюстрации и свое видение сюжета произведения.
Не которые детский писатели, сами иллюстрировали свои произведения: Сутеев В.Г. художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор; Чарушин Е. И. график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист; Лаптев А.М. художник-график, писатель и др.
Евгения Александровна Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, изба, море, самолет, ракета и др.
Иллюстрации в книге выполняют следующие функции.
- Познавательная функция помогает показать читателю-ребенку реалии той жизни, о которой пишет писатель, рассказать о неизвестных ему прежде предметах, действиях.
- Воспитательная функция Те или иные оценочные моменты, отраженные в иллюстрации, более отчетливо понимаются читателем, чем из текста, воздействуя на эмоциональную сферу личности через зрительное восприятие, формируя тем самым определенное отношение к героям и их поступкам. Рисунок может помочь расставить акценты, понять суть описанного события. Иллюстрация несёт в себе высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д., (а через просмотр иллюстрации эти понятия будут наглядными и олицетворенными.)
- Эстетическая функция формирует вкус ребенка, дает ему начальное представление об искусстве, иллюстрации недолжны быть низкого художественного уровня.
- Дополняющая функция, иллюстрация расширяет понимание текста, уточняет его. Она помогает детям сформировать свое отношение к персонажам, событиям.
В группе детского сада книги находятся в «Книжном уголке», доступны для детей. Воспитатель читает книгу одному ребенку или группе детей, рассматривая иллюстрацию происходит беседа. Например, стихотворение А. Барто «Грузовик»:
Воспитат. спрашивает: - Кто это? Ребёнок отвечает: -Кот.
Воспитат. спрашивает: - Куда мальчики посадили кота? Ребёнок отвечает: -В машину.
Воспитатель объясняет детям, что так делать нельзя, потому что кот живой, он испугался. Это плохой поступок. На машине перевозят груз.
В следующий раз при рассмотрении иллюстрации к данному произведению, дети сами больше объяснят, расскажут и покажут.
Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.
Например, после прочтения и рассмотрения иллюстраций к русской народной сказке «Колобок», дети с интересом занимались аппликацией «Колобок на окошке»;
ребята нарисовали овальное «Золотое яичко» после рассмотрения иллюстраций и прочтения русской народной сказки «Курочка Ряба»;
во время беседы при рассмотрении иллюстраций к стихотворению Оксаны Ивановой «Мишка косолапый по лесу идет…», был предложен другой конец стихотворения «Больше я не буду все пугаться, А по лесу с другом весело прогуляться», при помощи пластилинографии дети сделали картину «Друзья медведи»
Педагог в детском саду должен выбирать детскую книгу соответственно возрасту ребенка. Где изображения предметов, человека, животных должны быть конкретными, чёткими, точными, ясными и простыми. Если это мяч, то он непременно должен быть круглым, так как это его основной признак. В рисунке должны быть переданы характер человека и его душевное состояние, отображены моменты движения, определённые жесты, мимика. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него яркая, многокрасочная обложка, цветные рисунки.
Иллюстрации не только способствуют формированию художественного вкуса, а также развивают у детей интерес к книге, развивают речь детей, обогащают словарный запас, активизируют память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551202-1418648566.jpg)
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856200-1479976659.jpg)
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/04/picture-751870-1457090697.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840441-1477932364.jpg)
Технология лэпбук как средство позновательно – речевого развития детей раннего возраста
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более довер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841711-1478079551.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ «МУЗЫКА С МАМОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1212518-1580591101.jpg)
презентация "Малые фольклорные жанры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС"
презентация предназначена для воспитателей второй группы раннего возраста...
Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»
Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, ...