Проект "Сказка в музыке"
проект (подготовительная группа)

Джафарова Ксения Петровна

Тема: «Сказка в музыке».

Вид проекта: краткосрочный (2 недели).

Вид деятельности: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проекта

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Цель:

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.

Задачи:

1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.

2.  Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.

3.  Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.

4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.

Образовательные области:

- художественно-эстетическое развитие

- социально – коммуникативное развитие

- речевое развитие

- познавательное развитие

Ресурсное обеспечение проекта:

- средства ИКТ ( компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат).

- учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература).

Выставки, наглядный материал и т.д.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Механизмы реализации проекта

Методы проекта

Формы организации проекта

Наглядные :

 

Словесные :

 

 

 

 

Практические :

 - ООД

- рассматривание иллюстраций

 - Беседы

 - чтение художественной литературы

- заучивание пословиц, скороговорок, стихов

 - игры

 - Трудовая деятельность.

 - Проблемные ситуации.

- Досуги и развлечения.

                      Этапы разработки и реализации проекта

  1. Подготовительный.

Цель: Создание условий для выполнения задач проекта.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

С детьми (в совместной деятельности 1-я и 2-я половина дня)

Беседы, опросы, музыкальные игры, дидактические упражнения и т.д.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Изучение интернет ресурсов.

Сбор материала, подбор дидактических игр и т.д.

Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки:

- М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

-«Гном»,

-«Избушка на курьих ножках»,

-«Старый замок».

Создание «мини-галереи» репродукций картин:

- В.Гартмана «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок»;

- И.Шишкина «Темный лес»;

- И.Левитана «Березовая роща»; - Г.Кондратенко «Руины старого замка»;

-Портреты композиторов М.П.Мусоргского и

П.И. Чайковкого.

-Портреты художников В.Гартмана,  И.Шишкина, И.Левитана, Г.Кондратенко.

Активизация детей, повышение интереса к теме проекта.

 

Пополнение библиотечки проекта.

Создание презентаций.

Накопление и систематизация материала по проблеме.

С родителями:

Анкетирование родителей, опросы, консультации.

(определение возможности участия родителей в реализации проекта)

Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста»

Активизация родителей, их участие в проекте.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы.

Оформление уголка в музыкальном зале, соответствующей теме.

Изготовление атрибутики для игровой деятельности и т.д.

  1. Основной этап

Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

С детьми.

Образовательная деятельность:

Организация образовательной деятельности  на тему «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Организация образовательной деятельности на тему «Сказка в музыке»

Чтение художественной литературы:

- М.Липскеров «Маленький гном Вася»;

-Т.Минченко «Листопадный гном»;

- Ш.Перро «Спящая красавица»;

- русские народные сказки.

Продуктивная деятельность:

Рисование «Любимая сказка»,

Совместная трудовая деятельность

Создание ролика.

Двигательная деятельность:

Физ.минутки; пальчиковая гимнастика; русские народные подвижные игры, танцы, песни, хороводные игры.

 

 

Разработка планов конспектов деятельности.

Систематизировать и расширить представление детей о русско-народных сказках,

способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое.

Повышение интереса, уточнение и закрепление представлений в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

Выставки детских работ.

 

Способствовать развитию творчества, эстетического восприятия.

Удовлетворенность детей деятельностью.

 

Активизация малоактивных детей.

 

 

 

 

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры; рассматривание книг и альбомов,

 продуктивная деятельность (рисование, художественное конструирование);

игровая деятельность:

- сюжетно-ролевые игры «Заинька»

 

 

Развитие познавательной активности и познавательных интересов детей.

 

Развитие творческих способностей.

 

 

Развитие игровых действий.

Совместная деятельность с родителями:

Создание «Костюмы для сказки», «Русский народный костюм».

Активизация вовлеченности родителей в образовательный процесс посредством их активного участия. Осознание родителями важности воспитания у детей с помощью занимательного материала – внимания, заинтересованности, желания поделиться с ровесниками знаниями и умениями; расширение знаний родителей о занимательном материале.

 

  1. Итоговый этап

Цель: Подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Развлечение «Сказка «Стрекоза и муравей»

Представление опыта работы

через творческий подход воспитанников.

 

Заключение

Проект «Формирование основ музыкальной культуры, развитие эмоциональной сферы ребенка через театральную деятельность» показал, что познавательный интерес к  искусству  у  детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного воспитания. Кроме того, материал  по  искусству  обладает  большим эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.  Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  Опытные педагоги, зная   это,  способны посредством искусства воспитать подлинные  эстетические  качества  личности: вкус, способность оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_v_muzyke.docx25.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Сказка в музыке».

Вид проекта: краткосрочный (2 недели).

Вид деятельности: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проекта

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Цель:

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности. 

Задачи:

1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.

2.  Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.

3.  Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.

4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.

Образовательные области:

- художественно-эстетическое развитие

- социально – коммуникативное развитие

- речевое развитие

- познавательное развитие

Ресурсное обеспечение проекта:

- средства ИКТ ( компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат).

- учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература).

Выставки, наглядный материал и т.д.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Механизмы реализации проекта

Методы проекта

Формы организации проекта

Наглядные :

Словесные :

Практические :

 - ООД

- рассматривание иллюстраций

 - Беседы

 - чтение художественной литературы

- заучивание пословиц, скороговорок, стихов

 - игры

 - Трудовая деятельность.

 - Проблемные ситуации.

- Досуги и развлечения.

                      Этапы разработки и реализации проекта

  1. Подготовительный.

Цель: Создание условий для выполнения задач проекта.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

С детьми (в совместной деятельности 1-я и 2-я половина дня)

Беседы, опросы, музыкальные игры, дидактические упражнения и т.д.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Изучение интернет ресурсов.

Сбор материала, подбор дидактических игр и т.д.

Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки:

- М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

-«Гном»,

-«Избушка на курьих ножках»,

-«Старый замок».

Создание «мини-галереи» репродукций картин:

- В.Гартмана «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок»;

- И.Шишкина «Темный лес»;

- И.Левитана «Березовая роща»; - Г.Кондратенко «Руины старого замка»;

-Портреты композиторов М.П.Мусоргского и

П.И. Чайковкого.

-Портреты художников В.Гартмана,  И.Шишкина, И.Левитана, Г.Кондратенко.

Активизация детей, повышение интереса к теме проекта.

Пополнение библиотечки проекта.

Создание презентаций.

Накопление и систематизация материала по проблеме.

С родителями:

Анкетирование родителей, опросы, консультации.

(определение возможности участия родителей в реализации проекта)

Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста»

Активизация родителей, их участие в проекте.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы.

Оформление уголка в музыкальном зале, соответствующей теме.

Изготовление атрибутики для игровой деятельности и т.д.

  1. Основной этап

Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

С детьми.

Образовательная деятельность:

Организация образовательной деятельности  на тему «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Организация образовательной деятельности на тему «Сказка в музыке»

Чтение художественной литературы:

- М.Липскеров «Маленький гном Вася»;

-Т.Минченко «Листопадный гном»;

- Ш.Перро «Спящая красавица»;

- русские народные сказки.

Продуктивная деятельность:

Рисование «Любимая сказка»,

Совместная трудовая деятельность

Создание ролика.

Двигательная деятельность:

Физ.минутки; пальчиковая гимнастика; русские народные подвижные игры, танцы, песни, хороводные игры.

Разработка планов конспектов деятельности.

Систематизировать и расширить представление детей о русско-народных сказках,

способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое.

Повышение интереса, уточнение и закрепление представлений в повседневной жизни.

Выставки детских работ.

Способствовать развитию творчества, эстетического восприятия.

Удовлетворенность детей деятельностью.

Активизация малоактивных детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры; рассматривание книг и альбомов,

 продуктивная деятельность (рисование, художественное конструирование);

игровая деятельность:

- сюжетно-ролевые игры «Заинька»

Развитие познавательной активности и познавательных интересов детей.

Развитие творческих способностей.

Развитие игровых действий.

Совместная деятельность с родителями:

Создание «Костюмы для сказки», «Русский народный костюм».

Активизация вовлеченности родителей в образовательный процесс посредством их активного участия. Осознание родителями важности воспитания у детей с помощью занимательного материала – внимания, заинтересованности, желания поделиться с ровесниками знаниями и умениями; расширение знаний родителей о занимательном материале.

  1. Итоговый этап

Цель: Подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Развлечение «Сказка «Стрекоза и муравей»

Представление опыта работы

через творческий подход воспитанников.

Заключение

Проект «Формирование основ музыкальной культуры, развитие эмоциональной сферы ребенка через театральную деятельность» показал, что познавательный интерес к  искусству  у  детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного воспитания. Кроме того, материал  по  искусству  обладает  большим эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.  Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  Опытные педагоги, зная   это,  способны посредством искусства воспитать подлинные  эстетические  качества  личности: вкус, способность оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....