Проект "Сказка в музыке"
проект (подготовительная группа)
Тема: «Сказка в музыке».
Вид проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид деятельности: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.
Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Цель:
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.
Задачи:
1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.
2. Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.
3. Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.
4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
Ресурсное обеспечение проекта:
- средства ИКТ ( компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат).
- учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература).
Выставки, наглядный материал и т.д.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Механизмы реализации проекта
Методы проекта | Формы организации проекта |
Наглядные :
Словесные :
Практические : | - ООД - рассматривание иллюстраций - Беседы - чтение художественной литературы - заучивание пословиц, скороговорок, стихов - игры - Трудовая деятельность. - Проблемные ситуации. - Досуги и развлечения. |
Этапы разработки и реализации проекта
- Подготовительный.
Цель: Создание условий для выполнения задач проекта.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
С детьми (в совместной деятельности 1-я и 2-я половина дня) Беседы, опросы, музыкальные игры, дидактические упражнения и т.д. Подбор методической, художественной литературы по теме проекта. Изучение интернет ресурсов. Сбор материала, подбор дидактических игр и т.д. Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки: - М.Мусоргский «Картинки с выставки»: -«Гном», -«Избушка на курьих ножках», -«Старый замок». Создание «мини-галереи» репродукций картин: - В.Гартмана «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок»; - И.Шишкина «Темный лес»; - И.Левитана «Березовая роща»; - Г.Кондратенко «Руины старого замка»; -Портреты композиторов М.П.Мусоргского и П.И. Чайковкого. -Портреты художников В.Гартмана, И.Шишкина, И.Левитана, Г.Кондратенко. | Активизация детей, повышение интереса к теме проекта.
Пополнение библиотечки проекта. Создание презентаций. Накопление и систематизация материала по проблеме. |
С родителями: Анкетирование родителей, опросы, консультации. (определение возможности участия родителей в реализации проекта) Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста» | Активизация родителей, их участие в проекте. |
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы. | Оформление уголка в музыкальном зале, соответствующей теме. Изготовление атрибутики для игровой деятельности и т.д. |
- Основной этап
Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
С детьми. Образовательная деятельность: Организация образовательной деятельности на тему «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» Организация образовательной деятельности на тему «Сказка в музыке» Чтение художественной литературы: - М.Липскеров «Маленький гном Вася»; -Т.Минченко «Листопадный гном»; - Ш.Перро «Спящая красавица»; - русские народные сказки. Продуктивная деятельность: Рисование «Любимая сказка», Совместная трудовая деятельность Создание ролика. Двигательная деятельность: Физ.минутки; пальчиковая гимнастика; русские народные подвижные игры, танцы, песни, хороводные игры.
|
Разработка планов конспектов деятельности. Систематизировать и расширить представление детей о русско-народных сказках, способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое. Повышение интереса, уточнение и закрепление представлений в повседневной жизни.
Выставки детских работ.
Способствовать развитию творчества, эстетического восприятия. Удовлетворенность детей деятельностью.
Активизация малоактивных детей.
|
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций, дидактические игры; рассматривание книг и альбомов, продуктивная деятельность (рисование, художественное конструирование); игровая деятельность: - сюжетно-ролевые игры «Заинька» |
Развитие познавательной активности и познавательных интересов детей.
Развитие творческих способностей.
Развитие игровых действий. |
Совместная деятельность с родителями: Создание «Костюмы для сказки», «Русский народный костюм». | Активизация вовлеченности родителей в образовательный процесс посредством их активного участия. Осознание родителями важности воспитания у детей с помощью занимательного материала – внимания, заинтересованности, желания поделиться с ровесниками знаниями и умениями; расширение знаний родителей о занимательном материале. |
- Итоговый этап
Цель: Подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Развлечение «Сказка «Стрекоза и муравей» | Представление опыта работы через творческий подход воспитанников.
|
Заключение
Проект «Формирование основ музыкальной культуры, развитие эмоциональной сферы ребенка через театральную деятельность» показал, что познавательный интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_v_muzyke.docx | 25.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Сказка в музыке».
Вид проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид деятельности: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.
Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Цель:
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.
Задачи:
1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.
2. Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.
3. Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.
4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
Ресурсное обеспечение проекта:
- средства ИКТ ( компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат).
- учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература).
Выставки, наглядный материал и т.д.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Механизмы реализации проекта
Методы проекта | Формы организации проекта |
Наглядные : Словесные : Практические : | - ООД - рассматривание иллюстраций - Беседы - чтение художественной литературы - заучивание пословиц, скороговорок, стихов - игры - Трудовая деятельность. - Проблемные ситуации. - Досуги и развлечения. |
Этапы разработки и реализации проекта
- Подготовительный.
Цель: Создание условий для выполнения задач проекта.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
С детьми (в совместной деятельности 1-я и 2-я половина дня) Беседы, опросы, музыкальные игры, дидактические упражнения и т.д. Подбор методической, художественной литературы по теме проекта. Изучение интернет ресурсов. Сбор материала, подбор дидактических игр и т.д. Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки: - М.Мусоргский «Картинки с выставки»: -«Гном», -«Избушка на курьих ножках», -«Старый замок». Создание «мини-галереи» репродукций картин: - В.Гартмана «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок»; - И.Шишкина «Темный лес»; - И.Левитана «Березовая роща»; - Г.Кондратенко «Руины старого замка»; -Портреты композиторов М.П.Мусоргского и П.И. Чайковкого. -Портреты художников В.Гартмана, И.Шишкина, И.Левитана, Г.Кондратенко. | Активизация детей, повышение интереса к теме проекта. Пополнение библиотечки проекта. Создание презентаций. Накопление и систематизация материала по проблеме. |
С родителями: Анкетирование родителей, опросы, консультации. (определение возможности участия родителей в реализации проекта) Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста» | Активизация родителей, их участие в проекте. |
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы. | Оформление уголка в музыкальном зале, соответствующей теме. Изготовление атрибутики для игровой деятельности и т.д. |
- Основной этап
Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
С детьми. Образовательная деятельность: Организация образовательной деятельности на тему «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» Организация образовательной деятельности на тему «Сказка в музыке» Чтение художественной литературы: - М.Липскеров «Маленький гном Вася»; -Т.Минченко «Листопадный гном»; - Ш.Перро «Спящая красавица»; - русские народные сказки. Продуктивная деятельность: Рисование «Любимая сказка», Совместная трудовая деятельность Создание ролика. Двигательная деятельность: Физ.минутки; пальчиковая гимнастика; русские народные подвижные игры, танцы, песни, хороводные игры. | Разработка планов конспектов деятельности. Систематизировать и расширить представление детей о русско-народных сказках, способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое. Повышение интереса, уточнение и закрепление представлений в повседневной жизни. Выставки детских работ. Способствовать развитию творчества, эстетического восприятия. Удовлетворенность детей деятельностью. Активизация малоактивных детей. |
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций, дидактические игры; рассматривание книг и альбомов, продуктивная деятельность (рисование, художественное конструирование); игровая деятельность: - сюжетно-ролевые игры «Заинька» | Развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. Развитие творческих способностей. Развитие игровых действий. |
Совместная деятельность с родителями: Создание «Костюмы для сказки», «Русский народный костюм». | Активизация вовлеченности родителей в образовательный процесс посредством их активного участия. Осознание родителями важности воспитания у детей с помощью занимательного материала – внимания, заинтересованности, желания поделиться с ровесниками знаниями и умениями; расширение знаний родителей о занимательном материале. |
- Итоговый этап
Цель: Подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Развлечение «Сказка «Стрекоза и муравей» | Представление опыта работы через творческий подход воспитанников. |
Заключение
Проект «Формирование основ музыкальной культуры, развитие эмоциональной сферы ребенка через театральную деятельность» показал, что познавательный интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Открытое занятие по музыке "Музыка весны"
Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия - интегрированное, вид - исследовательское...
Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"
Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....
Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...
"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)
Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Праздник осени Цели: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера • Развивать чувство ритма • Эстетического восприятие средствами музыки • Продолжать формировать певческие и танцевальные навыки • Учить передавать смену характера музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26385735","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...