«Организация опыта работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
материал

Марасан Ирина Александровна

Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.

Так как дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

На базе нашего детского сада ведется постоянная работа с детьми по ранней профориентации во всех возрастных группах. Ежегодно мы планируем мероприятия по данному направлению в годовом плане работы ДОУ. Педагоги отражают работу по ранней профориентации дошкольников в своих рабочих программах и календарных планах воспитательно-образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_raney_proforientatsii.docx17.92 КБ
PDF icon rannyaya_proforientatsiya.pdf1.34 МБ

Предварительный просмотр:

 «Организация опыта работы в ДОУ

по ранней профориентации дошкольников»

Труд строителей всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.

Так как дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

На базе нашего детского сада ведется постоянная работа с детьми по ранней профориентации во всех возрастных группах. Ежегодно мы планируем мероприятия по данному направлению в годовом плане работы ДОУ. Педагоги отражают работу по ранней профориентации дошкольников в своих рабочих программах и календарных планах воспитательно-образовательной деятельности.

В работе с дошкольниками по ранней профориентации мы используем разнообразные методы и приемы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной и продуктивной.

К традиционным методам и приемам по ознакомлению детей с трудом взрослых можно отнести:

 - словесные – беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы;

 - наглядный – наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций;

 - практический – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда;

 - игровой – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:

 - технология проектной деятельности. Данная технология позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В течение последних 3 лет были реализованы следующие проекты:   Хлеб всему голова, Профессия железнодорожник, Все профессии нужны, все профессии важны.

 - технология исследовательской деятельности. Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирования).

 - технология интегрированного обучения. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В 2021 году был проведен цикл занятий по теме «Профессии, связанные с экологией». Педагоги через интегрированные занятия познакомили детей с такими профессиями как эколог, лесник, орнитолог, агроном, цветовод, океанологи.

 - педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть.

 - информационно-коммуникативные технологии. Здесь можно говорить о мультимедийных презентациях и виртуальных экскурсиях.

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС (развивающей предметно-пространственной среды). В нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, которая помогает знакомить со спецификой работы людей разных профессий.  Сюда можно отнести:

 - игровые зоны для сюжетно-ролевых игр,

 - настольно-печатные и дидактические игры,

 - художественная литература по теме «профессии», энциклопедии,

 - различные картотеки пословиц, загадок, стихотворений,

 - наглядный материал по теме «профессии»,

 - мультфильмы, видеофильмы, видеоролики по данной теме.

Знакомство с профессиями взрослых проходит в рамках дополнительного образования. На протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Это программы: «Юные пожарные», «Юные железнодорожники», «Мы будущие спасатели», «Мы юные экологи», В начале 2022 года через систему Навигатор дополнительного образования была реализована программа «Веселые горошины». Данная программа познакомила детей с такими профессиями как актер, гример, костюмер, билетер. Дети представили себя артистами, зрителями. В группе ставились мини-спектакли, показывали различные виды театров.

Поскольку все наши воспитанники проживают в железнодорожном поселке и многие родители работают на ж/д предприятиях, то мы не могли оставить без внимания знакомство с профессиями, связанными с железной дорогой. Нами был разработан проект «Профессия железнодорожник». Цель проекта: формирование у детей интереса к профессиям своих родителей и желания трудиться на железнодорожном транспорте. В течение года проводились экскурсии на ж/д  вокзал, посещение памятников (паровоз, памятник погибшим  железнодорожникам в годы ВОВ), проведение тематических занятий, организацию сюжетно-ролевых игр, беседы и встречи с родителями железнодорожниками.

Хотелось бы отметить, что взаимодействие с родителями – особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у ребенка. Родители активно принимают участие в обогащении предметно-пространственной среды, шили спецодежду для игровых центров, участвуют в выставках. С родителями проводились консультации: «Профориентация детей в дошкольном возрасте», «Знакомство детей с творческими профессиями» и т.д.

В процессе целенаправленной работы дети получают возможность расширять и уточнять знания о профессиях, активизируют словарный запас. Ведь чем больше ребенок впитывает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

В дальнейшем мы будем продолжать свою работу по ранней профориентации дошкольников. Будем создавать условия для воспитания у детей ценностного отношения к труду взрослых.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...

Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...

«Организация работы в формате ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

     Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось - могли смело вступить в самостоятельную жизнь.Значит, мы хотим, чтобы на...

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)         Ранняя профориентация – одн...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...

Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...