«Организация опыта работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
материал
Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.
Так как дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
На базе нашего детского сада ведется постоянная работа с детьми по ранней профориентации во всех возрастных группах. Ежегодно мы планируем мероприятия по данному направлению в годовом плане работы ДОУ. Педагоги отражают работу по ранней профориентации дошкольников в своих рабочих программах и календарных планах воспитательно-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_raney_proforientatsii.docx | 17.92 КБ |
rannyaya_proforientatsiya.pdf | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
«Организация опыта работы в ДОУ
по ранней профориентации дошкольников»
Труд строителей всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну а ты, кем хочешь стать?
Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.
Так как дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
На базе нашего детского сада ведется постоянная работа с детьми по ранней профориентации во всех возрастных группах. Ежегодно мы планируем мероприятия по данному направлению в годовом плане работы ДОУ. Педагоги отражают работу по ранней профориентации дошкольников в своих рабочих программах и календарных планах воспитательно-образовательной деятельности.
В работе с дошкольниками по ранней профориентации мы используем разнообразные методы и приемы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной и продуктивной.
К традиционным методам и приемам по ознакомлению детей с трудом взрослых можно отнести:
- словесные – беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы;
- наглядный – наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций;
- практический – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда;
- игровой – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:
- технология проектной деятельности. Данная технология позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В течение последних 3 лет были реализованы следующие проекты: Хлеб всему голова, Профессия железнодорожник, Все профессии нужны, все профессии важны.
- технология исследовательской деятельности. Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирования).
- технология интегрированного обучения. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В 2021 году был проведен цикл занятий по теме «Профессии, связанные с экологией». Педагоги через интегрированные занятия познакомили детей с такими профессиями как эколог, лесник, орнитолог, агроном, цветовод, океанологи.
- педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть.
- информационно-коммуникативные технологии. Здесь можно говорить о мультимедийных презентациях и виртуальных экскурсиях.
Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС (развивающей предметно-пространственной среды). В нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, которая помогает знакомить со спецификой работы людей разных профессий. Сюда можно отнести:
- игровые зоны для сюжетно-ролевых игр,
- настольно-печатные и дидактические игры,
- художественная литература по теме «профессии», энциклопедии,
- различные картотеки пословиц, загадок, стихотворений,
- наглядный материал по теме «профессии»,
- мультфильмы, видеофильмы, видеоролики по данной теме.
Знакомство с профессиями взрослых проходит в рамках дополнительного образования. На протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Это программы: «Юные пожарные», «Юные железнодорожники», «Мы будущие спасатели», «Мы юные экологи», В начале 2022 года через систему Навигатор дополнительного образования была реализована программа «Веселые горошины». Данная программа познакомила детей с такими профессиями как актер, гример, костюмер, билетер. Дети представили себя артистами, зрителями. В группе ставились мини-спектакли, показывали различные виды театров.
Поскольку все наши воспитанники проживают в железнодорожном поселке и многие родители работают на ж/д предприятиях, то мы не могли оставить без внимания знакомство с профессиями, связанными с железной дорогой. Нами был разработан проект «Профессия железнодорожник». Цель проекта: формирование у детей интереса к профессиям своих родителей и желания трудиться на железнодорожном транспорте. В течение года проводились экскурсии на ж/д вокзал, посещение памятников (паровоз, памятник погибшим железнодорожникам в годы ВОВ), проведение тематических занятий, организацию сюжетно-ролевых игр, беседы и встречи с родителями железнодорожниками.
Хотелось бы отметить, что взаимодействие с родителями – особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у ребенка. Родители активно принимают участие в обогащении предметно-пространственной среды, шили спецодежду для игровых центров, участвуют в выставках. С родителями проводились консультации: «Профориентация детей в дошкольном возрасте», «Знакомство детей с творческими профессиями» и т.д.
В процессе целенаправленной работы дети получают возможность расширять и уточнять знания о профессиях, активизируют словарный запас. Ведь чем больше ребенок впитывает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В дальнейшем мы будем продолжать свою работу по ранней профориентации дошкольников. Будем создавать условия для воспитания у детей ценностного отношения к труду взрослых.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"
Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...
Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"
Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...
«Организация работы в формате ранней профориентации дошкольников в ДОУ»
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось - могли смело вступить в самостоятельную жизнь.Значит, мы хотим, чтобы на...
Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)
Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.) Ранняя профориентация – одн...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....
Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...
Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...