"Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского "
методическая разработка
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Принципы дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ref.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть
1. Биография Яна Амоса Коменского …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ......5
2. Система семейного воспитания дошкольников в труде Яна Амоса Коменского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....7
3. Педагогика Яна Коменского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . .13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . 15
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Принципы дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения.
В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Требование необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе остается в силе и сегодня, несмотря на то, что насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Однако это не означает, что исчерпается проблема педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Это именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Например, психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.
Часто, чтобы иметь возможность разобраться в проблеме «сегодня» нужно знать её историю, какой она была «вчера». Наследство Я.А. Коменского дает нам возможность глубже осмыслить, лучше понять ряд дидактических вопросов, которые встают перед нами сейчас в нашей школе, в том числе и наглядность обучения.
- БИОГРАФИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Ян Амомс Комменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина - Ян Сегеш - перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских братьев.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-1610 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.
Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» и начал работу над полным словарём чешского языка «Сокровищница чешского языка». В 1618-1621 год жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения. В этот период Коменский написал книгу «Моравские древности» и составил подробную карту родной Моравии.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке, а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа». Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы - союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили лютеранскую армию.
В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662 году, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое».
- СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.
Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.
Великий педагог Ян Амос Коменский, положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста, в частности семейному воспитанию.
Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал, как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет, т.е. дошкольное детство. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитии детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т.д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития.
Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т.п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она - основное средство развития детей.
Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.
Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.
С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.
Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие.
В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советовал матерям развивать память и мышление детей и рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
Значительное внимание уделял физическому воспитанию, а так же развитию речи и мышления, воспитанию нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я.А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными особенностями.
Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.
3. ПЕДАГОГИКА ЯНА КОМЕНСКОГО
В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос педагога должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно: «…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример педагога. Он указывал, что педагог добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что Я.А. Коменский является великим педагогом и ученым, им была разработана периодизация дошкольного возраста, большое внимание он уделял воспитанию детей дошкольного возраста, в частности семейному воспитанию, чему был посвящен его труд «Материнская школа».
Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Наиболее значимыми в этом отношении являются педагогический опыт и идеи Яна Амоса Коменского - основоположника научной педагогики и изобретателя классно-урочной системы.
Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов.
Коменский написал такие великие труды, которые остаются актуальными и на сегодняшний день, как «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Новейший метод языков», «Физика», «Астрономия», «Мир чувственных вещей в картинках», «Школа-игра», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и др., которые еще при его жизни получили распространение во всем мире.
Самый известный труд Коменского «Великая дидактика», многие ее положения вошли в современную теорию обучения. А труд «Материнская школа», написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей.
Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
2. Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с
3. Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - С. 31-33
4. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
5. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский.- изд 2-е, М.: Педагогика, 1970
6. Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"
Педагогический совет «Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ» в форме проблемно-деятельной игры. Подготовка к педсвету ДРК по проблеме "Оценка эффективност...
Моё педагогическое творчество
Творческий отчёт о социальной реабилитации дошкольников на основе этнокультуроного воспитания в краеведческой деятельности....
Особенности педагогического творчества воспитателя дошкольников.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогическим творчеством воспитателей дошкольников....
Досуг " День рождения только раз в году" участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества 2014- 2015 учебный год
Досуг в детском саду...
Педагогическое творчество и его значение в деятельности педагога
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных способностей....
Эссе «Инновационный поиск в моем педагогическом творчестве в рамках реализации ФГОС ДО»
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...
Положение открытой выставки-конкурса педагогического творчества "Здоровый образ жизни"
Цель: создание условий для физического развития детей, повышение интереса к здоровому образу жизни.Задачи: - активизация деятельности педагогов ДОУ по физическому развитию;- поиск путей оптимизации во...