Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
консультация
Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения в разных видах деятельностей поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие» М. Монтессори
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребенка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное, интеллектуальное развитие. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления .
С учетом ФГОС ДО, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области «Познавательное развитие » развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях; об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях; о планете Земля; о многообразии стран и народов мира.
Задачи ФЭМП в дошкольном возрасте 1.Формирование системы элементарных математических представлений. 2. Формирование предпосылок математического мышления. 3. Формирование сенсорных процессов и способностей. 4.Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи. 5. Формирование начальных форм учебной деятельности .
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Основные принципы обучения Сознательность и активность. Наглядность. Деятельностной подход. Систематичность и последовательность. Прочность. Постоянная повторяемость. Научность. Доступность. Связь с жизнью. Развивающее обучение. Индивидуальный и дифференцированный подход. Коррекционная направленность и др.
Условия, помогающие планировать работу по математическому развитию у дошкольников Владение методикой математического развития дошкольников. Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии. Знание возрастных особенностей детей данной группы. Знание индивидуальных особенностей детей своей группы. Учёт имеющихся знаний у детей. Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе. Повышение квалификации воспитателя путем изучения педагогического опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Встречается во всех видах детской деятельности: Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование из разного материала Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Игровые упражнения : « Волшебный мешочек», « Назови себя», « Добрые слова», « Закончи предложение», «Наша дружная группа», «Помоги медвежонку» и другие. Проведение познавательных бесед : « Правила безопасности на дороге», «Светофор- друг на дороге», «Части суток» и т.д. Игровые поручения « Принеси один – много игрушек», «Прокати мячик в ворота», « Разложи тарелки куклам», « Подарки на День рождения куклы Кати», « Поездка в супермаркет». Игры по навыкам самообслуживания : « Научим мишку держать правильно ложку», «Оденем куклу на улицу», « Купание куклы Саши» и другие игры.
Образовательная область «Познавательное развитие» В работе с детьми были использованы различные настольные, дидактические игры: мозайка, пазлы, « Геометрическое лото», игра « Найди пару», «Что изменилось?», « Когда это бывает?», «Подбери по форме», « Собери матрешку», « Части суток», « Подбери по счету картинки», « Кто, где спрятался?». Конструирование из деревянного и пластмассового конструктора по образцу педагога дорожек, ворот высоких и низких, домов из кубиков, игра « Построй как у меня». Беседа о частях суток ( утро – день – вечер - ночь) Рассматривание с детьми объекты живой и неживой природы, выделяя цвет, форму и размер предмета или объекта. Наблюдая за растениями, животными и птицами, отмечать особенности их строения тела, среды обитания (ствол дуба толстый, а у березы он тонкий) По познавательно-исследовательской деятельности используются : игровое упражнение «Наполните стаканчики песком», игра « Золушка» (с фасолью), « Чудесный мешочек», « Шнуровка», « Разложи предметы по цвету» « Найди такой же предмет», элементарные эксперименты со снегом, красками .
Образовательная область «Речевое развитие» В работе с детьми используется разные формы фольклора и художественного слова с математическим содержанием (стихотворения, потешки, поговорки, песенки). Чтение рассказов и сказок способствуют формированию представлений о количественных отношениях, части суток, времена года, величине и ориентировке в пространстве. Разучивание пальчиковых игр с ребятами является самым интенсивным способом формирования математических представлений. Беседы по сказкам с детьми помогают закреплять и уточнять знания о величине, количестве и пространственные отношения. ( Например, сказка « Теремок » самый маленький и большой герой сказки; кто за кем пришел в теремок; теремок один - героев много). Дидактические игры: « Один - много » , « Что изменилось? » , « Три медведя » , « Назови, кто какой по счету? » , « Разложи героев по величине » , « Что было в начале, что потом? » , «Помоги трем поросятам найти свои дома».
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие » В работе с детьми используется музыкальные игры и упражнения, логоритмика: « Жили у бабуси два веселых гуся …» , « Вперед 4 шага » , « Три поросенка » и другие. В конструктивной: « Большие и маленькие дома » , « Длинная дорожка для машины » , постройки ворот, забора, моста, мебели, гаражи разного размера. Изобразительная деятельность тоже не обходится без математики. Рисование: « Мячики для котят » , « Огурец и помидор » , « Колобок по дорожке катится » , « Украсим елку игрушками » , « Два веселых гуся » , « Домик для поросенка » . Лепка: « Мячик » , « Длинная змея » , « Миски для трех медведей » , « Украсим варежку узором » , « Снеговик » , « Домик для зайчика и петушка » , « Ягоды в миске » . Аппликация: « Маленькая елочка » , « Украсим платочек для матрешки » , « Три чашки для медведей » , « Фрукты в вазе » , « Домик для зайчика » , « Светофор » , « Рыбки в аквариуме » . Именно изобразительная деятельность помогает закреплять представления о фигурах, о форме, размерах предметов и их пространственном размещении, о количестве .
Образовательная область «Физическое развитие» В работе с детьми используется подвижные игры и упражнения: подвижные игры: «Попади в круг», «Кто дальше бросит мешочек», «Беги к флажку», Найди себе пару», « Самолеты», «Карусели», «Раздувайся, пузырь», « Рассчитайся по порядку»; спортивные упражнения: « Прокатись на велосипеде по кругу», «Кто быстрее?», «Школа мяча», « Кто дальше бросить?». А также можно использовать физкультминутки, считалки, беседы, дыхательную и пальчиковую гимнастики с математическим содержанием. Веселая зарядка Раз, два, три, четыре – Топаем ногами. Раз, два, три, четыре – Хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре И на месте поскакать. На носок, потом на пятку.
Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста. Итак, подведем итог. Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения в разных видах деятельностей поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей, используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»
Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме....
Консультация для педагогов Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Обмен опытом между педагогическими работниками...
Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»....