«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
консультация по математике (старшая группа)

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Формирование элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Подготовила: воспитатель

Зимина Э.Т.

г. Нижний Новгород

2019г


 «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»  

        Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.

            Игра - основной вид деятельности дошкольников и является самой привлекательной деятельностью для детей, так как в ней они ощущают свободу. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,  овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В развивающих играх и упражнениях у дошкольников создается интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.

    Особое внимание по формированию элементарных математических представлений следует уделять индивидуальной работе с детьми.

Если в игре ребёнок, действуя с предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребёнка бездействует.

Поэтому очень полезны игры, в которых дети действуют: собирают, разбирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. д.

        Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Особенностью развития дошкольников является то, что его восприятие носит предметный характер, т.е. все свойства предмета: например цвет, форма, величина не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащим ему. Поэтому основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами.

    Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно лучше усваивали большой объём знаний. Поэтому я использую развивающие игры, так как для себя в процессе игры ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает внимание, память, мышление. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому. Чтобы радость   от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения.

В качестве наглядного материала в процессе организованной образовательной деятельности использую иллюстрации и плакаты, мнемотаблицы, дидактический материал, развивающие игры и упражнения с учётом возрастных особенностей детей.    Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифферинцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

    В любом возрасте дети очень любят смотреть мультфильмы и телепередачи с веселыми и интересными персонажами, поэтому при формировании математических представлений, этот вид деятельности является очень эффективным. Например, познавательный цикл «Уроки тётушки совы».

    Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей. При одевании на  прогулку, уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем в подвижные игры, словесные игры («Противоположности», «Считаем парами»), игры с мячом («Отбивание мяча под счёт», «Съедобное – несъедобное», «Я начну, а ты продолжи» и т. д.) . Проводим опыты и наблюдения. Закрепляем знания о временах года, частях суток, величине предметов (дерево высокое, а кустик низкий).

   Инсценирование и драматизация так же позволяют не только закрепить полученные знания, но и приобрести новые, научиться применять их в игровой деятельности и в жизненных ситуациях. В процессе организованной образовательной деятельности помогают создать вокруг сложной познавательной деятельности атмосферу волшебства, весёлой игры – игровые обучающие ситуации. Для этого используем мотивы детских сказок и стихотворений: «Три медведя», «Теремок», С.Я.Маршак «Весёлый счёт», считалки, скороговорки и т. д.

    Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, как закрепление полученных знаний.

При рисовании частей туловища животных, птиц идёт закрепление названия геометрических фигур, также в аппликации при вырезывании круга, овала  мы закрепляем названия  квадрата, прямоугольника. Задание является чисто математическим, но всегда есть возможность для творческого проявления индивидуальности самого ребёнка. К четырём годам у детей резко возрастает творческая активность в самых разнообразных областях и чтобы стимулировать этот процесс, я знакомлю их с разнообразными играми и упражнениями на развитие воображения: «На что похоже?», «Дорисуй» .

    Невозможно формировать элементарные математические представления у ребёнка, не организовав для этого специальную предметно- пространственную развивающую среду. Я оборудовала математический  уголок занимательных игр, способствующих развитию внимания и логического мышления. Все игры доступны детям. Ребёнок может выбрать игру, привлекающую его внимание или соответствующую его интересам.

Создавая уголок занимательных игр,  я ставила перед собой задачу: сформировать у детей интерес к элементам умственной деятельности, развивать качества и свойства личности ребёнка, необходимые для успешного обучения в дальнейшем, а также воспитывать потребность занимать свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Работая с детьми, я старалась одновременно работать с родителями, чтобы обеспечить разностороннее воздействие на детей, направленное на воспитания у них интереса к играм и занимательным задачам.

Психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр,- это путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития.

 Используемая литература:

  1. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.    
  2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических  

представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»

Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого реб...