Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через развивающие игры.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через развивающие игры
Задумайтесь, насколько важно для взрослых видеть, как растут и развиваются их дети. Насколько важно ребёнку для своего развития узнавать и изучать мир. Мир, богатый красками, звуками, событиями; мир, состоящий из предметов, которые так хочется пощупать, покрутить, попробовать на зуб; мир, который был бы неполным без неосязаемых элементов: активной деятельности ума, причудливой игры фантазии или неумолимой строгости логики.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщений и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. В дошкольном возрасте развитие ребенка идёт бурными темпами, для него недостаточно просто видеть и слышать мир. Ребёнок открыт для получения информации, для накопления жизненного опыта.
Бытует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную, по особым правилам, внешнюю деятельность.
Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления ребенка-дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципа высокого уровня трудности.
Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идет слабо и вяло.
Значительное влияние на психическое развитие оказывают и продуктивные виды деятельности. Благодаря им, происходит переход от предметного внешнего уровня восприятия к смысловому, развивается ручная умелость.
Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляется интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности-игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необыденный мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.
Заинтересовавшись вопросом интеллектуального развития детей дошкольного возраста через развивающие игры могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют развивающие игры З. Дьенеша, Х. Кюизенера, В. Воскобовича, Б. П. Никитина.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Поглубже изучив опыт работы В. Воскобовича, З. Дьенеша, Б. П. Никитина, Х. Кюизенера, я изготовила ряд пособий для детей своей группы. Разработанное мною тематическое планирование и конспекты занятий по использованию игр Воскобовича В. В., дают возможность развивать познавательные, интеллектуальные, математические способности детей. Развивающие игры я подбираю, исходя из основной темы занятия. Был собран художественный материал для проведения игр, подобраны конспекты занятий.
Мой опыт работы основан на следующих
противоречиях:
- между недостаточным уровнем развития логического мышления и речевых нарушений у детей с ОНР;
- между низким уровнем развития у детей внимания, памяти, воображения, восприятия и необходимостью формировать всесторонне развитую личность;
- между традиционными видами работы по развитию высших психических функций и необходимостью внедрения инновационных форм и видов работы.
Ведущая идея опыта:
- внедрение систематизированного материала, направленного на развитие интеллектуальных способностей детей;
- использование эффективных форм и методов работы, способствующих развитию памяти, воображения, основных логических приемов: сравнение и смысловые соотнесения, классификация и обобщение, умозаключение и рассуждение, отрицание и ограничение, анализ и синтез;
- умение детей следовать законам логики, устанавливать причинно – следственные связи.
Основные задачи:
- учить оперировать абстрактными понятиями и логически рассуждать,
- строго следовать законам неумолимой логики и безукоризненно выстраивать причинно - следственные связи,
- сравнивать, обобщать и классифицировать,
- соотносить предметы и явления по смыслу;
- развивать познавательный интерес, творческое воображение, слуховое и зрительное внимание,
- умение рассуждать и доказывать,
- выдвигать гипотезы и делать простые логические умозаключения;
- активизировать работу по развитию сенсомоторных навыков;
- воспитывать коммуникативные навыки, уверенность в себе, самостоятельность,
усидчивость, находчивость и сообразительность.
Концепция опыта работы:
- использование дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку для реализации его потенциальных возможностей;
- соблюдение принципа систематичности и последовательности в работе по развитию интеллектуальных способностей;
- поиск творческого подхода по развитию высших психических функций с использо-ванием инновационных образовательных технологий и нетрадиционных форм и методов обучения дошкольников;
- широкое использование полученных знаний и умений в повседневной жизни;
- совместная работа учителя – логопеда и воспитателей в формировании основных логических приемов.
Технологии:
- применение систематизированного дидактического материала;
- подгрупповые занятия с использованием дидактических игр, занимательных игровых упражнений на развитие интеллектуальных способностей;
- применение практических индивидуальных заданий не только по формированию высших психических функций, но и на развитие сенсомоторных навыков;
- создание игровых ситуаций для обеспечения эффективности работы;
- чередование разнообразных видов деятельности для снижения утомляемости и повышения интереса к занятиям;
Средства реализации:
- изготовление наглядного дидактического материала с использованием компьютерных технологий;
- корректировка подобранного материала для индивидуальной работы с детьми;
- разработка и изготовление занимательных игровых упражнений и практических заданий:
- планирование совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию интеллектуальных способностей.
Логические блоки Дьенеша.
Логические блоки венгерского педагога Золтана Дьенеша заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства. Называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство.
Используя в играх с детьми блоки Дьенеша можно решить следующие задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
5. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».
Развивающие игры В. В. Воскобовича.
Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь. Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.
Многообразие игр В. Воскобовича.
«Геоконт»
С помощью этой игры дети знакомятся с понятиями «прямая», «луч», «отрезок», «угол прямой», «угол острый», «угол тупой», выкладывают цифры, преобразуют одну фигуру в другую, достраивают симметричные предметы.
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, творческие способности.
"Квадрат Воскобовича"
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Змейка Воскобовича
Змейка развивает:
- умение различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры;
- умение сравнивать и анализировать;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
- внимание, память, пространственное и логическое мышление;
- сообразительность, воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Прозрачный квадрат
Развивает: - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;
- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.
- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Волшебная восьмерка.
Конструктор цифр позволяет детям "вручную"(на ощупь, пальцами) знакомимся с цифрами: из палочек под слова считалок (или ориентируясь на цвета радуги) собираем их.
Математические корзинки (3-7 лет)
«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а так же понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
Игра "Счетовозик"
Предназначена для детей от 4-х лет. Главный герой Магнолик, он едет на Счетовозике и светит фонариками в окнах.
Игра поможет ребенку познакомиться с понятием "состав числа", сравнением чисел, моделировать простейшие примеры и решать простейших задачи. С помощью этой игры ребенка очень легко научить складывать и вычитать в пределах двадцати. Эта игра может быть использована, как шнуровка.
Кораблик «Брызг – брызг»
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических представлениях: о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.
И это еще не все игры.
Дидактические палочки Х. Кюизенера.
Он предназначен для обучения математике детей разного возраста и используется педагогами многих стран. Палочки Х. Кюизенера называют ещё цветными палочками, счетными палочками.
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если набором палочек обеспечить каждого ребенка, возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию отношений «больше - меньше», «больше - меньше на.», научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками. Ребёнок освоит в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, запомнит состав чисел из единиц и меньших чисел, освоит сложение, умножение, вычитание и деление чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из. ", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Развивающие игры Б. П. Никитина
“Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!”
Б. П. Никитин
Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Суть идеи сводится к тому, что наиболее важный период для интеллектуального развития – это самый ранний дошкольный возраст, который важно не упустить. В это время жизни для ребёнка особенно важны игры, так как развитие способностей ребёнка наиболее эффективно происходит в игровом процессе. Никитин разработал разнообразные игры, которые способствуют развитию усидчивости, внимания, фантазии, пространственного воображения, аналитических способностей. Немаловажно и то, что ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным. С помощью развивающих игр еще дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения, конструкторским приемам и т. п.
Методика Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно дается в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент - начало новой игры. Он требует от родителей особых педагогических приемов, и по этому поводу дается ряд методических советов. Позже, когда ребенок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно.
Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами, старшие помогают младшим, так что и у родителей высвобождается время на свои дела. Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.
Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
•игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
•задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
•ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
•игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
•играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.
При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Разнообразие игр Б. П. Никитина.
“Собери квадрат”
В этой игре предлагается собрать квадраты из частей, на которые он разрезан. Игра существует в 3 вариантах (по уровню сложности). Их отличие в большем количестве деталей и вариантов разреза квадратов. Игра способствует развитию воображения, логики, мелкой моторики рук.
"Сложи узор" или кубики Никитина
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий:
1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков;
2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют;
3. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
"Точечки"
Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. "Точечки" можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.
В моей работе показано, как блоки Дьенеша, игры В. В. Воскобовича, развивающие игры Б. П. Никитина, палочки Х. Кюизенера можно использовать в процессе развития интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности.
Использование развивающих в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития.
Подтвердились мои наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм.
Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые
требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. -Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. – Санкт-Петербург ООО “Корвет”, 1993г. -46с.
2. Развивающие игры – Б. П. Никитин – Москва, “Педагогика”,1981г. -60с.
3. Страна блоков и палочек –Финкельштейн Б. Б. - Санкт-Петербург ООО “Корвет”- 24с.
4. Как работать с палочками Кюизенера – Комарова Л. Д. – Москва “Гном”, 2008г. -64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами ИКТ.
В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования...
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...
Развитие сенорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Презентация «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие, и воспитание интеллектуальной личности в целом....
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без ...