Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.
консультация (младшая группа)
Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи.
Сегодня знание инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ– одно из условий эффективной деятельности воспитателя для достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Я остановила свой выбор на ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) технологи.
Главная задача адаптированной методики ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Игра – это ведущая форма в дошкольных учреждениях. Используя игры с применением технологии ТРИЗ, педагог увлекает детей в мир знаний, где незаметно для них развивается мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения, а это позволит вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_triz_-_tehnologii_s_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Гимназия №1» города Мытищи Московской области.
Использование триз - технологии с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель: Васина С. В.
2023 год.
Пояснительная записка.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и много требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться.
Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и ее активности.
Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит ее активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного воспитания.
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствуют разностороннему развитию личности ребенка. ТРИЗ – педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим. ТРИЗ – педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз – « творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами « изобретают» свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и детям, и родителям.
Актуальность.
Я считаю проблему развития творческого мышления и познавательной активности одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась и концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательных задач ( ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Кроме того, автор книги « Занятия по ТРИЗ в детском саду» С. И. Гин писала « Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка». Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем!».
Проблема.
Вместе с тем ТРИЗ – технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
Цель: привить ребенку радость творческих открытий.
Задачи.
Обучающие:
-систематизировать представления детей о противоречиях, учить воспринимать объекты как совокупности противоположностей;
-систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей;
-систематизировать знания детей о свойствах веществ в различных агрегатных состояниях;
-познакомить с моделью анализа объекта « системный лифт»;
-систематизировать представления о единицах измерения времени, формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;
-познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения;
-познакомить с моделью анализа объектов « пятиэкранки»;
-обучать приемам обучения загадок.
Развивающие:
-развивать такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
-активизировать мышление путем решения проблемных ситуаций;
-развивать поисковую и познавательную активность, стремление к новизне; речь, творческое воображение, навыки фантазирования, эмпатию;
-развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
-развивать умение инсценировать;
-закрепить умение системного анализа объекта.
Воспитывающие:
-формировать навыки групповой работы;
-ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Ожидаемый результат:
- положительное эмоциональное отношение к занятиям;
-возрастание познавательной активности и интереса;
-раскрепощенные нестандартные детские ответы;
-расширение кругозора;
-стремление к новизне, фантазированию;
-более образная и логичная речь;
- « работа» знаний по ТРИЗ на других занятиях и повседневном общении.
Занятия, предлагаемые в пособии С. И. Гин, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года.
Первый год обучения.
Темы.
Противоречия:
1. Противоречия в погоде;
2 - 3. Противоречия в предметах;
4. Противоречия в ситуациях;
5. Противоречия в размерах;
6. Противоречия в количестве;
7. Противоположные признаки;
8. Обобщающее занятие по противоречиям.
Системный оператор:
9.Подсистемы человека;
10. Подсистемы предметов – объект « чайник»;
11. Подсистемы предметов – объект «машина»;
12.Обобщающее занятие по подсистемам.
Метод маленьких человечков:
13.Метод « маленьких человечков»;
14.Твердые и жидкие человечки;
15. Газообразные человечки;
16.Цветные человечки;
17. Обобщающее занятие по ММЧ.
Системный оператор: надсистемы и под системы.
18. Функции подсистем – объект « дом»;
19. Системный лифт;
20. Надсистемы и подсистемы объекта – системный лифт;
21. Обобщающее занятие по над – и – подсистемах.
Ресурсы:
22. Прошлое различных объектов;
23. Будущее человека;
24. Будущее предметов;
25. Знакомство с системным оператором;
26. Обобщающее занятие по « системному оператору».
Сочинение загадок» ( по методике А. Нестеренко):
27. Анализ сказки по « системному оператору»;
28. Использование ресурсов для сочинения сказки;
29. Другая точка зрения;
30. Обобщающее занятие за год.
Продолжительность занятий 15 – 20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Наблюдая за детьми ...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.
Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игры и познавательные задания».
https://disk.yandex.ru/i/15lAJlW_96tA4w...
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игру»
laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игру»...
СЕНТЯБРЬ 2024 год «Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»
laquo;Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»...
Методическая разработка Тема_ «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игру с использованием инновационных технологий» Ионцева Е.Н 23 марта 2023г.
Методическая разработкаТема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста черезигру с использованием инновационных технологий»Воспитатель: Ионцева Е.Н Речевое развитие вк...