Игровое пособие «Палочки Кюизинера»
методическая разработка
Многофункциональное развивающее дидактическое пособие «Палочки Кюизенера», которое способствует развитию познавательной сферы дошкольников . Использование пособия не противоречит никаким другим методикам, оно может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Позволяет сделать процесс обучения весёлым и занимательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_razvivayushchaya_programma_dlya_detey_s_zpr.docx | 34.19 КБ |
palochki_kyuizenera_v_rabote_s_detmi_zpr.pdf | 707.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад II категории комбинированного вида № 1 «Солнышко»
Групповая развивающая программа
«Волшебные палочки»
Разработчик:
Педагог-психолог
Михайлова Галина Николаевна
с. Идринское, 2021 г.
Пояснительная записка
В последние годы в нашем детском саду увеличивается с каждым годом количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). На период 2021-2022 учебного года в МБДОУ Д/С № 1 «Солнышко» обучается 9 воспитанников. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена слухоречевая и зрительная память. Не сформированы пространственно-временные и количественные представления. Ограничены возможности познавательной деятельности, слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, отсутствует самоконтроль. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Слабо развита мелкая моторика рук. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
Педагогический опыт работы с данной категорией детей показывает, что для более эффективной работы необходимо многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволяет «через руки», в доступной детям форме решить обозначенные проблемы. Одним из таких средств является пособие «Палочки Кюизенера». Использование пособия не противоречит никаким другим методикам, оно может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Позволяет сделать процесс обучения весёлым и занимательным.
Цель программы: развитие познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Палочки Кюизенера».
Задачи:
1.Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие (восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени);
2.Развивать свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключение;
3.Развивать наглядно-образное мышление, мыслительные операции анализа и синтеза, классификации;
4. Развивать зрительную и слуховую память;
5. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
6.Развивать воображение, фантазию.
Адресат: дети 5-7 лет с задержкой психического развития.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Условия реализации программы: Игровое пособие «Палочки Кюизинера» используется систематически на подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Методическое обеспечение:
Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце», игровое пособие «Палочки Кюизенера» на каждого ребенка.
Формы контроля:
Посредством мониторингов в начале года и в конце года (наблюдение, диагностика, практические задания).
Ожидаемые результаты:
1.Повысится уровень развития зрительного, слухового, тактильного восприятия;
2.Повысится уровень развития свойств внимания: устойчивость, концентрация, переключение;
3.Повысится уровень развития наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации;
4. Повысится уровень развития зрительной и слуховой памяти;
5.Повысится уровень развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
6.Повысится уровень развития воображения, фантазии.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Игровые задания | Программное содержание |
Сентябрь | 1.Сказка «Улица разноцветных палочек» | Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек. «Найди и покажи такую же палочку, как у меня»; «Найди самую длинную или короткую палочку»; «Построй дома»; «Укажи из палочек каких цветов построен дом». |
2. «Заборчики» | Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление. | |
3. «Разложи по цвету». | Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь. | |
Октябрь | 1. «Змейка». | Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. |
2. «У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | |
3. «Разноцветные вагончики» | Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). | |
4. «Столбики» | Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. | |
5. «Треугольники» | Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?».Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). | |
Ноябрь | 1. «Рамка для картины» | Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях.Развивать творческую фантазию. |
2. «Разноцветные флажки» | Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? | |
3. «Елка» | Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. | |
4.«Запомни» | Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. | |
Декабрь | 1. «Подбери цифру» | Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
2. «Конструирование геометрических фигур». | Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
3. «Собачья семейка» | Учить детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; Учить детей ориентироваться в пространстве (оперировать понятиями «левый», «правый», «между»). | |
4. «Олень» | Развивать умение детей создавать образ, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); Ориентироваться в пространстве. Развивать воображение. | |
Январь | 1. «Домик с забором» | Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер. |
2. «Яблоко» | Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; Находить признаки сходства и различия. Развивать внимание, зрительно-моторную координацию. | |
3. «Аквариум» | Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; Находить сходства и различия между предметами. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику. | |
Февраль | 1. «Птичий двор» | Развивать у детей представления о цвете, умение называть цвета; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Развивать память, мелкую моторику. |
2. «Улитка на солнышке» | Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | |
3. «Продолжи узор» | Развивать умение увидеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. Развитие мышления, внимания, мелкой моторики. | |
4. «Котенок» | Развивать умение детей создавать образ, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); Ориентироваться в пространстве. Развивать воображение. | |
Март | 1. «Что пропустили?» | Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
2. «Мышата и сыр» | Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие цветные палочки Кюизенера. | |
3. «Конструируем посуду» | Развивать интеллектуально – творческие способности детей, внимание, память умение работать по схеме. | |
4. «Покажи, как растут числа» | Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать число в пределах 10. Учить называть соседей данного числа. Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек; - внимание, наблюдательность, логическое мышление. | |
Апрель | 1. «Рисуем палочками» | Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета). |
2.«Волшебные палочки» | Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. | |
3. «Моя семья» | Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | |
4.«Отгадай загадку, выбери отгадку». | Упражнять в различении цвета. Развивать умение работать со схемой; накладывать палочки на изображение. Развивать логическое мышление, речь. | |
5.«Веселые зайчата» | Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. | |
Май | 1.«Кораблик» | Учить находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу. Развивать воображение, восприятие. |
2. «Верблюд» | Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. Развивать зрительно-моторную координацию, внимание, мелкую моторику. | |
3. Выставка работ «Однажды в зоопарке» | Закреплять моделирование по собственному замыслу. Развивать воображение, восприятие, мелкую моторику. |
Литература:
1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2000 г.;
2. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2000 г.;
3.Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизинера: игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.-М.:Гном и Д, М. «Издательство «Гном и Д», 2008 г.;
4. «На золотом крыльце…». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие детей через технологию палочек Кюизинера и логических блоков Дьенеша
В помощь педагогам, кто ещё не работал с палочками Кюизинера логическими блоками Дьенеша...
Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша
С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...
презентация о палочках Кюизинера.
задачи, и некоторые задания по палочкам Кюизинера...
Проект "Веселые палочки (палочки КЮИЗИНЕРА)
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, ед...
Использование игровых технологий: палочек Кюизинера и блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают средства и способы познания и общения, более увереныв своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путе...
Игровое пособие «Театр на палочках» по сказке Сутеева В.Г. «Палочка-выручалочка».
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, помогает развить художественно-эстетические и творческие способности детей, их речь, память, мышление, внимание, сп...
Методический комплекс игровых материалов к цветным палочкам Кюизинера
работа с палочками...