Использование игровых технологий: палочек Кюизинера и блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста.
статья

КолосоваОксана Николаевна

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают средства и способы познания и общения, более увереныв своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша и палочек Кюизинера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий: палочек Кюизиненра и блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС ДО появилась необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, которое бы выявляло и развивало творческие и познавательные способности. Основной вид деятельности дошкольников – это игра. Считаю, что главную роль в развитии детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. В своей работе педагога – психолога я использую дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизинера. Именно в игре можно с помощью данных технологий развивать у дошкольников интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности. И познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя, ребенок выполняет разнообразные предметные действия. (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и другое).

Бельгийский учитель Джордж Кюизинер разработал дидактический материал – набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете». Это игровое пособие, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности и состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии, воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно – действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Формы:

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизинера применяю в игровой форме на индивидуальных и групповых занятиях.Я, как педагог – психолог считаю, что использование данных игровых технологий на занятиях с детьми позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать логические задачи, конструировать. Также у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, способность к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет подготовка к школе.

Цели игры:

- развитие познавательных интересов;

- развитие самостоятельно творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости;

- расширение кругозора.

Задачи:

 развивать

- умение конструировать и моделировать;

- умение оперировать предметами, знаками, символами;

- наглядно – образное, логическое, нестандартное – креативное мышление (умение гибко мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

- воображение, сообразительность, любознательность, память, внимание;

- наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

- психические функции, связанные с речевой деятельностью.

- мелкую моторику рук.

обучать

- разрабатывать план решения задачи;

- управлять своей познавательной деятельностью;

 воспитывать

- самостоятельность;

- инициативу;

- настойчивость в достижении цели.

С помощью манипуляций с блоками и палочками, дети устанавливают, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, улитки.

В процессе моделирования дети замещают конструкцией из палочек и блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. (заборчик)

 При проведении подвижных игр палочки и блоки выполняют функцию ориентиров. (Автотрасса, мост).Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков (чередование по одному свойству цвету или форме, по двум свойствам цвет и форма, форма и толщина блоков, форма и размер). Для поддержания интереса предлагаю различные игровые задачи: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

В настольно – печатных играх (работа с картами к играм, схемами, альбомами, алгоритмами)

В сюжетно – ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Аналогично Поезд – билеты, места. «Кодовый замок» - на стол выкладываются 3 фигуры, две можно объединить по какому – то свойству, одна –лишняя. За замком может быть что угодно – сюрприз, дорога на прогулку и т. д. Ребенок должен открыть замок, догадаться на какую кнопку нажать и объяснить почему?

Таким образом, использование развивающих, дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию познавательных процессов, повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.( После включения дидактических игр и упражнений, организованных на основе логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера, формирование мыслительных операций у старших дошкольников проходит более успешно и эффективно. Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать.

Уважаемые коллеги, в своей работе, на занятиях с детьми, вы также можете использовать эти дидактические игры. Предлагаю вам литературу, которая поможет при работе с данными методиками.

Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизинера? – раскрывает все этапы обучения дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизинера.

Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». Здесь представлены игры и упражнения и прилагаются схемы.

Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ.

Новикова В. П. и Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Для работы с детьми 3- 7 лет.

Также для игр с блоками и палочками необходимо методическое обеспечение. Это альбомы для разной возрастной категории детей, которые служат составной частью к дидактическому материалу. Так ребенок узнает, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, учится воспринимать цвета и размеры объектов. У ребенка формируется хороший глазомер и навык ориентации в пространстве на плоскости. А также, в рамках подготовки к школе, он учится работать со схемами и образцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

Доклад на родительском собрании на тему: "Использование блоков Дьенеша для самореализации детей старшего дошкольного возраста".

Успешная деятельность дошкольника – это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действ...

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, кото...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Этапы работы и подборка игрового материала для каждого этапа работы по формированию фонематического восприятия...