Экскурсия в краеведческий музей с детьми подготовительной группы по теме: «Люблю свой край»
материал (подготовительная группа)

Экскурсия

в краеведческий музей

с детьми

подготовительной группы

по теме:

 «Люблю свой край»

Цель:

-Создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

 

- Ознакомление  детей с бытом народов ханты и манси.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Экскурсия

в краеведческий музей

с детьми

подготовительной группы

по теме:

 «Люблю свой край»

                                 

                                                                                Подготовила:

                                                                                                        воспитатель Лещенко И.В.

г. Покачи

Тема: «Люблю свой край»

Цель:

-Создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

- Ознакомление  детей с бытом народов ханты и манси.

Задачи:

-дать понятия:  «музей», «исторические источники»;

-продолжать формировать представление о краеведческом музее;

- продолжать расширять и углублять знания воспитанников  об  истории города

  Покачи;

-продолжать  развивать логическое мышление, любознательность, сосредоточенность, умение сопоставлять, проводить сравнительный анализ;

продолжать развивать монологическую и диалогическую речь.

- воспитывать желание внимательно слушать экскурсовода.

Предварительная работа:

-рассматривание альбома «Край, в котором мы живем», чтение рассказов и стихов о г. Покачи

Организационный момент.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, куда же мы отправимся! 

В нем предметы старины,

До сих пор  сохранены,

Любознательный народ,

Поглазеть на них идет.

(ответ детей)

Воспитатель: Верно.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей, где познакомимся с историей нашего края и города, с малочисленными народами, которые проживают на территории нашего Югорского края: хаты и манси.

В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена.

Воспитатель: Кто из вас был в музее?

Воспитатель:Что означает слово «музей»? Сейчас, я вам расскажу.

Музе́й  — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью. В мире очень много музеев, самой разной тематики. Музеи  бывают: военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий

Воспитатель:

Что такое краеведение?

Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем………..

Многие десятки тысяч людей, в том числе и дети, идут в музей, изучают в них экспонаты, и,  даже сами принимают участие в создании экспозиций.

Воспитатель:

 Кто из вас знает, что такое экспозиция?

 Воспитатель:

 (Экспозиция — выставление на показ предметов искусства).

Воспитатель: (вопросы к детям)

- Как надо вести себя в музее?

- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?

- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?

- Правильно, экскурсовод.

- Я советую вам слушать внимательно, так как это все очень интересно.

Ход экскурсии

Экскурсовод: Добрый день, дорогие ребята

Вначале начала мы посмотрим небольшую историческую справку о нашем округе. 

Округ,в котором мы живем, называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

История нашего округа началась очень давно. Древнее название нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ). В нашем округе много городов и поселений, Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси. Ханты живут на берегах рек  Летом живут в берестяных чумах, зимой -  в землянках и избушках.  Сейчас я вам покажу, ка выглядит чум.   

Чум - традиционное  жилище хантов - оленеводов.

В центре чума - место для очага или печи, по обе стороны укладывается досками. Вдоль стен, от досок, устраивают спальные места из циновок, шкур оленя и одежды. 

Домашняя утварь

 Для изготовления домашней утвари, ханты применяют: дерево, кость, коренья, древесную кору, шкуры,  камыши и травы.

Кухонную посуду, необходимую для хранения пищи и её приготовления, делали в основном, из дерева и бересты. В такой посуде хорошо сохраняются продукты (демонстрация экспонатов)

Одежда и обувь

 В одежде ханты  и манси ,многие виды одежды,  были одинаковыми.

И, у мужчин, и, у  женщин, и, у детей.

Зимняя одежда из оленьих шкур - малица, гусь (совик) и парка - шились без разреза спереди и надевались через голову.

 В культуре северного народа, своеобразным является орнамент.

Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель)

Игры и игрушки

У народов ханты, существуют интересные традиционные игры, которые развивают у детей смекалку, находчивость, воспитывают выдержку, волю, ловкость, фантазию.

Девочки играют в куклы, сшитые из кусочков ткани и меха.

У хантыйской куклы - акани (показ экспоната) - отсутствуют черт лица.

Родители препятствуют играм с покупными куклами, у которых есть рот, глаза и нос: такие куклы могут, по верованиям  хантов, превратиться в духов и навредить. 

 

Одно из важнейших занятий коренного населения Западной Сибири - охота и рыболовство. Она начиналась по первому снегу и продолжалась до поздней весны. Охота на животных осуществлялась, преимущественно,  с помощью ловушек. (Демонстрация «ловушек», с помощью которых ханты охотились, ловили рыбу). 

Далее экскурсовод показывал альбом, с фото. 

Экскурсовод: В основном, это фотографии, отображающие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями. 

Коллекция «Историческая».  Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни  первостроителей. 

Коллекция «Естественная». Дети посетили зал, в котором были представлены экспонаты растительного и животного мира нашего региона. 

Сотрудники музея, с помощью чучел, познакомили ребят с птицамидикими животными, населяющими наш  регион. (медведь, лиса, волк, соболь, норка, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы).

Продолжая знакомство, экскурсовод очень увлекательно рассказывала  о повадках, приспособленности  к среде обитания, внешнем виде, устроении жилища и других интересных сведениях  о животных и птицах.

Дети с интересом слушали повествование экскурсовода и рассматривали фото, задавали  вопросы.

Экскурсия была интересной и познавательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ с детьми подготовительной группы

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;  -материальной и духовной культуры нашего города;- познакомить детей с жизнью наших предков;- воспитывать чувство горд...

План -конспект тематического мероприятия познавательного характера в подготовительной группе на тему: "Люблю тебя. мой край родной"

Цель занятия: способствовать  воспитанию патриотизма у детей.Закреплять знания детей о том, что наша Родина - Россия.Воспитывать чувство любви к своей Родине -России , к родному краю; к истории р...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Конспект образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Люблю тебя – мой край родной!»

Цель:- формирование начальных представлений о родном крае (районе)  через различные виды деятельности....

Экскурсия в краеведческий музей «Добро пожаловать в музей!»

Цель:познакомить детей с историей  родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город.          Задачи:- сформировать пр...

Конспект экскурсии в краеведческий музей «Добро пожаловать в музей»

  Сформировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать       словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция....

Экскурсия в краеведческий музей «Добро пожаловать в музей!»

Цель:познакомить детей с историей  родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город.          Задачи:- сформировать пр...