Детско – родительский исследовательско - творческий проект«Дружба, хлеб и братство – лучшее богатство»
проект
Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости, никогда не приедается, его употребляют все, ежедневно – это хлеб - кормилец. Хлеб – уникальный продукт. Уникальность его состоит в том, что его едят все народы Земли, этот продукт есть во всех национальных кухнях.
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
На Украине очень популярны паляныця, калач. В Таджикистане благодаря вкусовым качествам славятся лепешки – нон. У жителей Казахстана - баурсаки, нан, в России – каравай.
Дети знают пословицы, поговорки, стихи, физ.минутки о хлебе.
Но не знают: как хлеб пришел к нам на стол, как профессии наших родителей связаны с хлебом, сколько хлеба доставалось каждому во время войны. Именно это и подвигло нас к написанию данного детско-родительского проекта «Дружба, хлеб и братство – лучшее богатство».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отделение МАОУ «ГСОШ№4» «Земляновская СОШ»
Детский сад «Ромашка»
«Дружба, хлеб и братство –
лучшее богатство»
Детско – родительский
исследовательско - творческий проект
Автор проекта:
Т.Ю.Казаринова
2020 год
Введение
Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости, никогда не приедается, его употребляют все, ежедневно – это хлеб - кормилец. Хлеб – уникальный продукт. Уникальность его состоит в том, что его едят все народы Земли, этот продукт есть во всех национальных кухнях.
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
На Украине очень популярны паляныця, калач. В Таджикистане благодаря вкусовым качествам славятся лепешки – нон. У жителей Казахстана - баурсаки, нан, в России – каравай.
Дети знают пословицы, поговорки, стихи, физ.минутки о хлебе.
Но не знают: как хлеб пришел к нам на стол, как профессии наших родителей связаны с хлебом, сколько хлеба доставалось каждому во время войны. Именно это и подвигло нас к написанию данного детско-родительского проекта «Дружба, хлеб и братство – лучшее богатство».
Актуальность
«Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, остаётся самой большой ценностью.
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду людей занятых производством хлеба. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Подрастающее поколение не осознает значимости и ценности данного продукта, важного для жизни и здоровья человека.
По анкетированию родителей выяснилось, что у большинства семей остаются излишки хлеба, что черствый хлеб можно выбросить. Забывая о том, что хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Хлеб - это история нашей Родины. Какую цену заплатила каждая семья в годы Великой Отечественной Войны за наше сытное время.
Именно, с детских лет необходимо учить детей, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, уметь его ценить.
Поэтому, вместе с ребятами мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие национальной хлебобулочной продукции.
Проблема
Недостаточное представление о ценности и значимости хлеба в жизни человека
Цель проекта:
как можно больше узнать о главном продукте нашего стола – хлебе и его роли в обогащении семейных ценностей
Задачи проекта:
- Собрать подробную информацию о хлебе;
- Узнать о профессиях наших родителей, связанных с хлебом;
- Провести исследование и выяснить каким трудом добывается хлеб для каждого из нас;
- Развивать чувство уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба, бережного отношения к хлебу;
- Получить знания о героическом подвиге людей, о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы;
- Познакомиться с традициями разных национальностей нашего села;
- Раскрыть понятия «дружба», «братство», как о важном союзе людей разных национальностей;
Участники проекта:
педагоги детского сада, родители, дети старшей группы, библиотекарь, члены Ветеранской организации, руководитель школьного исторического музея «Комната Боевой Славы»
Методы исследования:
сбор информации, опрос, наблюдение, беседы, сравнение, экскурсии, эксперимент
Тип проекта:
детско – родительский исследовательско - творческий
Сроки реализации: среднесрочный
Этапы реализации проекта:
I Этап Подготовительный
- Подготовка предметно – развивающей среды
- Подбор художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки)
- Создание и подбор наглядно - дидактического материала
- Оповещение родителей о предстоящем проекте
II Этап Основной
- Интервью с комбайнером «Труд хлебороба»
- Беседа с водителем КамАЗа «Путь зернышка к столу»
- Экскурсия в школьный исторический музей «Хлеб Победы»
- Экскурсия в магазин «Виды хлеба»
- Экскурсия на кухню «Мы печем пшеничные, булочки отличные»
- Практикум медицинского работника «Польза злаков»
- Мастер – класс от Ветеранской организации «Хлебный колосок»
Речевое развитие
Центр «Будем говорить правильно»
Беседы
«Откуда хлеб пришёл», «Как выращивают хлеб», «О сборе урожая»,
«О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу», «Какой бывает хлеб», «Хлеб – наше богатство», «Надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел на стол», «Кто такой хлебороб?» «Сельские профессии», «Любимые хлебобулочные изделия»; «Национальный хлеб», «Пайка блокадного хлеба»
Центр «Здравствуй, книжка»
Чтение художественной литературы:
Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство»,
С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый», В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора», В Крупин «Отцовское поле»,
Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о хлебе и хлебобулочных изделиях
Стихи:
«Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько
Просмотр видеофильмов:
«Как растет пшеница», «Труд комбайнера», «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультфильмов:
«История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Берегите хлеб»; «Золотые колосья» белорусская сказка; «Хлеб» белорусская сказка; «Чудо – мельница» русская народная сказка
Центр игры
Словесные игры: «Хорошо - плохо», «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке), «Пирог»
Познавательное развитие
Центр «Мы познаем мир»
Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами
Рассматривание серии сюжетных картинок «Выращивание хлеба»
Составление рассказов «Как хлеб на стол попал», «Осенние работы, «Уборка урожая»; «Из чего печется хлеб, что едим мы на обед»
Наблюдение «Кто еще любит хлебные крошки и зерна?»
Проблемные ситуации «Если не будет хлеба, то что?..»,«Если мы не будем работать на полях…»
Центр «Науки и природы»
Просмотр презентаций:
«Как хлеб попал на стол», «Собран с поля урожай», «Откуда в хлебе дырочки», «Хлеб войны», «Национальный хлеб» «Труд людей, выращивающих хлеб и об орудиях, облегчающих их труд»
Центр экспериментирования
«Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса;
«Как получается мука?»,
Центр строительства
Конструирование из строительного материала «Сельскохозяйственные машины»; «Хлебозавод» (из разных видов конструкторов);
Социально – коммуникативное развитие
Центр сенсорного развития и математики
Дидактические игры:
«Узнай на вкус» (ржаной хлеб, пшеничный хлеб, батон, пряник, сушка, печенье); ; «Угадай на ощупь»; «Что из чего?», «Кто больше назовет», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» «Назови профессию»; «Что из какой муки испекли?»; «Четвертый лишний»; «Превращения»; «Чудесный мешочек»; «Как превратить муку в тесто?»; «Посчитай зерна»
Центр активности
Сюжетно – ролевые игры «Хлебный магазин»; «Пекарня»
Центр кулинарии
Сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Семья»,
Центр драматизации
Инсценировка украинской сказки «Колосок»;
Инсценировка русской народной сказки «Колобок»;
Художественно - эстетическое развитие
Центр музыки
Слушание музыки О. Варенец «Хлеб всему голова»,
“Песня про каравай” сл. В Приходько, муз. Г. Левкодимова,
Песня «Расти, Колосок» муз. Ю. Чичкова
Песня-хоровод «Колосок»
Хоровод «Каравай»
Заучивание песни «Отличные, пшеничные»
Танцевальные движения с колосками
Центр искусства
Аппликация «Хлебный колосок», «Пышки да ватрушки», «Мельница»
Рисование «Колосья»,
Лепка «Хлеб, хлебобулочные изделия»
Физическое развитие
Центр двигательной активности
Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок», «Дождик»,
Физ.минутки «Печка», «Хлебные изделия»
Подвижные игры
«Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».
Центр «Будь здоров»
Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть»
III Этап Заключительный
Создание мини – музея национального хлеба и хлебобулочных изделий «Хлебная ярмарка»
Заключение
Таким образом, работа над проектом помогла, как можно больше узнать о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, какой ценой доставался хлеб в тяжелые военные годы, о героическом подвиге людей в годы ВОВ.
Совместная деятельность родителей, детей, педагогов помогла сформировать целостное представление о значимости и ценности хлеба в жизни человека, его выращивании и производстве. Дошкольники стали бережно относиться к «кормильцу», наблюдается развитие личных качеств, потребность совершать добрые дела и поступки.
Данная исследовательско – творческая деятельность позволила развитию чувства уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Реализация данного проекта помогла создать условия для развития интереса у дошкольников, к культуре и творчеству людей различных национальностей. Приобщить детей к национальным традициям, раскрыть понятия «дружба», «братство».
В ходе проектной деятельности отмечено налаживание продуктивного сотрудничества, развитие сотворчества детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Дружба"
проект...
Информационно - творческий проект «Дружба начинается с улыбки»
Проект «Дружба начинается с улыбки» Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.Срок проекта: среднесрочныйАктуальностьДень ребёнка в детском саду наполнен ...
Долгосрочный творческий проект "Дружба народов мира"
Нам известно, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах.Существует множество традиционных и современных технологий обучения дошк...
краткосрочный творческий проект "Дружба народов мира"
Проект во 2 мл.гр. о формировании представления о России как о многонациональном государстве. Ознакомление детей с традициями и обычаями народов Южной Кореи....
Квест - игра «Дружба и братство лучшее богатство»
В контексте ФГОС ДО психопрофилактика выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога и подразумевает работу по предупреждению возможных осложнений в психическом развитии детей....
Сценарий квест – игры «ДРУЖБА И БРАТСТВО ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО ». (для детей 5-6 лет)
Цель игры.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу, чувство сопереживания за игроков своей команды.Задачи.Образовательные задачи.Продолжать учить играм с элемент...