Организация педагогической деятельности по формированию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)
Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация педагогической деятельности по формированию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные. По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по насыщенности. В качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры. В качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются музыкальные ноты, фонемы родного языка. Также и во вкусовом восприятии имеются свои виды эталонов — это четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на свежие, сладкие и горькие, легкие и тяжелые и т. д. [2, с. 4–6].
Важнейшим средством сенсорного воспитания ребенка является окружающая природа. С первых дней жизни природа привлекает внимание, дает повод для раздумий. Проблема формирования сенсорных способностей посредством экологического воспитания издавна интересовала ученых. Для формирования сенсорных способностей большое значение имеет взаимодействие дошкольников с миром природы, находящейся в пространстве его жизнедеятельности. Именно поэтому большое значение имеет обогащенная эколого-развивающая среда дошкольного учреждения, насыщенная многообразием живых объектов, представленная различными "экологическими пространствами" в помещении и на территории ДОУ. Такая среда позволяет организовывать с детьми различные виды деятельности. Ведь известно: что ребенок – это активное, деятельное существо, которое следует направить в нужное русло, которому надо показать, как действовать в созданных условиях. В помещениях детского сада традиционно устраиваются уголки природы в группах, огороды на окне в зимнее время. Можно в дошкольном учреждении оборудовать экологическую комнату, лабораторию.
Для того чтобы процесс формирования сенсорных способностей детей средствами неживой природы сделать еще более совершенным, воспитателю необходимо в самом начале учебного года разрабатывать перспективное тематическое планирование, которое является основой положительного результата всей деятельности.
1. Воспитатель должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой- либо работы.
2. Воспитателям (а также родителям) важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).
3. Воспитателям необходимо в самом начале работы с группой выяснить, как дети относятся к экскурсиям, к прогулкам, к ручному труду, что они уже умеют делать своими руками.
4. Воспитателям (и родителям) рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года.
5. Воспитатели обязательно должны выслушать впечатления детей об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
6. Желательно использовать в организации сенсорного воспитания детей дошкольного возраста загадки о явлениях неживой природы.
7. Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др.), который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.
8. Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.
9. Воспитателю нужно научить детей трудиться в коллективе, что - ни будь делать сообща.
10. Воспитателям необходимо привлекать родителей к изготовлению дома совместно с детьми поделок из природного материала.
Знакомство ребенка с явлениями неживой природы должно не только служить средством накапливания впечатлений и эмоций об окружающем мире, но и выступать как инструмент развития его умственной деятельности.
Занятие «Солнце, солнце, загляни в оконце» посвятили изучению солнечных явлений. Была поставлена цель: сформировать у ребят представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле. Начали с того, что сообщили детям о приходе гостя - Карлсона, с которым мы повстречались еще утром по дороге в детский сад и который захотел зайти к ребятам. Ребята очень обрадовались прилету Карлсона. Он сообщил им о своей идее полететь на солнце. А у нас с ребятами тут же возникли вопросы: На чем он собрался лететь? Почему?
Карлсон ответил на наши вопросы легко и просто: «На своем моторчике». Мы спросили у ребят: «Сможет ли Карлсон долететь до солнца на своем моторчике? На чем вообще люди летают в космос?» Ребята стали активно рассуждать и предлагать разные средства, на которых он мог бы полететь. Далее предложили ребятам подойти к столу, на котором разложены разрезанные картинки космических кораблей и собрать их. Собранные картинки ребята стали показывать Карлсону и рассказывать у кого, что получилось.
И снова начались наши расспросы Карлсона. Мы с ребятами стали спрашивать у него: «В какой одежде он полетит? Когда планирует вернуться? Как близко хочет подлететь к солнцу? и др.» Когда Карлсон ответил, что хочет побегать по солнцу, мы задали вопрос ребятам: «Сможет ли он это сделать, ведь оно горячее? Почему?» Ребята стали давать характеристики солнца (что оно горячее, и приближаясь к нему можно сгореть, что оно огромных размеров и по нему не пройтись). Мы помогаем сделать им вывод о солнце, и просим дорисовать на розданных листочках с нарисованным кружком извергающиеся с поверхности солнца языки пламени. Дети охотно приступают к рисованию, некоторые спрашивают друг у друга о том, что будут дорисовывать, а кто-то сразу приступает к рисованию. Рассмотрев получившиеся картинки ребят делаем вывод о том, что солнце действительно очень горячее и что оно может на всех обжечь.
Далее демонстрируем детям картинку с загорелыми детьми и спрашиваем у детей и Карлсона: «А вы летом загорали на пляже? Как летом светит солнце? Почему дети на картинке такие загорелые? Можем ли мы обгореть от солнечных лучшей? Ребята даже приводят примеры из своего жизненного опыта. После мы предлагаем ребятам поиграть в подвижную игру, способствующую закреплению знаний о шарообразной форме.
Мы спросили у них: «Что случится, если солнце перестанет светить? Что произойдет со всеми живыми организмами? и др.» и показали им цветок, который несколько дней простоял в шкафу без солнечного света. Дети рассматривали цветок, сочувствовали ему, некоторые даже погладили его листочки. В конце занятия они слепили себе из пластилина по солнышку и оставили его на память о нашей встрече с Карлсоном.
Третьим занятием стала организованная нами прогулка «Наблюдение за березой осенью», которую провели формирования представления об изменениях, связанных с временем года (осень). Пришли с ребятами в осенний парк, походили, побегали в нем, насобирали листочков и сделали большие букеты. Испытали огромнейшее удовольствие от открывшейся перед нами красоты осеннего леса, шуршания осенних листьев, разных цветов под ногами, от шума деревьев, развесивших свои красивые желто- оранжевые кроны, от ни с чем не сравнимого лесного запаха, то есть «обогатились» тысячью всевозможных приятных эмоции и чувств.
Прогуливаясь с детьми по парку, мы обращаем внимание на березу, подходим к ней и задаем ребятам вопросы. Далее предлагаем немножко поиграть в игру «Беги к березе» для того, чтобы дети подвигались и закрепили полученные знания о березе. После этого мы предложили детям собрать красивые и цветные осенние букеты из листьев разных деревьев и сделать вывод о том, что происходит в природе осенью.
Четвертое занятие «Наблюдение за состоянием природы» также, как и предыдущее, провели вне учреждения, на уличной площадке. Его целью стало формирование представления о природном явлении – тумане и умения подмечать особенности этого явления. Сначала мы рассказали детям о тумане, который в основном бывает осенью, объяснили из чего он состоит и конечно, «вошли» в него. А потом стали спрашивать у них: «Как вам дышится? Какой воздух в тумане? Густой ли туман? Какое небо во время тумана? и др.»
Предложили детям выполнить задание «Изобрази настроение». Ребята с помощью мимики и жестов должны были передать разные настроения, связанные с изменениями природы, с переменой настроения в различных ситуациях. В ходе всех проведенных нами комплексных занятий была осуществлена целенаправленная работа по формированию сенсорных способностей и воспитанию чувства любви к окружающему миру.
Формирование сенсорных способностей при использовании современных технологий.
Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи в разных образовательных областях. В связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании инновационные подходы начинают внедрять в образовательный процесс с дошкольного возраста. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
К инновационным технологиям при формировании сенсорных эталонов у детей можно отнести:
Сенсорная коробка — это методика, стимулирующая познавательных процессов и способствующая развитию мелкой моторики. В соответствии с тематикой и наполнением коробки, данное пособие развивает тактильное восприятие, зрение, обоняние и слух ребенка.
Хепенинг- форма современного искусства, которая включает в себя импровизацию. Представляет собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не имеет четкого сценария. Для детей дошкольного возраста подходит рисование пальчиками. Этот вид хепенинга включает в себя приманивание пальцев рук к поверхности бумаги разными способами. Польза от рисования пальчиками: хорошо развивают мелкую моторику, которая в свою очередь развивает речь и тактильную чувствительность.
Кинезиология — здоровье сберегающие технологии, позволяющие выявить скрытые способности ребенка. Упражнения кинезиологии расслабляют, снимают напряжение, создают эмоционально благополучную атмосферу, укрепляют нервную систему ребенка, таким образом развивают психологические и физические качества, сохраняют здоровье и предотвращают отклонения развитии.
Куклотерапия — направление, раскрывающая значимость эмоциональных контактов для детей и показывающая огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Это методика собирает детей в команду, также устанавливает эмоциональные контакты детей, развивает психические процессы, обучает окружающему миру. В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Ковролинография — совокупность игр на ковролине, которая проводит ориентированные упражнения по формированию сенсорных способностей. Занятия содержат развитие сенсорных эталонов формы, цвета, величины.
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Целью методики является развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами. Технология информационного обучения, в которой используют специальные технические средств для просмотра мультфильмов, сказок, песен, драматизаций: компьютера, мультимедийного проектора, принтера, телевизора, магнитофона, фотоаппарата, видеокамеры. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и являются стимулом их познавательной активности. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников, уделяли внимание многие отечественные учёные. Наиболее значимыми в этом направлении, являются такие авторы как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева. В заключение можно сказать следующее: применение инновационных технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным и личностно-ориентированным, а также способствует общему развитию детей, их успеху в дальнейшем обучении и жизни.
Литература: Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 332 ч. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, А. П. Усова. — М.: Академия педагогических наук, 2018. — 138 с. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. — М., 2019. — 175 с. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьяков, Т. А. Комарова, Л. С. Журова. — М.: Просвещение, 2021. — 115 с. Тихеева. Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С. 54–55. Гибадуллина, И. Ш. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста / И. Ш. Гибадуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110594/ (дата обращения: 01.02.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
Описание опыта педагогической деятельности по формированию валеологический представлений у детей дошкольного возраста
Описание опыта...
«Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Старший дошкольный возраст
Изобразительно-художественная деятельность является важнейшим средством в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших задач педагогической теории и практики являетс...
Консультация «Формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»
Данная консультация предназначена для воспитателей, специалистов ДОУ.Давайте вспомним, что такое сенсорика?На магнитной доске вывешивается ключевое слово СЕНСОРИКА и предлагается педагогам написать сл...
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль...